Екатерина II в Крыму, журнал «Советский экран», пилот убивает 150 человек. Этот день в истории: 24 марта
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 24 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1785 год. Специальным сенатским указом разработан маршрут для поездки грандиозного кортежа императрицы Екатерины II, ее двора и дипломатического корпуса в Киев, Южную Украину и Крым
Путешествие Екатерины из Санкт-Петербурга в Крым и обратно началось в январе 1787 г. и продолжалось шесть месяцев. За это время она посетила Киев, Чернигов, Херсон, Симферополь, Бахчисарай, Мариуполь, Севастополь: старые и вновь отстроенные города, через которые пролегал путь ее кортежа. На путешествие, по разным оценкам, было потрачено от 15 до 20 млн рублей.
До Киева ехали в 14 каретах и 124 санях. Потом, прихватив с собой музыкантов, сели на корабли и взяли курс на юг.
Сопровождавший императрицу посол Франции Луи-Филипп де Сегюр так описал отъезд Екатерины из Киева: «22 апреля 1787 года императрица пустилась в путь на галере, в сопровождении великолепнейшей флотилии, которая когда-либо шла по широкой реке. Она состояла из 80 с лишком судов с 3 тыс. человек матросов и солдат. Впереди шли семь нарядных галер огромной величины, искусно расписанных, с множеством ловких матросов в одинаковой одежде. Комнаты, устроенные на палубах, блистали золотом и шелками… На каждой из галер была своя музыка».
В Каневе к делегации присоединился король Польши Станислав Понятовский, в Кайдаке — австрийский император Иосиф II (этот путешествовал инкогнито, под именем графа Фанкельштейна).
Екатерина II хотела своими глазами увидеть, как осваиваются недавно обретенные Российской империей земли, как управляется на них наместник Новороссии князь Потёмкин. Считается, что во время этого путешествия были сооружены так называемые потёмкинские деревни. Якобы эту бутафорию Потёмкин специально возводил, чтобы показать, как хорошо живут люди во вверенных ему землях. Будто бы картонные домики расписывали лучшие живописцы своего времени. Со временем сама фраза «потёмкинские деревни» стала символом очковтирательства и дожила до наших дней. Однако ни одного доказательства подобному очковтирательству, ни одного документа на этот счет не осталось. Какие-такие «лучшие живописцы»? Ни в одной из биографий выдающихся творцов того времени этот факт не зафиксирован. Да и не была Екатерина Великая столь наивной, чтобы не отличить реальные деревни от картонных декораций.
В Херсоне гости осмотрели крепость и Черноморский флот, но самым эффектным зрелищем оказался вид Севастопольского рейда с эскадрой в 15 больших и 20 мелких судов.
Многие историки склоняются к тому, что целью поездки была вовсе не инспекторская проверка. Не стала бы Екатерина из-за этого тащить в Крым польского короля и австрийского императора. На самом деле она хотела продемонстрировать им, а через них Европе и Турции, что Россия пришла в Крым всерьез и надолго.
1905 год. В окружении своих родных от приступа диабета умирает французский писатель-фантаст и великий провидец Жюль Верн
За свою жизнь Верн опубликовал свыше 60 научно-фантастических и приключенческих романов, повестей и рассказов. «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров»… Многие произведения писателя знакомы нам с детства.
Последние годы жизни писателя были омрачены болезнями. После того как лодыжка Верна была повреждена в результате попадания револьверной пули, выпущенной психически больным племянником, странствия по миру пришлось оставить. Стрелка поместили на всю жизнь в лечебницу, а писатель с тех пор хромал и до самой смерти безвыездно жил в Амьене. И все же, опираясь на массивную трость с золотым набалдашником, он по-прежнему посещал библиотеку и работал одновременно над несколькими романами.
В 1887 г. катаракта правого глаза сделала его практически слепым. От операции по восстановлению зрения Верн отказался. Но главное — он не утратил острый ум и здравый рассудок, что позволило продолжать литературную деятельность до последних дней. Свои закатные произведения ослепший писатель надиктовывал ассистентам.
Он умер в 8 часов утра 24 марта 1905 г., попросив жену собрать вокруг себя все семейство. Причиной смерти стали осложнения, вызванные многолетним сахарным диабетом.
На похороны Верна пришли более пяти тысяч человек. Поначалу его могила на кладбище Мадлен в Амьене ничем не выделялась. Но два года спустя скульптор Альберт Розе, использовав посмертную маску писателя, создал памятник в соответствии с бессмертным гением Верна. Мраморная фигура Верна выходит из могилы, вырываясь из савана и пробивая надгробие. Он протягивает руку вверх и смотрит в небеса. Название работы — «К бессмертию и вечной молодости».
Скульптура на могиле сразу сделалась туристической достопримечательностью. Со временем гробница стала иконой до такой степени, что журнал Amazing Stories, который начал выходить в 1926 г., в течение многих лет включал ее рисунок на свою обложку.
1925 год. На советских прилавках появляется журнал «Советский экран»
Издание зарождалось как приложение к газете «Кино». Первый номер приложения под названием «Экран кино-газеты» вышел 13 января 1925 г. Всего вышло 10 таких приложений. А с 24 марта журнал приобрел то название, которое помнят все, кто жил в СССР.
Несмотря на большой тираж, «Советский экран» с трудом можно было купить в киосках «Союзпечати», а подписка на него была целой проблемой. Для любителей кино «Советский экран» был единственной возможностью узнать о новинках не только советского, но и западного кинематографа, о котором в те годы информации было мало. На обложке журнала всегда красовалась фотография кого-нибудь из советских кинозвезд. Иногда на обложке появлялись и зарубежные актеры: Ален Делон, Жерар Депардьё, Софи Лорен. Благодарная публика по этим портретам следила за модой, а затем бережно вырезала их и вешала на стенку или хранила в альбомах на память.
Журнал «Советский экран» ежегодно проводил опросы своих читателей. На основе голосования определялись «Лучший фильм», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучший фильм для детей», «Лучший музыкальный фильм». И победить в этих номинациях считалось крайне престижным.
1925 год. Марина Цветаева, находящаяся в Чехословакии, пишет Борису Пастернаку в Москву письмо, которое сопровождает посвященным ему стихотворением «Рас-стояние: версты, мили…»
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассо́рили — рассори́ли,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
История взаимоотношений двух больших поэтов — Цветаевой и Пастернака — это более 100 писем на протяжении 13 лет и всего несколько коротких встреч. Их лирическую переписку называли «романом без поцелуев». У них было много общего в воспитании и условиях жизни, которые сформировали особый взгляд на мир и поэзию. Она звала его своим «заоблачным братом в пятом времени года, шестом чувстве и четвертом измерении». Жизнь в эмиграции оторвала Цветаеву не только от Родины, но от близких по духу людей, одним из которых был Пастернак. Если бы поэтесса сама не оказалась в гуще исторических событий, когда «расслаивали, распаивали, рассаживали» по ГУЛАГам, из-под ее пера вряд ли бы вышло такое пронзительное стихотворение-летопись, как «Рас-стояние: версты, мили…».
2015 год. Пилот немецкой авиакомпании Germanwings намеренно разбивает самолет, в результате чего гибнут 150 человек
Авиалайнер Airbus A320-211 выполнял плановый регулярный рейс 4U9525 по маршруту Барселона — Дюссельдорф, но через 30 минут после взлета внезапно перешел в быстрое снижение и еще через 10 минут врезался в горный склон в Прованских Альпах и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на борту 150 человек — шесть членов экипажа и 144 пассажира из 18 стран.
В истории Германии эта катастрофа остается второй по количеству жертв после трагедии 14 августа 1972 г., когда разбился Ил-62, принадлежавший государственной авиакомпании ГДР Interflug, на борту которого находились 156 человек, и выживших тоже не было. Однако если в 1972 г. причиной катастрофы была техническая неисправность, здесь имел место «человеческий фактор». Второй пилот 27-летний Андреас Лубиц решил «красиво» уйти из жизни, прихватив на тот свет еще 149 человек.
После крушения следователи установили картину случившегося. Вскоре после того как лайнер достиг крейсерской высоты и скорости, командир корабля 34-летний Патрик Зонденхаймер попросил второго пилота взять управление на себя, пока он покинет кабину, чтобы воспользоваться туалетом. Как только командир вышел из кабины, Лубиц запер дверь. На черном ящике речевого самописца самолета слышно, как Зонденхаймер отчаянно кричит на своего второго пилота, требуя его впустить. При этом он безуспешно пытался выломать дверь кабины. После теракта 11 сентября в самолетах немецких авиакомпаний были установлены укрепленные двери кабины. При этом в отличие, например, от американских перевозчиков, в авиакомпании Germanwings не было требования иметь в кабине двух членов экипажа.
До момента столкновения с горой второй пилот хранил молчание, не выходил на связь с диспетчером и не отвечал на его повторяющиеся вызовы. Судя по записи речевого самописца, его дыхание было нормальным.
Следователи также узнали, что у Лубица была история тяжелой депрессии. За две недели до катастрофы Андреас должен был проходить лечение в психиатрической клинике, однако его своевременно не госпитализировали. А за несколько дней до катастрофы он искал в интернете способы самоубийства.
Тогда же он написал записку, в которой изложил три варианта дальнейших событий: «найти внутренние силы работать и продолжать жить», «бороться со стрессом и бессонницей» и «дать себе уйти». Под всем этим стояло: «Решу в воскресенье» — и был указан номер рейса.
Проблемы у молодого летчика начались в декабре 2014 г., когда он попал в автомобильную аварию, повредив позвоночник и органы зрения. Из-за своего психологического состояния и полученных травм он наблюдался у врачей, однако скрывал это от работодателя, а врачам, в свою очередь, говорил, что на время лечения отстранен от полетов, хотя это было не так. За две недели до катастрофы он писал одному из своих врачей, что в последнее время его ночной сон длится не более двух часов: «Я боюсь, что продолжу слепнуть, и мысли о зрении не выходят у меня из головы, из-за такого стресса я не могу спать». Пилот также писал о психологических проблемах и критиковал рекомендации психологов по выписанным препаратам.
В связи с действиями Лубица в ряде стран Евросоюза развернулась дискуссия о необходимости законодательного закрепления для врачей требования сообщать о состоянии здоровья пилотов.
Случаи, когда пилоты использовали самолеты для сведения счетов с жизнью, не уникальны, хотя и редки. Так, в США, согласно исследованию Федерального управления гражданской авиации, из 2 758 авиапроисшествий с 2003 по 2012 год только восемь были признаны самоубийствами.
Читайте также:
- Собачий нюх Куприна, парад союзников в Берлине, Ефремов возглавляет МХАТ. Этот день в истории: 7 сентября
- Король-солнце, супермодель Марго Хемингуэй и три брака Печерниковой. Этот день в истории: 1 сентября
- СССР возвращается в Совбез ООН, и первое исполнение песни Yesterday. Этот день в истории: 1 августа