Эквилибристы Белгосцирка подготовили уникальное выступление для новогодней программы
В цирк Олег Лобанов пришел из конного спорта, когда ему было 16 лет. Работал в Московском цирке в номере с лошадьми. Но когда увидел выступление канатоходцев династии Волжанских, настолько был впечатлен их трюками и мастерством, что загорелся идеей к ним примкнуть, рассказал корреспонденту газеты «Минский курьер» артист.
— Моя мечта осуществилась в 2005-м. Я присоединился к номеру Волжанских, и мы не расставались 16 лет. Опыт, полученный за эти годы, бесценен для меня, — уверяет Олег.
Цирковая династия Волжанских по праву считается лучшей в мире среди канатоходцев. Их непревзойденное мастерство, невероятные трюки отмечены высочайшими наградами на всесоюзных конкурсах циркового искусства, они обладатели «Оскара» Королевского цирка Бельгии, «Серебряного клоуна» в Монте-Карло, золота на Международном фестивале циркового искусства в Китае (Ухань).
На пределе человеческих возможностей
— Мы выстраивали пирамиды из 3–4 артистов. Партнер весит в среднем 75 кг, еще две девушки по 50 кг. И всех нес на себе по канату. Плюс шест в руках — его вес 20 кг. Без него никак. Когда иду по канату, тонко чувствую, куда отклоняется партнерша, и шест помогает выравниваться, — говорит Олег.
Основатель династии Владимир Александрович Волжанский разработал уникальное оборудование, которое позволяет менять угол наклона каната в процессе выступления, придумал и воплотил в жизнь настолько сложные трюки, что повторить их решались не все. Например, артист поднимается по наклонному канату, а на его голове балансирует партнерша на пуантах в позе арабеск или группа исполнителей на роликовых коньках съезжает вниз по системе наклонных канатов. И конечно, «зубник». Так же называется и реквизит, с помощью которого выполняется трюк. Изготавливается он индивидуально по слепку прикуса канатоходца. Артист держит его в зубах, а сверху на специальной платформе стоит артистка в арабеске. Потрясающе красиво, зрелищно и невероятно рискованно!
Встать на пуанты
В белорусском цирке долгое время выступал канатоходец Василий Пешков. Продолжить его дело предложили Олегу. Однако нужно было сначала найти партнершу, готовую подняться под купол цирка и бесстрашно покорять канат.
— Цирковое искусство невероятно сложное, требует полной отдачи физической, моральной, нужно очень много работать. И мне повезло, что откликнулась именно Беата. Она смелая, целеустремленная, старательная. Репетировать мы начали в июле этого года, и вот в декабре зрителей ждет премьера номера со сложнейшими трюками! — говорит канатоходец.
Беата с 4 лет занималась художественной гимнастикой. В 16 стала мастером спорта. Через два года начала тренировать подрастающее поколение.
— Эмоции, когда переживаешь за учениц, конечно, ни с чем не сравнить. Но мне очень хотелось самой выступать. И когда сказали, что в цирке ищут партнершу для канатоходцев, согласилась не раздумывая. Вначале все трюки выполняли внизу, на манеже. Потом перешли к канату. Сперва на небольшой высоте, теперь поднимаюсь под купол цирка на 15 м. Я работаю со страховкой во время репетиций. И важно, что страхует меня очень опытный лонжевик. Когда идешь по канату, малейшее неверное движение — и срываешься вниз. Как и куда ты полетишь, никогда не знаешь. Тебя ловят, и это больно — спина с непривычки болела, — делится Беата.
Она добавляет, что физическая подготовка, полученная в спорте, очень пригодилась в цирке. Проблем с равновесием и балансом у нее тоже не возникало. Но мышцы ног первое время все равно ныли.
— Впервые в жизни я встала на пуанты, должна была оттачивать балетные позы. Для этого занималась в балетном классе, — уточняет Беата.
А вот в эмоциональном плане спорт и цирк различаются.
— Во время соревнований ты всегда волнуешься, когда выходишь на площадку, а здесь, наоборот, нужно успокоиться, максимально сконцентрироваться, слышать свое тело и партнера. Очень благодарна Олегу — он меня уже многому научил. Во время репетиций никогда не повышает голос, ему удается сохранять спокойствие, даже когда что-то идет не так. Так что в роли его ученицы мне комфортно, — уверяет Беата.
Олег и его партнерша подготовили много трюков, лучшие из них войдут в номер. Какие именно — раскрывать секрет не стали. Пусть это будет сюрприз для зрителей. В подготовке номера артистам помогает главный режиссер Белгосцирка Алла Николаева-Алиева.
Сам себе мастер
Первые канатоходцы использовали веревочный канат с вплетенной стальной жилой для прочности. Сегодня в цирке применяется стальной трос. Его толщина — 12 мм. Длина, которую нужно преодолеть, — 11 м на первой дистанции, на второй — почти 17 м, так как канат идет под углом в 45 градусов. Сколько километров за эти годы прошел Олег по такой натянутой струне, он, конечно, не считал. «Наверное, до Луны и обратно», — смеется артист. К слову, Лобанов — мастер на все руки: сам себе шьет обувь для выступлений и специальные шапочки из обычного фетра. Они очень плотно облегают голову, служат мини-сценой для партнерши в пуантах, когда канатоходец несет ее.
— Чтобы головной убор был прочнее, добавляю к папье-маше немного гипса. Сверху обшиваю красивым бархатом. У меня их два. В одном работаю, второй — запасной, — поясняет артист. — На ногах у канатоходцев сапоги, чешки могут слететь. Делаю их из специальной прочной кожи, чтобы надолго хватило. Если канат наклонный, то приклеиваю на подошву резиновые накладки для меньшего скольжения. Сапоги всегда на размер меньше, разнашиваю пару месяцев, и они должны по-прежнему плотно сидеть на ноге.
Кроме «зубника» Олег применяет в трюках перш — металлическое приспособление, которое ставится на лоб, а сверху — партнерша. Сам перш весит килограммов 6–7. Этот реквизит также изготавливается индивидуально — учитывается анатомия лба.
— Першевые трюки, к ним относится и «зубник», самые сложные, потому что нужно удерживать двойной баланс, а еще идти по канату. Когда перш ставится на лоб, смотреть вперед не получается, взгляд устремлен вверх. И идти нужно на ощупь, шаг за шагом. Вот куда не смотрят канатоходцы, так это вниз. Только вперед!
Справочно
Премьера уникального номера «Воздушные эквилибристы на канате» состоится в новогодней программе Белгосцирка «Магия бабочки, или Новогодние чудеса в цирке», которая пройдет с 18 декабря по 9 января.
Фото Тамары Хамицевич
Смотрите также: