1200 90

Как одиночный советский танк терроризировал фрицев в оккупированном Минске. Этот день в истории: 3 июля

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 3 июля в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1916 год. В Лондоне состоялся суд по делу о катастрофе лайнера «Титаник», унесшей жизни более полутора тысяч человек

ac4b3cb671527ee11c4cb1169c36f1ba92c54a72

Кадр из фильма «Титаник»

Судьи постановили, что «корабль затонул вследствие столкновения с айсбергом, вызванного чрезмерной скоростью, с которой его вели».

Моральному осуждению подвергся Стэнли Лорд, капитан парохода «Калифорниен», который, по мнению экспертов, находился в шести милях от места трагедии. Уличенный в самом страшном по морским законам преступлении – неоказании помощи гибнущим людям, он до конца дней носил пятно позора. Перед смертью Стэнли Лорд попросил, чтобы его исповедь зафиксировали в присутствии нотариуса не только письменно, но и на магнитофоне. «Я, Стэнли Лорд, стоя на пороге вечности, вновь заявляю, что не виновен в гибели несчастных людей на борту «Титаника», – слабым голосом проговорил он. В январе 1962 года в маленьком английском городке опозоренный капитан тихо угас на руках своего сына Титтена, который свято верил в невиновность отца и всю жизнь боролся за восстановление его доброго имени. Доброе имя действительно было восстановлено, правда, посмертно. Выяснилось, что на «Титанике» видели огни другого корабля – норвежского судна «Самсон», которое, идя домой с браконьерским уловом, не пожелало себя обнаруживать. Сенсационное признание прозвучало из уст самого капитана «Самсона» Хендрика Несса, пожелавшего облегчить душу на 84-м году жизни, да и то под давлением племянника, случайно обнаружившего дневниковые записи дяди.

1936 год. Постановлением Совнаркома СССР образована Государственная автомобильная инспекция

гаи регулировщик

Основными задачами ГАИ как структурного подразделения главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР стала борьба с аварийностью, хищением машин, профилактика ДТП, а также разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет. Лишь к 1940 году ГАИ систематизировала и привела к одному документу Правила дорожного движения. Тогда же был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения.

1941 год. Дерзкий рейд советского танка в оккупированном Минске

1467689436 tank t 28 1

Солнечным днем 3 июля одинокий советский танк Т-28, ворвавшись в уже захваченный немцами город, уничтожил и вывел из строя около 10 танков и бронемашин, 14 грузовиков и 3 артиллерийские батареи противника. Командиром экипажа был майор Андрей Васечкин, заряжающим – курсант Федор Наумов, пулеметчиками – курсанты Николай Педан, Александр Рачицкий и Сергей (фамилия неизвестна). Управлял танком старший сержант Дмитрий Малько, за спиной которого уже были бои в Испании, конфликт на Халхин-Голе, освободительный поход 1939 года и советско-финская война.

После войны Дмитрий Малько работал на Минском моторном заводе. Вот как описал он события того дня в своих мемуарах «За рычагами танка», опубликованных в 1986 году:

−  …Танк поднялся на взгорок, и я увидел впереди, в серой дымке, Минск. Прямо по курсу возвышались трубы ТЭЦ, заводские корпуса, дальше виднелись силуэт Дома правительства, купол собора. От волнения у меня сильнее забилось сердце. Проехали железнодорожный переезд, пути трамвайного кольца и оказались на улице Ворошилова. Здесь было много предприятий, но все их корпуса стояли теперь полуразрушенными, с темными проемами дверей и окон. Потом наша машина поравнялась с длинным темно-красным зданием ликеро-водочного завода. Вот здесь мы и увидели первых фашистов. Их было десятка два. Немецкие солдаты грузили в машину ящики с бутылками и не обратили никакого внимания на внезапно появившийся одинокий танк.

Когда до сгрудившихся у грузовика немцев осталось метров пятьдесят, заработала правая башня танка. Николай ударил по фашистам из пулемета. Я видел в смотровую щель, как гитлеровцы падали у автомашины. Некоторые пытались было вскарабкаться на высокую арку ворот и спрятаться во дворе, но это не удалось. Буквально за несколько минут с группой фашистов было покончено. Я направил танк на грузовик и раздавил его вместе с ящиками водки и вина.

Затем мы переехали по деревянному мостику через Свислочь и свернули направо, на Гарбарную, ныне Ульяновскую, улицу. Миновали рынок (там теперь находится стадион), и вдруг из-за угла улицы Ленина навстречу выскочила колонна мотоциклистов. Фашисты двигались как на параде − ровными рядами, у тех, кто за рулем, локти широко расставлены, на лицах − наглая уверенность… Первые ряды мотоциклистов врезались в лобовую броню танка, и машина раздавила их… Я видел в смотровое отверстие перекошенные от ужаса лица гитлеровцев. Лишь на мгновение появлялись они перед моим взором и тут же исчезали под корпусом танка. Те из мотоциклистов, которые шли в середине и хвосте колонны, пытались развернуться назад, но их настигали пулеметные очереди из танка.

Начался крутой подъем на улице Энгельса. Дома горели, стлался вокруг дым пожарищ. Поравнялись со сквером у театра имени Янки Купалы и обстреляли группу фашистов, скопившихся там. Ведя на ходу огонь, мы вырвались наконец на центральную − Советскую улицу (ныне проспект Независимости. – Прим. ред.). Повернув направо, я повел танк вперед по узкой улице, изрытой воронками, усыпанной обломками зданий и битым кирпичом.

Когда спустились вниз, возле окружного Дома Красной армии я получил команду от майора повернуть направо. Свернул на Пролетарскую улицу, которая теперь носит имя Янки Купалы, и вынужден был остановиться. Вся улица оказалась забитой вражеской техникой: вдоль нее стояли машины с оружием и боеприпасами, автоцистерны. Слева, у реки, громоздились какие-то ящики, полевые кухни, в Свислочи купались солдаты. А за рекой, в парке Горького, укрылись под деревьями танки и самоходки.

Т-28 открыл по врагу огонь из всех своих средств… Я видел в смотровую щель, как вспыхивали, словно факелы, вражеские машины, как взрывались автоцистерны и тонкими змейками сбегали с откоса в реку пылающие ручейки бензина. Пламя охватило не только колонну машин, но и соседние дома, перекинулось через Свислочь на деревья парка.

Фашисты обезумели. Они бегали по берегу реки, прятались за деревья, за развалины зданий. Я заметил, как какой-то спятивший от страха гитлеровец пытался влезть в канализационный колодец. Другой втиснулся в сломанную водозаборную решетку и тоже получил пулю. Всюду врагов настигал огонь нашего танка. Пулеметные очереди косили гитлеровцев, не давая им возможности опомниться, прийти в себя, сея панику… Мы приближались к Комаровке…».

До выезда из города было уже недалеко, на Московское шоссе – и к своим. Не получилось. У старого кладбища Т-28 попал под огонь хорошо замаскированной противотанковой батареи. Из шести членов экипажа выжить удалось троим. В том числе автору воспоминаний Дмитрию Малько. Он выбрался из города, встретил выходящих из окружения красноармейцев, перешел линию фронта, вернулся в танковые части и с честью прошел всю войну до конца. За тот бой в июле 1941 года был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

1944 год. Минск освобожден от немецко-фашистских захватчиков

85249846

Город находился в оккупации с 28 июня 1941 года – 1 100 дней и ночей.

Глазам советских воинов-освободителей, вошедших в белорусскую столицу 3 июля 1944 года, предстала жуткая картина. Город был практически стерт с лица земли, в его центральных районах уцелело не более семи десятков зданий. Но на лицах минчан сияло выражение счастья, а на улицах играла музыка. Жители столицы, дождавшиеся этого светлого дня, дали клятву восстановить свой город из руин и пепла. По кирпичику они разбирали развалины, воссоздавали дома и подвалы, помогали инвалидам и сиротам. Решено было каждый участок проспекта венчать площадями. Ныне это площади Независимости, Октябрьская, Победы, Якуба Колоса и Калинина…

1949 год.  Американский стратегический бомбардировщик «Энола Гей», сбросивший 6 августа 1945 года на Хиросиму атомную бомбу «Малыш», стал экспонатом музея Смитсоновского института

wr 750

Имя «Энола Гей» самолету, осуществившему первую в мире атомную бомбардировку, дал командир экипажа Пол Тиббетс – так звали его мать. Ни разу в жизни Тиббетс, по его словам, не испытал сожалений по поводу решения сбросить бомбу. «Я горд, что был способен, начав с ничего, распланировать операцию и привести ее в исполнение так безукоризненно, как я сделал. Я сплю спокойно каждую ночь», – заявил он в интервью в 1975 году. А в марте 2005-го добавил: «Если вы поставите меня в такую же ситуацию, то да, черт побери, я сделаю это снова».

1952 год. Введен в эксплуатацию новый мост через Свислочь – на нынешнем проспекте Независимости, от улицы Купалы до площади Победы

6 mosty gorod lukashov

Мост через Свислочь, соединяющий центр города с Золотой Горкой и Комаровкой, существовал в этом районе как минимум с конца XVIII века. Сначала он был деревянным, и только в 1928-м построили бетонный, на проезжей части которого в том же году проложили трамвайную линию. Мост этот взорвали отступающие немцы, но на его сохранившихся береговых опорах минчане соорудили новый – деревянный на трех свайных опорах. По деревянным настилам уложили асфальт, и уже 29 октября 1944 года движение по мосту было открыто. Сооружение могло прослужить долго, однако не вписалось в послевоенный генеральный план реконструкции города. По этому плану на месте улицы Советской началось строительство новой главной магистрали — современного проспекта Независимости. Трасса его спрямлялась, а ширина увеличивалась до 48 метров. Построенный в 1944 году мост оказался «на обочине». В 1948 году трамвайное движение по нему прекратилось (его перенесли на Первомайскую), а в 1951-м чуть выше по течению Свислочи начали возводить новый мост по проекту Парусникова и Баданова. Этот мост служит городу и поныне.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
До +12 °C и местами туманно будет в Беларуси 26 октября

Облачная погода с прояснениями ожидается в республике 26 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

туман осень погода

Дождей в субботу не прогнозируется. В ночные и утренние часы над Брестом и Гродно сгустятся туманы.

Ветер южный, неустойчивый, 2–7 м/с.

Температура воздуха ночью будет колебаться от +1 °С до +6 °С.

Днем столбики термометров в Витебске и Могилёве покажут +7 … +9 °C, в Гомеле — +8… +10 °C, в Минске и Гродно воздух прогреется до +11 °C, в Бресте — до +12 °C.

Новобранцы специализированного лицея МЧС дали клятвы первокурсников

В Специализированном лицее при Университете гражданской защиты МЧС 25 октября состоялась торжественная церемония принесения клятвы первокурсниками, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

КЛЯТВА ПЕРВОКУРСНИКА || Новобранцы лицея МЧС || Служу Республике Беларусь!КЛЯТВА ПЕРВОКУРСНИКА || Новобранцы лицея МЧС || Служу Республике Беларусь!

Всего клятву произнесли 86 мальчишек, которые зачислены на первый курс.

Мероприятие закончилось награждением преподавателей, выпускников и лицеистов за вклад в образовательную и воспитательную деятельность.