ДО И ПОСЛЕ ПОБЕДЫ. Штурмовал дворец диктатора и бежал из горящей машины. Рассказываем о легенде советской разведки
В новом проекте расскажем о выходцах из Беларуси, бравших Берлин и сделавших что-то полезное для Родины до войны или после нее. О жизни уроженца Минска Юрия Дроздова, ставшего легендой Управления «С», читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Юрий Дроздов: легенда Управления «С»
Уроженец Минска штурмовал немецкую столицу в 1945-м, а в 1979-м — афганский дворец Амина, руководил нелегальной разведкой и стал отцом спецназа «Вымпел».
Боевое крещение
Разведчик-нелегал должен научиться быть многоликим, выдавая себя за другого, скрывать собственное «я». 10 февраля 1962 года к Глиникскому мосту, посередине которого проходила граница между ГДР и Западным Берлином, с обеих сторон подъехали черные машины. Произошел обмен советского разведчика Рудольфа Абеля на американского летчика Фрэнсиса Пауэрса. Среди сопровождавших был высокий худощавый мужчина, по легенде, двоюродный брат Абеля Юрген Дривс, а на деле советский агент-нелегал Юрий Дроздов.
Юрий Иванович родился в Минске в 1925 году. В июне 1941-го с семьей успел уйти на восток из пылающего города. Он не годился для службы в Красной армии — не подходил по возрасту. Лишь в 1943-м его призвали в РККА. Направили в 1-е Ленинградское артиллерийское училище, находившееся в эвакуации в городе Энгельсе.
С 1 января 1945 года лейтенант Дроздов — командир взвода противотанковой артиллерии. В боях за Берлин его подразделение уничтожило более 80 гитлеровцев, зенитное орудие, 5 пулеметов, две 75-мм пушки. За это будущий генерал получил орден Красной Звезды.
После мая 1945-го служил в Группе советских войск в Германии, а в 1952-м поступил в Военный институт иностранных языков, по окончании которого его направили на работу в КГБ СССР. В звании капитана он прибыл в ГДР в качестве переводчика. Брать в разведку его не хотели из-за раннего облысения макушки (броская примета). Немецкое направление службы возглавлял генерал Коротков. Дроздов сказал ему, что хотел бы заняться оперативной работой. Услышал встречный вопрос:
— А что вы знаете об этом?
Юрий Иванович сказал:
— Наверное, все это не сложнее, чем рассчитать стратегию действий артиллерийского полка при наступлении.
Коротков усмехнулся. Но вскоре действительно привлек капитана к делу.
…21 июня 1957-го в США был арестован глава советской резидентуры в Нью-Йорке Абель. Его приговорили к 32 годам тюремного заключения. Спецслужбы СССР боролись за него пять лет. Дроздов под видом двоюродного брата наладил переписку членов семьи Рудольфа с его американским адвокатом. Принимал активное участие в прикрытии тайных переговоров об обмене Абеля на равного. Но подходящей кандидатуры для бартера не было. В 1960-м, 1 мая, рядом со Свердловском силы советских ПВО сбили самолет-разведчик Lockheed U-2. Пилота Пауэрса спас парашют. В СССР его осудили на 10 лет. У Кремля появился повод для торга. Рокировка состоялась спустя два года.
Когда летчик и разведчик, идя по мосту навстречу друг другу, разминулись, каждый из них инстинктивно обернулся, словно пытаясь распознать лицо своего визави.
Фронтовой опыт
В 1964-м, после шести лет работы в Германии, Дроздова назначили резидентом советской разведки в Китае. В ту пору отношения между странами окончательно испортились. Там шла Культурная революция, Пекин пытался подмять под себя часть мирового коммунистического движения. На улицах правили бал хунвейбины, по сути штурмовики, которые громили машины русских дипломатов. Однажды Юрия Ивановича едва не сожгли в его автомобиле. Помогла фронтовая смекалка.

Осада советского посольства хунвейбинами в Пекине. 1967 год
По возвращении в Москву в 1968-м Дроздов работал заместителем начальника Управления «С», координировавшего нелегальную разведывательную сеть по всему миру. Иногда выезжал за рубеж. Однажды искали подходы к западногерманской спецслужбе БНД (Федеральная разведка ФРГ). Выяснилось, что некоторые из ее работников исповедуют неонацистские взгляды. Взяв одного из таких в разработку, Юрий Иванович с его немецким без акцента сыграл роль барона фон Фоэнштайна, якобы главы подпольной организации, жаждущей возродить Третий рейх. Для подопечного имитировали церемонию принятия присяги фюреру по ритуалу 1930-х. Теперь от коллег по тайной организации у истинного арийца секретов не было. Он приносил ценнейшую информацию для советской резидентуры, сам того не ведая. Более чем очевидно, что Дроздов читал романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова!
В 1975 году новая должность: резидент внешней разведки в США, формально занимая пост заместителя постоянного представителя СССР при ООН. Это был сложный этап в карьере — отвечать за нелегальную сеть в стране главного потенциального противника.
Под градом пуль

Утром после штурма дворца Амина. Кабул. 28 декабря 1979 года
Вернувшись из-за океана в 1979-м, разведчик возглавил Управление «С» и получил задание спланировать и провести захват дворца Хафизуллы Амина, афганского диктатора, чья политика не устраивала советское правительство. Сам штурм осуществляли группы армейского спецназа «Гром» и «Зенит». Дроздов находился в гуще события, руководил операцией. Напряжение перед ее началом генерал снял одной фразой: «Ребята, давайте просто похулиганим!»
А после, возвращаясь в советскую военную часть, едва не погиб. С командой бойцов ночью на зарубежных машинах прибыли к воротам подразделения. Часовой принял колонну за чужаков и открыл автоматный огонь. Стрелял, пока из разбитого окна не услышал отборный русский мат. Когда пальба завершилась, Дроздов вышел из салона, посмотрел на простреленный капот. Появился лейтенант. Генерал спросил:
— Твой боец?
— Мой, — ответил тот.
— Спасибо, что не научил его метко стрелять.
После успешного штурма нашего земляка представили к званию Героя Советского Союза, но тот отказался от него в пользу одного из бойцов, проявившего себя наиболее ярко. Там же, в Кабуле, он провел работу над ошибками. Понял, что КГБ должен иметь собственный спецназ для осуществления операций за пределами СССР. Так, в 1981 году появилась группа «Вымпел». Интересно, что перед началом ее работы кроме собственного опыта использовали и зарубежный. Причем не напрямую. В аналогичные группы на Западе внедрили своих агентов для получения информации о методах подготовки. «Вымпел» вошел в состав Управления «С», поэтому Дроздов лично отбирал кадры. Многие из них — бывшие разведчики-нелегалы, служившие в спецназе некоторых стран НАТО по заданию.
В 1991-м офицер ушел в отставку. Что примечательно, до августовского путча. В воспоминаниях он отмечал: «Как-то американский разведчик бросил мне такую фразу: «…пройдет время, и вы ахнете, если это, конечно, будет рассекречено, какую агентуру во время перестройки имели ЦРУ и Госдепартамент у вас на самом верху».
На пенсии возглавлял аналитический центр НАМАКОН, где работали только бывшие сослуживцы, поэтому чем они занимались — тайна за семью печатями. Прожив долгую жизнь, 91 год, генерал Дроздов скончался в 2017-м. Коллеги, ученики вспоминают его с теплотой и сегодня.