Дверь в прошлое, эстетика зимы и маленькая Кармен: сразу три выставки проходят в НЦСИ
Попасть в прошлое через красную дверь в полу, увидеть в зимней серости красоту и познакомиться с юной Кармен: три февральские выставки в Национальном центре современных искусств — в обзоре корреспондента агентства «Минск-Новости».
За мир на земле
Международный передвижной проект «Мы вместе пишем своё будущее» проходит до 23 февраля. В экспозиции 10 картин художников из семи стран, созданных в Даугавпилсе во время Международного симпозиума живописи Mark Rothko 2018.
Авторы вдохновлялись творчеством Марка Ротко, американского экспрессиониста, одного из создателей живописи цветового поля. Потому работы все яркие, выразительные. Это, с одной стороны, признание в любви к мастеру, а с другой — выражение своего видения мира.
Картины очень разные, причем как по настроению, так и по технике исполнения, но их объединяет одна идея: призвать человечество к миру, а народы — к взаимопониманию и культурному обмену.
Инга Брувере из Латвии, например, представляет зрителям лаконичный диптих, написанный карандашами, у которого нет названия. Это, казалось бы, обычные квадраты разного цвета, но за счет объема кажется, будто они движутся, превращаясь в единое световое пространство. Ирландская художника Диана Купервайт уверена, что даже «остановленные часы два раза в день показывают правильное время». Эта фраза и послужила названием ее полотну. Художница подчеркивает, что искусство не менее важная, чем наука и технологии, сфера жизни общества в будущем.
Эделтраут Рат из Германии показывает свой мезокосмос, где главенствуют гуманизм и миролюбие. Элизабет Баренис из США представила автопортрет со своей латышской бабушкой. Но это не просто семейная история, а, если верить аннотации к картине, путешествие художницы к самой себе через прошлое. По ее словам, чем больше границ люди пересекают — физических между странами или метафизических между прошлым и настоящим, тем сильнее они чувствуют связь друг с другом.
Привлекает композиция на полотне Агры Ритини из Латвии: будто бы просто улица, но каждый увидит в ней свое, личное место, быть может, даже родной дом. Есть на выставке и почти черный квадрат под названием «Испорченный день». Его автор, Джордж Мёртенс из Нидерландов, считает, что люди, живущие в соседних странах, должны посещать друг друга чаще просто для того, чтобы выпить кофе, насладиться искусством и поговорить о смысле жизни.
Мелодии белорусской природы
Выставка «Акварельный мир» Вячеслава Павловца — это медитация через искусство. Художник, тяготеющий к традиционному реализму, не отказывает себе в экспериментах и смело прибегает к метафорам.
Вячеслав Павловец восхищается белорусской природой, потому даже самые серые и безоблачные дни у него — поэмы в красках.
Пейзажи приглушенные, минималистичные, но очень эмоциональные. Художник умеет увидеть в обыденном десяток нюансов и рассказать о них так, будто это эстетический феномен.
В его картинах много воспоминаний о детстве: озере Вяча, домике в деревне. Художник говорит, что больше всего любит писать зиму. Для него эта белая снежная безмолвность — точка отсчета, чистый лист.
Выставка продлится до 23 февраля.
Из Атлантиды в космос
Экспозиция «Зимнее настроение» продлена до 16 февраля. Восемь белорусских художников рассуждают на тему самого холодного времени года. Здесь можно увидеть фантастические офорты Владимира Довгяло, мастера метафор и детализации, — его Атлантиду в виде летающей рыбы, мистических единорогов и разрушенные замки на фоне снега.
Художник Геннадий Дроздов рассказывает, как звучат тайны и выглядят невидимки.
Пишет крупными, смелыми, почти скульптурными мазками. Есть у автора и реалистические сюжеты, даже интерпретация «Возвращения блудного сына» Рембрандта.
Нина Соколова-Кубай представила черно-белые вытинанки из серий про птиц и пилигримов, а Елена Ободова — арт-объекты в виде декоративных панно.
Художники очень разные. Если Сергей Писаренко предпочитает классические задумчивые пейзажи в зелено-синих приглушенных тонах, то Алена Шлегель экспериментирует с сюрреализмом и буйством красок. Лейтмотив ее картин, представленных здесь, — легкая, праздничная жизнь с танцами, интригами и страстью.
Впечатляет сюрреализм работ Сергея Римашевского. На полотнах одни и те же дети, но с невероятно глубоким взглядом и в необычных образах. Как будто они осознали смысл бытия.
Будь это маленькая Кармен, мальчик с крыльями, из спины которого растут еще и руки, или девочка, заснувшая в снегу, на скамейке.
В последнем зале — красная дверь прямо в полу, судя по старинным фотографиям, ведущая в прошлое. Это инсталляция Ивана Русачека, который исследует явление солнцестояния, увлекаясь движением планет и пересечением миров, рассказывая об истории и будущем всего человечества. Художник строит порталы, рассуждает о времени, страхах и любопытстве, о поисках себя.
Фото автора