«Это были тяжелейшие годы». Лукашенко — о первых трех годах нахождения на посту Президента
Тридцать лет назад в Беларуси стали внедрять западное слово «президент», применяя его к своей собственной истории. Агентство «Минск-Новости» продолжает цикл публикаций о том, как формировался институт президентства в стране. Вторая история о формировании новой страны.
О том времени — первых трех годах нахождения на посту Президента — Александр Лукашенко впоследствии скажет так: «Это были тяжелейшие годы». Вспомним, что в них было особенно сложного и важного.
1994 год. Народ сделал выбор
Напомним, что само по себе избрание Александра Лукашенко в июле 1994 года оказалось неожиданным. Не на него делала ставку номенклатура. Тем не менее народ сделал свой выбор.
Перед Президентом стояли сложные задачи. Медом на этом посту не было намазано. Было непонятно, как управлять республикой, где царила серая экономика, дефицит бюджета правительство привыкло покрывать только за счет печатного станка (в итоге годовая инфляция достигала 2 000 %). Вот какое наследие получил человек, взявший на себя огромную ответственность перед белорусским народом.
1995 год. Референдум. Новые государственные символы
Можно сказать, именно этот год стал временем рождения новой страны. Объясню. В результате инициированного Президентом первого национального референдума Беларусь получила государственные символы, у которых были хорошо узнаваемые черты советской эпохи. Кроме того, в стране были провозглашены два государственных языка — русский и белорусский. Можно также вспомнить, что в мае 1995-го Александр Лукашенко и тогдашний премьер-министр России Виктор Черномырдин приняли участие в символической церемонии снятия пограничных столбов между двумя странами. Курс на сближение Беларуси и России сохранился и в 1996 году: Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали договор о создании Сообщества Беларуси и России — прообраза нынешнего Союзного государства.
1996 год. Первое ВНС. Важнейший рубеж
В апреле того года в стране случился политический кризис. В этих непростых условиях молодого Президента Беларуси поддержали политические тяжеловесы из России Борис Ельцин, Виктор Черномырдин, Геннадий Селезнев, Егор Строев.
Дружеская внешняя поддержка дала возможность несколько снизить градус напряжения и собрать серьезные силы внутри страны. В итоге Президент обратился к народу.
В октябре 1996-го состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Его делегат, многолетний депутат Минского городского Совета депутатов Сергей Смольский так оценивал события того времени: «Когда Президент шел к трибуне для того, чтобы огласить программный доклад «Только народ вправе решать свою судьбу» (ровно так же звучал и слоган первого ВНС. — Прим. авт.), в зале стоя его приветствовали не более 10 человек. Мягко говоря, отношение к нему было прохладным. Однако за два дня работы ВНС Александр Лукашенко смог своей энергией и искренностью растопить этот лед и привлечь на свою сторону абсолютное большинство делегатов».
Мы же напомним, что осенью 1996 года в Беларуси официально сделали ставку на социальную ориентированность экономики и на человека. Кроме того, была одобрена инициатива проведения уже второго по счету республиканского референдума, где в том числе должны были быть решены вопросы, провоцировавшие кризис власти. Таким образом, страну удалось отвести от края пропасти, где она находилась с начала 1990-х. По итогам второго референдума Беларусь стала президентской республикой, была сделана ставка на сильного лидера. И это уже часть нашей с вами общей истории.
Борьба с бандитизмом
Александр Лукашенко несколько раз публично заявлял о том, как в середине 1990-х им были приняты жесткие меры для того, чтобы каленым железом выжечь проявившиеся в стране ростки бандитизма. Вот как о том времени вспоминает бывший начальник отдела по раскрытию грабежей и разбойных нападений МВД Республики Беларусь полковник Владимир Шепетюк: «Если бы в 90-е годы к власти в стране не пришел Александр Лукашенко, было бы у нас тогда, как в России. Когда я начал работать в отделе 30 с небольшим лет назад, ведь творилось же черт знает что… Но вскоре после президентских выборов милиция ощутила колоссальную поддержку. В том числе поэтому Минск и вся наша страна стали в итоге предельно уютными, домашними и безопасными».
Экс-председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Егор Строев, часто бывавший в Беларуси в то время, прямо говорил: «Тишина и покой в стране очень дорогого стоят». И он, кстати, весьма высоко оценивал тишину и покой на минских улицах. Однако так было не всегда.
Читайте также:
Отвести страну от пропасти: как формировался институт президентства в Беларуси