Два перелома руки, 5 000 долларов за доспехи и легендарное посвящение. Побеседовали с рыцарем 21 века
О травмоопасности исторической реконструкции, роли девушек в воссоздании давно ушедших времен и нелегком пути от пехотинца до высшей ступени иерархии рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» реконструктор Андрей Богатко (боевое имя — Андрэ де Монблан).
Молодой человек занимается исторической реконструкцией с 2009 г. За это время он успел дослужиться до рыцаря — а это высшая ступень их иерархии. Но Андрей пошел еще дальше, и в 2017 г. основал собственный клуб Vergente Die (с лат. «закат»).
— Название связано с тем, что после 15 века к нам пришло огнестрельное оружие, и рыцарство постепенно начало отмирать, — поясняет А. Богатко. — А собственный клуб я решил создать, потому что мне не совсем нравился подход к реконструкции, который использовали основатели моей предыдущей обители — «Ордена Северного Храма».
Не устроило Андрея то, что участники клуба руководствовались только накопленным опытом, который они черпали из книг и фильмов, отражающих определенную эпоху, и не пытались продвинуться дальше. Молодому человеку хотелось применять новую информацию, которая стала доступна общественности благодаря появлению интернета.
Интересно и людям в возрасте: о сложностях клипового мышления и росте клуба
На данный момент клуб А. Богатко активно развивается, сейчас в его основном составе числится 10 человек, плюс приходящие ребята. Общее количество представителей Vergente Die доходит до 13–14.
— Деятельностью клуба интересуется не только молодежь, но и люди в возрасте — им это, наверное, даже ближе. Первым приходится сложнее за счет того, что новое поколение далеко не книжное. Клиповое мышление осложняет знакомство с литературой на историческую тематику. Тем не менее у нас есть парень, которому всего 19. Он съездил со своим старшим братом на тематический фестиваль и буквально влюбился в реконструкцию, — рассказывает А. Богатко.
За все приходится платить. Сколько стоит одеть рыцаря
Восстановление исторических событий — дело недешевое. Тратиться приходится на шатры, костровое, предметы быта, которые ремесленники делают для реконструкторов на заказ. Один кувшин в среднем может обойтись приблизительно в 100 рублей. А с увеличением количества членов клуба посуду, разумеется, приходится докупать. Плюс ко всему, перед тем как обратиться к специалисту, необходимо проделать колоссальную работу по изучению предметов быта того времени, которое вы, собственно, воссоздаете, чтобы избежать исторической неточности.
Далее — доспехи и оружие. В каждом клубе есть своя иерархия. Что касается Vergente Die, начинается все с пехотинца, после идет оруженосец, финальной ступенью развития на поприще реконструкции становится посвящение в рыцари. Есть еще одна каста — горожане, они не принимают участие в сражениях.
— Стоимость доспехов зависит исключительно от ваших предпочтений и толщины кошелька, — поясняет основатель клуба Vergente Die. — Если брать стартовый комплект пехотинца (шлем, стеганная куртка, шоссы, ботинки и копье), то это будет порядка 500 долларов. Стоимость хороших доспехов на рыцаря — около 5 000 долларов. Плюс периодически приходится менять какие-то детали (из-за повреждения пластин, изменения веса воина и т. д.). Ценник на самый простой меч начинается от 100 долларов, на модели побогаче — может доходить до 1 000–1 500. Что касается щитов, реконструктору всегда доступен широкий ассортимент: маленький / большой, деревянный, обтянутый кожей и т. д. Обойдется в 70–200 долларов.
Лошадей для конных выступлений реконструкторы в основном берут в аренду, так как содержать животное самостоятельно банально неудобно и финансово затратно. Плюс возникают вопросы с транспортировкой лошади в другой город, если тематические мероприятия проходят не в Минске.
Пышное платье взамен на доспехи: девушки тоже рвутся в бой
Женщины также принимают участие в реконструкции. Наверное, у вас возникнет закономерный вопрос: «А чем они там занимаются?». По признанию Андрея, прежде всего, служат источником вдохновения для рыцарей. Но так как мы уже давно перешагнули ту черту, за которой женщины воспринимаются сугубо как хранительницы очага (хотя дамы в клубах по реконструкции шьют для мужчин одежду, готовят) и объекты обожания, важно упомянуть, что это не единственная их роль. Девушки демонстрируют танцы времени, которое воссоздают, принимают участие в лучных турнирах, а также расписывают щиты своим воинам. Более того, если женщина хочет участвовать в битвах — все пути открыты. Тогда она меняет пышное платье на доспехи и, захватив с собой меч, выходит на поле битвы.
Грандиозное посвящение в рыцари и травмоопасность реконструкции
— У нас есть несколько направлений: в их число входят living history и исторически-средневековый бой (ИСБ). Представители первого воссоздают костюмы определенной исторической эпохи, быт и то, как в те времена воевали. Часть воинов данной группы облачена только в стеганную защиту и шлем, при себе имеются копья. А представители ИСБ — это довольно крупные ребята, которые регулярно практикуются в специализированных боях, чтобы поддерживать форму. Они, разумеется, носят тяжелые серьезные доспехи, нередко спортивные. Когда организаторы на фестивалях смешивают войска living history и ИСБ из-за нехватки людей — это всегда травмоопасно, — рассказывает Андрей.
Собеседник признается, что и у него за плечами есть определенные повреждения. В этом можно не сомневаться, так как на интервью он пришел в гипсе. Что называется, свежая кровь. Два перелома руки — последствия недавнего падения с лошади во время битвы.
— У меня как-то было сотрясение мозга. Соперник нанес алебардой три удара по шлему, причем атаковал одно и то же место, — вспоминает А. Богатко. — Когда меня подняли, ориентация в пространстве оставляла желать лучшего. Но через пару минут я уже включился в бой.
Даже эта история меркнет перед случаем, когда молодого человека посвящали в рыцари. На тот момент он был оруженосцем и в процессе конного шоу держал кольцо, которое рыцарь собирался подцепить копьем. Перед этим всадник должен был намеренно промахнуться и подпиленным оружием попасть Андрею в грудь. Погоня за зрелищностью закончилась не очень хорошо, так как подготовленное копье обломалось еще до подачи рыцарю, и тот нанес моему собеседнику удар целым орудием.
— Доспех выгнулся в форме полумесяца, а я чувствовал, что не могу дышать. Ноги не слушались… Сняли шлем — а там все лицо в крови, — рассказывает А. Богатко. — Потом кто-то наконец додумался сорвать с меня доспехи, и тут стало легче. Буквально через 10 минут меня посвятили в рыцари.
Спикер до сих пор в красках помнит, как лежал на траве в окружении врачей, когда его позвали на сцену. Медработники, естественно, были решительно против таких активностей, но под предупреждающие «Вам нельзя!» Андрей направился к своему рыцарю, его подхватили товарищи, помогли дойти. Потом состоялось вручение оружия. В общем, посвящение в рыцари вышло сумбурным и неожиданным, но очень запоминающимся.
Фото из архива героя материала
Смотрите также: