Дом шести премьеров. Почему так прозвали неприметную пятиэтажку в тихом центре столицы
«Дом шести премьеров». Почему в народе так прозвали неприметную пятиэтажку в тихом центре столицы и что в советское время делало ее элитной, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
Если двигаться от пл. Победы по ул. Захарова и свернуть направо в пер. Броневой, то взгляд упрется в торец неприметного, казалось бы, здания под № 4, построенного из светлого кирпича. Но на Яндекс-карте мелькает интригующая метка — «Дом шести премьеров». Почему его так прозвали?
Регалиями никто не кичился
С местом жильцам явно повезло — тихий центр, и хотя до пл. Победы рукой подать, дом изолирован от шумного проспекта. Что особенно ценят люди с достатком.
— Дом как дом. Вы посмотрите, что сейчас строят, фасады какие, подземные гаражи, так что ничего особенного. Есть в Минске дома и круче, — считает жительница этой пятиэтажки Людмила Федоровна.
А вот в прежние времена дом считался элитным: здесь был даже лифт, хотя по советским стандартам в пятиэтажках он не предусматривался. В числе именитых жильцов — бывшие в разные годы председателями Совета Министров БССР Николай Авхимович, Тихон Киселев, Александр Аксенов, Владимир Бровиков, Михаил Ковалев, Вячеслав Кебич. Отсюда у дома и «премьерское» название. Здесь также жили председатель Президиума Верховного Совета БССР Сергей Притыцкий, заместитель председателя этого законодательного органа Владимир Лобанок и председатель Минского городского исполнительного комитета, почетный гражданин города Минска Василий Шарапов.
Напрашиваюсь в гости к Людмиле Федоровне. Та охотно соглашается пообщаться, но просит не фотографировать.
Пока поднимаемся по лестнице, отмечаю для себя непривычно широкие ступени и необычные перила. Собеседница рассказывает, что в доме 44 квартиры, есть четырех- и пятикомнатные с двумя туалетами. Население пятиэтажки за более чем полвека уже несколько раз обновилось.
— Именитые жильцы хотя и занимали высокие должности, но отличались завидной скромностью. Все как один доброжелательные и простые в общении, никто не кичился регалиями, никогда у нас не было споров и разногласий, каждый занимался своим делом. Мы настолько дружно жили, что оставляли друг другу ключи от квартиры. Мой сын ходил в школу, а я оставляла ключ премьеру Авхимовичу. Никто не важничал и не придавал значения тому, насколько статусные соседи. Кстати, и сейчас у меня дома лежит ключ от соседской квартиры, — продолжает Людмила Федоровна.
У Притыцкого была охрана
Живет минчанка вместе с сыном в четырехкомнатной квартире, которую в конце 1960-х выделили ее отцу. Тот был юристом, а мать — фармацевтом.
— Площадь квартиры меньше 100 «квадратов». Комнаты небольшие, но ванная просторная и балкон длинный, растянулся вдоль двух комнат. А еще у нас дополнительный санузел возле входной двери. Мусоропровод в кухне. Кстати, я единственный жилец, кто его оставил в квартире, остальные давно отказались, — рассказывает хозяйка апартаментов.
Изначально в доме № 4 заселили первый подъезд. В нем жили Лобанок, Киселев и Притыцкий.
— Сейчас тут живут Елена Кебич — вдова Вячеслава Францевича — и олимпиец Александр Медведь. Саша просто умница. Ему 86 лет, а он еще за рулем ездит, — уточняет собеседница.
Сам же дом за десятки лет мало изменился. С торцов, как и полвека назад, обнесен забором. А вот придомовую территорию заставили автомобилями.
— Раньше ни одной машины во дворе не стояло, забор на замок закрывался. Притыцкий жил в первом подъезде, там же сидел охранник, у которого был ключ от ворот. Если приезжала скорая, шли к нему за ключом. Теперь паркуются под окнами кто ни попадя, когда едут в парк Горького, и запрещающий знак им нипочем, — сетует Людмила Федоровна.
Кто ее купит за такие деньги?!
Квартиры в этом доме недешевые. Однушка, к примеру, стоит от 60 тыс. долларов.
— А правда, что здесь продают апартаменты за миллион долларов? — интересуюсь.
— Правда, и не один год. Это бывшая квартира Притыцкого. Пятикомнатная, но цена… Кто ее купит за такие деньги?! И интерьер на любителя: лепнина, люстры, как во дворце. Я считаю, что квартира — это личное пространство, тебе должно быть уютно. А тут все равно что поселиться в Эрмитаже. Не думайте, это не Притыцкие налепили, жили они скромно. Эту жилплощадь их внучка продала, — уточняет собеседница.
Ностальгия по детству
В этой же пятиэтажке когда-то жил и депутат Верховного Совета БССР, бывший первый секретарь Могилевского подпольного обкома ЛКСМ по военной работе Федор Иванов. Возле дома я встретила его внучку Татьяну. Та ностальгически разглядывала окна квартиры, где прошло ее детство. Родственники уже давно здесь не живут. Таня вспоминает, что часто гостила у бабушки и дедушки, «ездила, как на праздник».
— Летом во дворе было много детворы. На этих зеленых качелях мы и взлетали к небу. Им минимум лет 30. Ходили с бабушкой в парк Горького и по пути заглядывали в маленький продуктовый магазин, я несла сумки с покупками. А еще лифт в доме удивлял, нам было интересно покататься. Кстати, возле дома до сих пор растет яблоня из моего детства…
Справочно
Дом № 4 в пер. Броневом возведен для партийной элиты БССР в 1967 г. В разное время в нем жили шесть председателей Совета Министров БССР: Н. Авхимович, Т. Киселев, А. Аксенов, В. Бровиков, М. Ковалев, В. Кебич. Поэтому здание в народе и получило название «Дом шести премьеров».
Фото Тамары Хамицевич