Избили Ходченкову, погиб польский актер. Какие ЧП случались на белорусских съемочных площадках
Досталось Ходченковой, погиб польский актер. Какие ЧП случались на белорусских съемочных площадках. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
После того как американский актер Алек Болдуин на съемках фильма «Ржавчина» застрелил оператора Галину Хатчинс и ранил режиссера Джоэла Соуса, невольно вспомнились чрезвычайные происшествия и трагедии, случившиеся либо едва не произошедшие на белорусских съемочных площадках в разные периоды.
Раз в год и палка стреляет, но чаще всего причиной несчастных случаев становятся стечение обстоятельств и человеческий фактор.
Никто не заметил
Поскольку белорусский кинематограф всегда славился лентами о войне, в большинстве случаев ЧП происходили на съемках именно таких картин, несмотря на строгие меры техники безопасности. Ведь на площадке всегда присутствовало хоть охолощенное, но оружие!
Так, в 1987 году во время работы над лентой «Переправа» Виктора Турова погиб польский актер. Снимали сцену перестрелки, потом рукопашного боя. Актеры находились по пояс в воде. Шла ожесточенная постановочная драка, периодически раздавались выстрелы. Гильза, вылетевшая из автомата, попала в шею одному из исполнителей, вскрыла артерию, он упал под воду. Продолжая бой, никто не понял, что их коллега под толщей воды истекает кровью. А когда спохватились, было поздно. Поскольку картина советско-польская, работали съемочные группы как со стороны БССР, так и со стороны ПНР. Над эпизодом, где произошла трагедия, трудились поляки, из белорусской команды никого не привлекли к ответственности.
Был и другой несчастный случай. Массовые сцены под Львовом снимали недалеко от военного аэродрома. Возвращаясь с тренировочного полета, экипажи МиГ-21, захотев рассмотреть, что происходит, пролетели над киногруппой низко, на бреющем полете. Лошади сбросили каскадеров-всадников, сорвались и исчезли. Один из каскадеров при падении сломал позвоночник. Стадо напуганных животных искали несколько дней.
Шутки в сторону
В работе над одной из самых знаменитых отечественных кинокартин «Государственная граница» тоже не обошлось без ЧП. Когда снимали фильм 3-й «Восточный рубеж» (1982), актер Владимир Новиков исполнял роль пограничника Могилова, а Талгат Нигматулин, знаменитый после советского боевика «Пираты ХХ века», играл бандита по прозвищу Веселый. Новиков всегда был балагуром и шутником, травил анекдоты, разыгрывал коллег. Тут он почему-то решил, что охолощенный револьвер ничего, кроме звука, не издает, подошел к Нигматулину и выстрелил в упор ему в живот. Хорошо, что у Талгата за поясом была книга, которую он читал в перерывах. Выстрел прожег ее насквозь, ведь из ствола вырываются раскаленные пороховые газы. Так книга спасла актера. В интернете полно роликов, где из охолощенного оружия выстрелом в упор вдребезги раскалывают арбуз или пробивают насквозь цинковое ведро.
В 1983 году работали над 4-м фильмом «Красный песок» из цикла «Государственная граница» на границе с Таджикистаном в маленьком городке. То ли с целью диверсии, то ли по халатности была отравлена водопроводная вода. 3 000 жителей погибли. Режиссер Борис Степанов прямо на съемках упал в обморок, получив сильную интоксикацию. В результате ослеп. В Москве Святослав Федоров вернул зрение. Но органы были повреждены токсикозом. После этого классик белорусского кино снимал мало, преждевременно ушел из жизни.
На фоне перечисленных бед покажется пустяком, но во время съемок 5-го фильма «Год сорок первый» актер Евгений Леонов-Гладышев в сценах рукопашных боев три раза ломал руку и ключицу. Весь период работы над лентой провел в гипсе. Гримеры накладывали поверх белой повязки грязный окровавленный бинт, и зрителей ничего не смущало: раненый боец, неудивительно.
Повезло же
Одним из самых дорогостоящих в истории отечественного военного кино советского периода считается фильм «Пламя» (1974) Виталия Четверикова. Лента рассказывает о событиях, происходивших в мае 1944 года на территории Белоруссии. По приказу Гитлера против партизанских отрядов планировалось организовать масштабное наступление. Партизанские соединения Полоцко-Лепельской зоны после боев у деревень Плино и Паперино совершили прорыв вражеской блокады. Партизанские лагеря гитлеровцы бомбили с воздуха, и в кино это нужно было имитировать с лесным пожаром и взрывами. Осуществить задуманное решили на площадке натурных съемок отечественной киностудии под Смолевичами. Накануне ночью там в двухэтажной деревянной гостинице произошло короткое замыкание. Начался пожар. Как рассказывал звукорежиссер фильма Борис Шангин, после тушения огня он увидел приехавшего из Минска белого как мел второго режиссера Юрия Рыбченка. Тот признался, что чуть не поседел, узнав о возгорании. Оказалось, днем раньше пиротехники привезли 20 кг взрывчатки для предстоящих съемок. Склад был закрыт, взрывчатку положили в кладовке под крыльцом гостиницы. Почему она не рванула? Везение.
На этом история со взрывчатым веществом не закончилась. Его заложили в разных точках леса, чтобы снять прорыв и уничтожение баз партизанских отрядов, одновременно лес оцепили. На дорожках выставили посты. Произвели взрывы, всё сняли успешно. И вдруг из чащи, где только что всё взлетало на воздух, выскочила группа ошалевших от ужаса грибников! Либо их не заметили, обыскивая лес, либо они прошли своими тропами, не зная о предстоящих опасных съемках. В этой истории все тоже остались живы и здоровы, но вновь по причине везения.
Без правил
На территории Беларуси часто снимают российские сериалы. Зачастую все — от режиссера до последнего помощника на площадке — минчане. Из Москвы приезжают лишь исполнители главных ролей.
В 2004 году для канала НТВ у нас работали над сериалом «Карусель» со Светланой Ходченковой и Максимом Авериным в главных ролях. В картине снялись и другие московские актеры — Роман Мадянов, Юлия Новикова, Ольга Остроумова, Александр Пашутин. По сюжету у девушки с бойцовскими качествами пропал возлюбленный. Она прилагает все усилия для его поисков. В одной из сцен героиня Ходченковой должна была драться на ринге, который построили в павильоне отечественной киностудии. В день съемок вокруг ринга собрали сотни человек массовки, должной изображать болельщиков. В качестве соперницы для актрисы пригласили девушку — профессионального боксера, мастера спорта, чемпионку. Она знала: бой должен пройти деликатно. Правдивости схватки добьются позже с помощью монтажа. На том и порешили. Но, когда всё началось, массовка стала скандировать: «Давай, давай!» Неизвестно, что произошло со спортсменкой, на нее словно нашло затмение. А может, ей на секунду показалось, что она на чемпионате мира. В общем, девушка-боец начала лупить Светлану своими «пушечными» ударами в лицо и по голове. Продолжалось это довольно долго. Неладное заметил исполнительный продюсер Александр Шкадаревич и крикнул: «Прекратите!»
Однако избиение продолжилось, Ходченкова уже начала оседать. Тогда Шкадаревич ворвался на ринг и разнял соперниц. Из-за режиссерского столика донесся голос ассистента: «Кто остановил бой? Мы снимаем». Шкадаревич ответил: «Еще 30 секунд, и нам пришлось бы прервать съемки на месяц, пока Света не выздоровеет». Сама звезда в шоке опустилась на коврик в углу ринга и не проронила ни слова. Второй дубль боя снимать не стали.
По Лермонтову

Олег Шилкин
Несмотря на новые технологии и подходы, на съемках современного военного кино, как в советские времена, периодически что-то случается. То солдату, приехавшему с ротой оказать помощь кинопроцессу, глаз выбьет взрывчатой закладкой, то кто-то попадет под колеса тяжелой техники. Так, в России в 2018 году во время работы над лентой «Ильинский рубеж» (в прокат вышла с названием «Подольские курсанты») танк раздавил актера и каскадера Олега Шилкина. В Беларуси известны десятки случаев, когда гильза отлетала в сторону оператора и разбивала объектив кинокамеры. Там линза мощная, и легко представить ситуацию, в которой траектория гильзы прошла чуть левее или правее, где обычно за камерой стоят люди.
Особая травмоопасная история — съемки с участием лошадей. Во время работы над российской лентой «Наркомовский обоз» в Беларуси в 2010 году произошло следующее. В картине есть сцена, когда огромное число беженцев скапливается на дороге, мимо них тянутся загруженные скарбом телеги. В этом эпизоде гитлеровские самолеты подвергают толпу обстрелу. Авторы знали, что немецкую авиацию они воссоздадут с помощью компьютерной графики. А вот для формирования панического настроения в многотысячной толпе и съемок этого хаоса с воздуха над бегущей массовкой пустили вертолеты. Как в случае под Львовом в конце 1980-х, лошади, услышав гул в небе, сорвались и побежали вперед. На их пути оказались толпы актеров массовки, рискующих быть растоптанными. Страшное душераздирающее зрелище. Как в лермонтовском «Бородино», смешались кони и люди, образовалась сутолока. Но и тут, по словам продюсеров, никто не пострадал.
Люди и звери
Если уж речь зашла о лошадях, то и они часто становились жертвами трагических случайностей, а в давние годы — и человеческого хладнокровия и жестокости. В советском кино, даже в позднем, не особенно пеклись о сохранении жизни животных. Так, в 1990 году в ленте «Круглянский мост» отечественной киностудии в финале зрители должны были увидеть, как у лошади подкашиваются ноги от выстрела, а потом взрыв моста, на котором она стоит. Мост нашли в Березинском заповеднике — в лесу над притоком Березины. В дирекции заповедника попросили заложить под мост столько взрывчатки, чтобы он не подлежал восстановлению. Взрыв прогнозировали такой силы, что решили снимать с бронетранспортера, пригнанного из воинской части.
Списанную лошадь купили в колхозе, мол, всё равно ей прямая дорога на мясо. Запрягли ее. Вложили в уши пиропатроны. Когда они выстрелили, бедное животное действительно упало на колени, а потом произошел сам взрыв. Вот такая любовь к фауне.
Другой случай связан не с хладнокровием, а скорее похож на абсурд. Белорусскую картину «Годен к нестроевой» в 1967 году снимали под Гродно на границе с Литвой. Лошадей для съемок доставили из Московского спортивного клуба ЦСКА. Белый конь по кличке Федор, ранее участвовавший в Олимпиаде-1964 в Токио, не понравился режиссеру Владимиру Роговому своим блестящим отливом. Его решили сделать матовым, применив краску для шкуры.
Администратор за 20 рублей смог отыскать в Гродно мастера с немецкой краской. Роговой, съездив в выходной в Друскининкай (40 км от Гродно), решил показать мастер-класс оптимизации средств и привез оттуда девушку-парикмахера, готовую всё сделать за 10 рублей краской неизвестного происхождения. После нанесения ее поры шкуры коня забились. Лишившись доступа кислорода, Федор лег и умирал сутки на глазах у пускающей слезы съемочной группы.
ЦСКА через суд предъявил минской студии огромную неустойку. Журнал «Крокодил» опубликовал фельетон, опозорив кинематографистов на всю страну. После таких статей в те годы люди нередко прощались с карьерой. Но Роговой смог уйти от ответственности и даже снял любимый многими фильм «Офицеры» с Лановым и Юматовым в главных ролях.
Еще материалы рубрики:
Почему Максим Дунаевский был против назначения Караченцова на роль в фильме «Трест, который лопнул»
Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко