Флаг над Иводзимой, программа «Здоровье» и девять «Грэмми» Сантаны. Этот день в истории: 23 февраля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 23 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1885 год. В петербургском доме князя Юсупова на Невском проспекте впервые выставляется картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Эта картина, которую чаще называют «Иван Грозный убивает своего сына», была задумана художником в 1882 г., вскоре после убийства народниками императора Александра II. Репин, по его признанию, боролся с ней, как с тяжелым недугом. Впоследствии он вспоминал: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».
Действие картины Репин перенес в полумрак палаты царского дворца в Александровской слободе. На ней изображен царь после того, как нанес смертельную рану сыну, в ту минуту, когда к нему приходит осознание чудовищности и безвозвратности совершенного им преступления. Особенно выразительна фигура Грозного: его безумные, как бы затянутые бельмом, уже ничего не видящие глаза, его напряженная рука, едва удерживающая тяжелеющее тело сына, волосы, вставшие дыбом от ужаса. Отцовская любовь, ужас, горе, раскаяние, буря чувств, охвативших его после приступа безудержной ярости, — все эти сложнейшие переживания Ивана IV переданы Репиным с непревзойденной экспрессией. С такой же силой написан и царевич: его глаза стекленеют, в пальцах правой руки последнее трепетание жизни. Лишь левая рука царевича в последнем усилии опирается на ковер, да по мертвенно-бледной уже щеке катится горькая слеза. В своем неограниченном самовластии Грозный давно освободил себя от всех нравственных законов, переступил их: он ни перед кем не ответчик, а человеческие жизни для него уже давно не представляли никакой цены.
Художник выразил и чисто человеческую трагедию, и трагедию злоупотребления властью. Игорь Грабарь отмечал, что «успех пришел к Репину именно потому, что он создал не историческую быль, а страшную современную быль о безвинно пролитой крови».
«Как написано, Боже, как написано! — восторгался Иван Крамской. — В самом деле, вообразите, — тьма крови, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын — сын, которого он убил!»
Впервые широкой публике картина была представлена в Петербурге на 13-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся 23 (10 по ст. ст.) февраля 1885 г. До этого ее видели только ближайшие друзья Репина, а также Павел Третьяков, который и купил полотно еще до выставки.
1945 год. Британская The Times публикует большой материал о Красной армии с красноречивым заголовком «Время триумфа»
«Впервые в своей истории Красная армия встречает свой «день рождения» в обстановке, когда большинство ее боевых частей находится за пределами СССР — за пределами тех границ, на защиту которых она встала три года и восемь месяцев назад, — писал московский корреспондент The Times. — Сегодня советские воины маршируют по равнинам Словакии, стоят на Дунае — в разрушенном Будапеште и в Эстергоме, у подножья горы, увенчанной величественным собором.
Они патрулируют улицы деревень всего в 100 милях от столицы Саксонии; их сапоги грохочут по брусчатке городских площадей в Бранденбурге, куда почти два века не ступала нога иноземного солдата. Казаки поят лошадей в Одере, а советские разведывательные самолеты вылетают фотографировать Берлин с аэродромов, расположенных в 60 милях от центра столицы Рейха. Красный флаг реет над колыбелью германской агрессии — Мариенбургом; русские уже видят шпили Кёнигсберга. А далеко в Заполярье, под сполохами северного сияния, красноармейцы помогают норвежцам изгнать из их страны общего врага.
Теперь, когда обстановка на Восточном фронте коренным образом изменилась, у русских солдат появилась возможность подумать о будущем. В 1941–1942 гг., когда Красная армия отступала с боями, на каждой пяди земли, что они обороняли, эти бойцы заново открывали любимую и любящую их Россию. Сегодня, прочно стоя на чужой земле, красноармейцы задаются вопросом: какова будет роль России в этом мире, ради спасения которого они рискуют жизнью.
Русские солдаты — уроженцы всех уголков этой громадной страны, имеющие равные шансы на продвижение по службе независимо от цвета кожи, происхождения или прежней службы государству — сегодня убедились в том, какую мощь принесла их родине революция.
То, что вооруженные силы СССР в упорных боях достигли куда больших успехов, чем армия последнего царя, — факт бесспорный. Вспомним — за прошедший год Красная армия взломала линию обороны в Карпатах, чего не смогла сделать армия Российской империи; захват Танненберга стал еще одной знаковой победой, оказавшейся не по силам войскам царя Николая — преодолена оборонительная система, которую лучшие военные умы Германии создавали не одно столетие. «Если бы не революция, мы сегодня были бы немецкой колонией», — заметил недавно в разговоре со мной один высокопоставленный советский чиновник. Он выразил мысль, прочно усвоенную сегодня всем русским народом.
Оказавшись за рубежом, красноармейцы поняли еще одну вещь. Русские увидели, что в странах, где, как они считали прежде, у Советского Союза много врагов, к ним относятся по-дружески, и это тоже укрепляет их уверенность в себе. Во время уличных боев в Будапеште жители многих кварталов решительно встали на сторону красноармейцев, не раз вступая плечом к плечу с ними в бой против немцев, и встречали русских как долгожданных освободителей. Я сам неоднократно видел, какой восторженный прием ожидал Красную армию в восточных областях Польши; но и его, по рассказам очевидцев, затмил энтузиазм, с которым русских солдат приветствовали на западе этой страны. Из кадров кинохроники, запечатлевших вступление Красной армии в болгарские города, видно, что она, по сути, прошла по стране триумфальным маршем.
Встречая такой прием, русские, судя по всему, и сами ведут себя с необычайным достоинством и выдержкой. В результате о них теперь с похвалой отзываются многие из тех, кто прежде не раздумывая верил расхожим россказням о «русском характере».
1945 год. Водружение флага над Иводзимой
Это самая известная фотография Джо Розенталя, военкора Associated Press, потомка еврейских эмигрантов из России. На ней запечатлены пятеро американских морских пехотинцев и санитар ВМС США, поднимающие флаг Соединенных Штатов на вершине горы Сурибати во время битвы за японский остров Иводзима во Второй мировой войне. Вопреки сомнениям некоторых журналистов, снимок Розенталя, сделанный им 23 февраля 1945 г., не был постановочным.
Будучи перепечатанной в тысячах публикаций, фотография стала чрезвычайно популярной и единственной, получившей Пулитцеровскую премию в год публикации кадра. В США снимок стал одним из наиболее значимых и узнаваемых образов войны, а также наиболее часто воспроизводимым в репродукциях.
Трое морских пехотинцев из тех, что изображены на фотографии Розенталя, были убиты еще до завершения битвы за Иводзиму, в конце марта. Битва эта была кровавой.
В начале 1945 г. военное командование США пыталось получить контроль над Иводзимой в преддверии запланированной воздушной кампании против японских островов. Этот крошечный вулканический остров, расположенный в Тихом океане примерно в 700 милях к юго-востоку от Японии, должен был стать базой для истребительной авиации и местом аварийной посадки бомбардировщиков. 19 февраля 1945 г., после трех дней интенсивной морской и воздушной бомбардировки, первая волна морских пехотинцев США ворвалась на негостеприимные берега Иводзимы.
Японский гарнизон на острове насчитывал 22 тыс. солдат. Их командующий, генерал Тадамити Курибаяси, ожидая вторжения союзников, создал образцовые оборонительные укрепления. В течение нескольких месяцев японцы строили сложную систему подземных туннелей и укреплений, что позволило им выдержать первоначальную бомбардировку союзников. К вечеру первого дня, несмотря на непрерывный минометный огонь, 30 тыс. американских морпехов сумели создать прочный плацдарм. А затем, в течение следующих нескольких дней, продвигались дюйм за дюймом под шквальным огнем японской артиллерии и встречая самоубийственные атаки японской пехоты. Многие из японских защитников, оставшиеся незамеченными в подземных коммуникациях, наносили болезненные удары, в том числе артиллерией. Их забрасывали гранатами и уничтожали огнеметами.
Стратегическая высота — гребень 550-футовой горы Сурибати — была взята 23 февраля. На следующий день все склоны потухшего вулкана были под контролем американцев. Уже 3 марта они контролировали все три аэродрома на острове, а 26-го последние японские защитники Иводзимы были уничтожены. Из 22-тысячного гарнизона только 200 человек были захвачены живыми. Американцы потеряли в боях за Иводзиму 6 тыс. убитыми и около 17 тыс. ранеными.
В начале 1950-х в США решили воздвигнуть в пригороде Вашингтона мемориал Корпуса морской пехоты, посвященный всем морпехам, погибшим в военных конфликтах за интересы страны, начиная с 1775 г. Нужен был яркий символ — и им стала фотография Розенталя. Изображенные на ней герои с флагом обрели объем и масштаб, превратившись в величественную скульптуру из бронзы. Три года потребовалось скульптору Феликсу де Уэлдону и сотням его помощников, чтобы завершить памятник. Выжившие солдаты позировали скульпторам в роли самих себя. Трое погибших были увековечены по фотографиям. Мемориал был торжественно открыт президентом Дуайтом Д. Эйзенхауэром 10 ноября 1954 г.
Событиям, связанным с водружением флага над Иводзимой, посвящены два художественных фильма Клинта Иствуда, снятых в 2006 г. практически параллельно: «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы». Первая лента отражает американский взгляд на события, вторая — японский. И обе картины дополняют друг друга.
1960 г. В эфир Центрального телевидения выходит первый выпуск программы «Здоровье»

Герш Будкер и Алла Мелик-Пашаева
Изначально первые выпуски телепередачи состояли из нескольких 5–7-минутных сюжетов, которые комментировал диктор. Потом появилась первая ведущая — Алла Мелик-Пашаева. Она была прекрасной журналисткой, писала сценарии передач, находила для них интересные материалы, но в медицине не особо разбиралась, и зрители это чувствовали. И когда спустя семь лет рейтинги начали падать, руководство нашло ей замену в лице Юлии Белянчиковой.
Взять профессионального врача, а не журналиста, было смелым экспериментом. К тому же аспирантка Центрального института переливания крови (ныне Гематологический научный центр РАМН) Белянчикова, на которую положило глаз руководство ЦТ, отнюдь не горела желанием менять профессиональные приоритеты. Пришлось уговаривать. Время показало, что не зря. Более 20 лет Белянчикова вела программу «Здоровье», сделав ее одной из самых популярных на советском телевидении. За это время поток писем от телезрителей в адрес «Здоровья» возрос с 60 до 160 тыс. в год.
В 1992 г. было принято решение кардинально поменять сетку вещания, и передачу закрыли. А в 1997-м «Здоровье» вновь вернулось к телезрителям уже с новой ведущей — Еленой Малышевой.
В 2011–2016 гг. программа представляла собой воскресный выпуск другой программы Малышевой «Жить здорово!», с теми же декорациями и ведущими. Однако затем вновь стала выходить в жанре научно-популярной программы о здоровье один раз в неделю по воскресеньям.
2000 год. Карлос Сантана удостаивается девяти наград «Грэмми» за альбом Supernatural, в том числе в главных категориях: «Альбом года», «Запись года» и «Песня года»
В конце 1990-х легенда латиноамериканского рока гитарист Сантана, отказался от сотрудничества с Columbia и перешел на фирму Arista Records, во главе которой стоял обладавший широкой музыкальной эрудицией и тонким вкусом Клайв Дэвис — тот самый, кто в 1968 г., работая тогда еще в Columbia, подписал с молодым Сантаной его первый профессиональный контракт. Карлос заявил Дэвису, что «не хочет вечно оставаться в 1960-х» и намерен записать альбом мелодичных, приемлемых для радиоформата песен, которые могли бы найти самого широкого слушателя. Дэвис был двумя руками за, но при условии: альбом останется «фирменным Сантаной», пусть и с современным звучанием.
Постепенно Сантана и Дэвис собрали звездный состав относительно молодых, но уже получивших в своей области признание и известность музыкантов из самых разных сфер популярной музыки: рэперы Си Ло и Уайклиф Джин, соул-певица из группы Fugees Лорин Хилл, солист группы Matchbox Twenty Роб Томас и др. Венчал разношерстную компанию великий Эрик Клэптон.
«Никогда еще я не чувствовал себя на записи альбома таким посторонним человеком. Ты заходишь на кухню как шеф-повар: кастрюля кипит на плите, в ней уже есть и лук, и чеснок, и все остальное. Тебе остается только все сварить», — рассказывал о своих ощущениях Сантана.
Итоговое «блюдо» оказалось по вкусу миллионам. Альбом вышел 15 июня 1999 г. и взлетел на первые места альбомных чартов в одиннадцати странах мира. В США он оставался на первом месте 12 недель и получил статус 15-кратного платинового альбома. Общее число продаж превысило 30 млн экземпляров. Получив на церемонии «Грэмми» 2000 года девять наград, Supernatural побил предыдущий рекорд, принадлежавший Майклу Джексону с его легендарным Thriller.
Читайте также:
- Цирк на Цветном бульваре, Великий поход Мао и первый тираж «Спортлото». Этот день в истории: 20 октября
- Автопробег «Руссо-Балта», снятие орлов с башен Кремля, Ван Дамму — 65. Этот день в истории: 18 октября
- Смерть Джона Рида, советский Кенигсберг и Жерар Филип в Москве. Этот день в истории: 17 октября