Фантастика среди белых ночей Ленинграда. Как снимали фильм «Его звали Роберт»
Эта картина появилась, когда в СССР активно экспериментировали и изучали тему роботов. Как Олег Стриженов учился двигаться как андроид и почему его самая необычная роль стала причиной скандала и началом заката карьеры знаменитости, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Холодный и практичный ученый Сергей Сергеевич создал человекоподобного робота для освоения дальнего космоса. Внешне машина — полная копия изобретателя. А вот по характеру Роберт — так назвали изделие — гораздо человечнее своего прагматичного создателя. Даже возлюбленная деятеля науки Таня, разглядев в Роберте романтика, предпочитает общение с ним.
Следуя моде
1960-е — десятилетие прорыва во многих областях науки и культуры. Человек полетел в космос, появлялись новые технологии, а также незнакомые многим по сути, но модные словечки, например «кибернетика». Писатели, кинематографисты экспериментировали в области жанровых решений. В 1966 году на киностудию «Ленфильм» авторы Лев Куклин и Юзеф Принцев принесли сценарий этой картины. Тема была не нова. Еще в 1964-м вышла повесть Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана», по которой позже сняли мини-сериал «Приключения Электроника». А Георгий Юнгвальд-Хилькевич ранее выпустил ленту «Формула радуги», где главный герой создал робота Яшу. Неизведанная и любопытная тема будоражила умы. Поэтому на ленинградской студии приняли решение запустить картину в производство.
Руководство в качестве постановщика неожиданно предложило театрального режиссера Илью Ольшвангера. Он поставил сотни спектаклей на сценах города на Неве. Кино снимал лишь раз. Это был фильм «На одной планете», рассказывающий об одних сутках из жизни Ленина. Возможно, решили, что если постановщик смог убедительно материализовать на экране вождя мирового пролетариата, то с роботом уж точно справится!
Марсель Марсо и другие
Всенародно любимый в 1950–1960-е годы артист Олег Стриженов своей известностью был во многом обязан заслуженному деятелю искусств БССР режиссеру Александру Файнциммеру, который в 1930-е снял немало произведений на студии «Белгоскино».
В 1954-м в Ленинграде он взялся за постановку ленты «Овод». Для подготовки съемок группа выехала в Таллин. На тот момент не могли определиться с актером, способным сыграть ключевого персонажа Артура Бертона. В столице Эстонской ССР ассистенты режиссера пошли в местный русский театр. Там после окончания московского театрального вуза по распределению трудился молодой, никому не известный Стриженов. Парень приглянулся кинематографистам. Дебютанту доверили главную роль. После премьеры «Овода» артист проснулся знаменитым. Вскоре снялся в шедевре Григория Чухрая «Сорок первый». У молодых исполнителей редко складывается судьба таким образом: из стажеров — в звезды!
К моменту съемок картины о роботе Олег уже был знаменитостью. Сначала он хотел отказаться от предложения сняться в фильме, но привлекло то, что нужно сыграть сразу двух противоположных по характерам персонажей. Дал согласие. Много работал над походкой, движением рук, поворотами головы своего героя — запрограммированной машины. Поскольку лента заявлена как произведение с элементами комедии, артист придумывал для персонажа репризы. Робот ведь все воспринимает буквально. Например, когда Таня, роль которой исполнила Марианна Вертинская, говорит в ресторане: «Вдарим по шашлычку», Роберт бьет по блюду кулаком. Так себе юмор. Основную сатирическую линию взял на себя Михаил Пуговкин, сыгравший Кнопкина, случайного знакомого. Подозрительный герой, общаясь с Робертом, не может понять, с кем имеет дело. Свои сомнения выражает очень забавно.
Когда шли съемки, в Ленинграде гастролировал французский актер-мим Марсель Марсо. Авторы придумали сцену, в которой Роберт с Таней идут на его концерт. Поскольку освещение и техника в кино тогда были громоздкими, и снимать в зале очередного представления было затруднительно, француз согласился исполнить отрывки из своего спектакля вне графика, специально для ленты.
Лишения и призы
Фильм снимали в Ленинграде. Экстерьеры, романтические прогулки героев по городу запечатлели в период белых ночей, что добавило поэтичности.
Вначале работа шла гладко. Стриженов даже отказывался от услуг каскадеров, сам хотел прыгнуть в воду с Кировского моста, как написано в сценарии. Но потом артист все чаще стал вмешиваться в режиссуру. Ему казалось, что со своим послужным списком он имеет на это право. Постановщику такое не нравилось. Олег же словно действовал вопреки. Намеки Ольшвангера, искренние просьбы к Стриженову заняться своими задачами не помогали. Видимо, скромного по своей природе Олега Александровича к концу 1960-х действительно поразила звездная болезнь. Однажды он явился на съемочную площадку в нетрезвом состоянии, высказал режиссеру все, что о нем думает, уехал в аэропорт и улетел в Москву! Доснять ленту без главного героя не представлялось возможным.
О скандале узнали в Госкино СССР. Кроме строгого выговора артиста лишили постановочного гонорара. Также Стриженову поставили ультиматум: или он отработает на съемках до финала, или его отлучат от профессии. Такое вполне было возможно одним решением начальства. Скрепя сердце Олег Александрович выполнил требование. Слухи о событии быстро разошлись в режиссерской среде. Актеру все реже предлагали роли, часто — неглавные. Он периодически отказывался. В 1970–1980-е перерывы в киноработе продолжались по несколько лет. После простоя в 1990-е артист появился в картине «Вместо меня» (2000) и исчез. Поэтому, когда в феврале 2025-го объявили о его кончине на 96-м году жизни, многие были удивлены, полагая, что кинозвезды давно с нами нет.
Премьера состоялась 12 июля 1967-го. Через год Стриженов получил приз за лучшую мужскую роль в этой ленте на VI Международном кинофестивале в Триесте (Италия). Также картину удостоили премии «Золотой шар» на МКФ фантастических фильмов в Милане (1969).
Еще материалы рубрики:
Сериал «Однажды в Залесье». Стоит ли смотреть мелодраму, приперченную детективом
Сериал «Челюскин. Первые». Что не так с новым фильмом-катастрофой
Сериал «Ронин»: театр абсурда или фильм про участкового Анискина в новом формате