Флаг над Иводзимой, программа «Здоровье» и девять «Грэмми» Сантаны. Этот день в истории: 23 февраля


Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 23 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1885 год. В петербургском доме князя Юсупова на Невском проспекте впервые выставляется картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

4534

Эта картина, которую чаще называют «Иван Грозный убивает своего сына», была задумана художником в 1882 г., вскоре после убийства народниками императора Александра II. Репин, по его признанию, боролся с ней, как с тяжелым недугом. Впоследствии он вспоминал: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

Действие картины Репин перенес в полумрак палаты царского дворца в Александровской слободе. На ней изображен царь после того, как нанес смертельную рану сыну, в ту минуту, когда к нему приходит осознание чудовищности и безвозвратности совершенного им преступления. Особенно выразительна фигура Грозного: его безумные, как бы затянутые бельмом, уже ничего не видящие глаза, его напряженная рука, едва удерживающая тяжелеющее тело сына, волосы, вставшие дыбом от ужаса. Отцовская любовь, ужас, горе, раскаяние, буря чувств, охвативших его после приступа безудержной ярости, — все эти сложнейшие переживания Ивана IV переданы Репиным с непревзойденной экспрессией. С такой же силой написан и царевич: его глаза стекленеют, в пальцах правой руки последнее трепетание жизни. Лишь левая рука царевича в последнем усилии опирается на ковер, да по мертвенно-бледной уже щеке катится горькая слеза. В своем неограниченном самовластии Грозный давно освободил себя от всех нравственных законов, переступил их: он ни перед кем не ответчик, а человеческие жизни для него уже давно не представляли никакой цены.

Художник выразил и чисто человеческую трагедию, и трагедию злоупотребления властью. Игорь Грабарь отмечал, что «успех пришел к Репину именно потому, что он создал не историческую быль, а страшную современную быль о безвинно пролитой крови».

«Как написано, Боже, как написано! — восторгался Иван Крамской. — В самом деле, вообразите, — тьма крови, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын — сын, которого он убил!»

Впервые широкой публике картина была представлена в Петербурге на 13-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся 23 (10 по ст. ст.) февраля 1885 г. До этого ее видели только ближайшие друзья Репина, а также Павел Третьяков, который и купил полотно еще до выставки.

1945 год. Британская The Times публикует большой материал о Красной армии с красноречивым заголовком «Время триумфа»

14 768x505 1

«Впервые в своей истории Красная армия встречает свой «день рождения» в обстановке, когда большинство ее боевых частей находится за пределами СССР — за пределами тех границ, на защиту которых она встала три года и восемь месяцев назад, — писал московский корреспондент The Times. — Сегодня советские воины маршируют по равнинам Словакии, стоят на Дунае — в разрушенном Будапеште и в Эстергоме, у подножья горы, увенчанной величественным собором.

Они патрулируют улицы деревень всего в 100 милях от столицы Саксонии; их сапоги грохочут по брусчатке городских площадей в Бранденбурге, куда почти два века не ступала нога иноземного солдата. Казаки поят лошадей в Одере, а советские разведывательные самолеты вылетают фотографировать Берлин с аэродромов, расположенных в 60 милях от центра столицы Рейха. Красный флаг реет над колыбелью германской агрессии — Мариенбургом; русские уже видят шпили Кёнигсберга. А далеко в Заполярье, под сполохами северного сияния, красноармейцы помогают норвежцам изгнать из их страны общего врага.

Теперь, когда обстановка на Восточном фронте коренным образом изменилась, у русских солдат появилась возможность подумать о будущем. В 1941–1942 гг., когда Красная армия отступала с боями, на каждой пяди земли, что они обороняли, эти бойцы заново открывали любимую и любящую их Россию. Сегодня, прочно стоя на чужой земле, красноармейцы задаются вопросом: какова будет роль России в этом мире, ради спасения которого они рискуют жизнью.

Русские солдаты — уроженцы всех уголков этой громадной страны, имеющие равные шансы на продвижение по службе независимо от цвета кожи, происхождения или прежней службы государству — сегодня убедились в том, какую мощь принесла их родине революция.

То, что вооруженные силы СССР в упорных боях достигли куда больших успехов, чем армия последнего царя, — факт бесспорный. Вспомним — за прошедший год Красная армия взломала линию обороны в Карпатах, чего не смогла сделать армия Российской империи; захват Танненберга стал еще одной знаковой победой, оказавшейся не по силам войскам царя Николая — преодолена оборонительная система, которую лучшие военные умы Германии создавали не одно столетие. «Если бы не революция, мы сегодня были бы немецкой колонией», — заметил недавно в разговоре со мной один высокопоставленный советский чиновник. Он выразил мысль, прочно усвоенную сегодня всем русским народом.

Оказавшись за рубежом, красноармейцы поняли еще одну вещь. Русские увидели, что в странах, где, как они считали прежде, у Советского Союза много врагов, к ним относятся по-дружески, и это тоже укрепляет их уверенность в себе. Во время уличных боев в Будапеште жители многих кварталов решительно встали на сторону красноармейцев, не раз вступая плечом к плечу с ними в бой против немцев, и встречали русских как долгожданных освободителей. Я сам неоднократно видел, какой восторженный прием ожидал Красную армию в восточных областях Польши; но и его, по рассказам очевидцев, затмил энтузиазм, с которым русских солдат приветствовали на западе этой страны. Из кадров кинохроники, запечатлевших вступление Красной армии в болгарские города, видно, что она, по сути, прошла по стране триумфальным маршем.

Встречая такой прием, русские, судя по всему, и сами ведут себя с необычайным достоинством и выдержкой. В результате о них теперь с похвалой отзываются многие из тех, кто прежде не раздумывая верил расхожим россказням о «русском характере».

1945 год. Водружение флага над Иводзимой

kv

Это самая известная фотография Джо Розенталя, военкора Associated Press, потомка еврейских эмигрантов из России. На ней запечатлены пятеро американских морских пехотинцев и санитар ВМС США, поднимающие флаг Соединенных Штатов на вершине горы Сурибати во время битвы за японский остров Иводзима во Второй мировой войне. Вопреки сомнениям некоторых журналистов, снимок Розенталя, сделанный им 23 февраля 1945 г., не был постановочным.

Будучи перепечатанной в тысячах публикаций, фотография стала чрезвычайно популярной и единственной, получившей Пулитцеровскую премию в год публикации кадра. В США снимок стал одним из наиболее значимых и узнаваемых образов войны, а также наиболее часто воспроизводимым в репродукциях.

Трое морских пехотинцев из тех, что изображены на фотографии Розенталя, были убиты еще до завершения битвы за Иводзиму, в конце марта. Битва эта была кровавой.

В начале 1945 г. военное командование США пыталось получить контроль над Иводзимой в преддверии запланированной воздушной кампании против японских островов. Этот крошечный вулканический остров, расположенный в Тихом океане примерно в 700 милях к юго-востоку от Японии, должен был стать базой для истребительной авиации и местом аварийной посадки бомбардировщиков. 19 февраля 1945 г., после трех дней интенсивной морской и воздушной бомбардировки, первая волна морских пехотинцев США ворвалась на негостеприимные берега Иводзимы.

Японский гарнизон на острове насчитывал 22 тыс. солдат. Их командующий, генерал Тадамити Курибаяси, ожидая вторжения союзников, создал образцовые оборонительные укрепления. В течение нескольких месяцев японцы строили сложную систему подземных туннелей и укреплений, что позволило им выдержать первоначальную бомбардировку союзников. К вечеру первого дня, несмотря на непрерывный минометный огонь, 30 тыс. американских морпехов сумели создать прочный плацдарм. А затем, в течение следующих нескольких дней, продвигались дюйм за дюймом под шквальным огнем японской артиллерии и встречая самоубийственные атаки японской пехоты. Многие из японских защитников, оставшиеся незамеченными в подземных коммуникациях, наносили болезненные удары, в том числе артиллерией. Их забрасывали гранатами и уничтожали огнеметами.

Стратегическая высота — гребень 550-футовой горы Сурибати — была взята 23 февраля. На следующий день все склоны потухшего вулкана были под контролем американцев. Уже 3 марта они контролировали все три аэродрома на острове, а 26-го последние японские защитники Иводзимы были уничтожены. Из 22-тысячного гарнизона только 200 человек были захвачены живыми. Американцы потеряли в боях за Иводзиму 6 тыс. убитыми и около 17 тыс. ранеными.

В начале 1950-х в США решили воздвигнуть в пригороде Вашингтона мемориал Корпуса морской пехоты, посвященный всем морпехам, погибшим в военных конфликтах за интересы страны, начиная с 1775 г. Нужен был яркий символ — и им стала фотография Розенталя. Изображенные на ней герои с флагом обрели объем и масштаб, превратившись в величественную скульптуру из бронзы. Три года потребовалось скульптору Феликсу де Уэлдону и сотням его помощников, чтобы завершить памятник. Выжившие солдаты позировали скульпторам в роли самих себя. Трое погибших были увековечены по фотографиям. Мемориал был торжественно открыт президентом Дуайтом Д. Эйзенхауэром 10 ноября 1954 г.

Событиям, связанным с водружением флага над Иводзимой, посвящены два художественных фильма Клинта Иствуда, снятых в 2006 г. практически параллельно: «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы». Первая лента отражает американский взгляд на события, вторая — японский. И обе картины дополняют друг друга.

1960 г. В эфир Центрального телевидения выходит первый выпуск программы «Здоровье»

363c53591b24aa4592cc9d9e309d9531

Герш Будкер и Алла Мелик-Пашаева

Изначально первые выпуски телепередачи состояли из нескольких 5–7-минутных сюжетов, которые комментировал диктор. Потом появилась первая ведущая — Алла Мелик-Пашаева. Она была прекрасной журналисткой, писала сценарии передач, находила для них интересные материалы, но в медицине не особо разбиралась, и зрители это чувствовали. И когда спустя семь лет рейтинги начали падать, руководство нашло ей замену в лице Юлии Белянчиковой.

Взять профессионального врача, а не журналиста, было смелым экспериментом. К тому же аспирантка Центрального института переливания крови (ныне Гематологический научный центр РАМН) Белянчикова, на которую положило глаз руководство ЦТ, отнюдь не горела желанием менять профессиональные приоритеты. Пришлось уговаривать. Время показало, что не зря. Более 20 лет Белянчикова вела программу «Здоровье», сделав ее одной из самых популярных на советском телевидении. За это время поток писем от телезрителей в адрес «Здоровья» возрос с 60 до 160 тыс. в год.

В 1992 г. было принято решение кардинально поменять сетку вещания, и передачу закрыли. А в 1997-м «Здоровье» вновь вернулось к телезрителям уже с новой ведущей — Еленой Малышевой.

В 2011–2016 гг. программа представляла собой воскресный выпуск другой программы Малышевой «Жить здорово!», с теми же декорациями и ведущими. Однако затем вновь стала выходить в жанре научно-популярной программы о здоровье один раз в неделю по воскресеньям.

2000 год. Карлос Сантана удостаивается девяти наград «Грэмми» за альбом Supernatural, в том числе в главных категориях: «Альбом года», «Запись года» и «Песня года»

santana

В конце 1990-х легенда латиноамериканского рока гитарист Сантана, отказался от сотрудничества с Columbia и перешел на фирму Arista Records, во главе которой стоял обладавший широкой музыкальной эрудицией и тонким вкусом Клайв Дэвис — тот самый, кто в 1968 г., работая тогда еще в Columbia, подписал с молодым Сантаной его первый профессиональный контракт. Карлос заявил Дэвису, что «не хочет вечно оставаться в 1960-х» и намерен записать альбом мелодичных, приемлемых для радиоформата песен, которые могли бы найти самого широкого слушателя. Дэвис был двумя руками за, но при условии: альбом останется «фирменным Сантаной», пусть и с современным звучанием.

Постепенно Сантана и Дэвис собрали звездный состав относительно молодых, но уже получивших в своей области признание и известность музыкантов из самых разных сфер популярной музыки: рэперы Си Ло и Уайклиф Джин, соул-певица из группы Fugees Лорин Хилл, солист группы Matchbox Twenty Роб Томас и др. Венчал разношерстную компанию великий Эрик Клэптон.

«Никогда еще я не чувствовал себя на записи альбома таким посторонним человеком. Ты заходишь на кухню как шеф-повар: кастрюля кипит на плите, в ней уже есть и лук, и чеснок, и все остальное. Тебе остается только все сварить», — рассказывал о своих ощущениях Сантана.

Итоговое «блюдо» оказалось по вкусу миллионам. Альбом вышел 15 июня 1999 г. и взлетел на первые места альбомных чартов в одиннадцати странах мира. В США он оставался на первом месте 12 недель и получил статус 15-кратного платинового альбома. Общее число продаж превысило 30 млн экземпляров. Получив на церемонии «Грэмми» 2000 года девять наград, Supernatural побил предыдущий рекорд, принадлежавший Майклу Джексону с его легендарным Thriller.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Подборка белорусских спортивных Youtube-шоу, которые стоит посмотреть

Если вы из тех, кто не может спокойно пройти мимо футбольного матча или новостей о свежем трансфере, а трансляция на фоне ужина, споры с друзьями о исходе встречи, хайлайты перед сном стали частью вашей рутины — эта подборка для вас. Рассказываем про спортивные Youtube-шоу made in Belarus! Здесь футбольные и хоккейные эксперты разбирают главные события в белорусском и мировом футболе и хоккее.

720h480 1

Betera Show

 Известные тренеры, футболисты, журналисты и блогеры обсуждают главный футбольный турнир мира — Лигу чемпионов УЕФА. Аналитика от харизматичного Людаса Румбутиса и истории из зарубежной карьеры Виталия Кутузова отлично дополняют рассуждения о справедливости исходов матчей европейских грандов. Здесь же вы найдете и обзоры событий в топ-чемпионатах: Английской премьер-лиге, Бундеслиге, Серии А, Ла Лиге и Лиге 1.

«Голевая передача»

 Шоу для любителей родного чемпионата. В студию постоянно приглашают авторитетных для белорусского футбола личностей, чтобы пристально разобрать каждый матч Betera Высшей лиги, дать оценку действиям игроков и высказываниям тренеров. Гуренко, Бага, Румбутис, Кутузов, Гутор — фамилии, которые много значат для белорусских футбольных болельщиков. В такой компании очень приятно следить за «вышкой» и сборной Беларуси.

Недавно съемочная команда отправилась в Алматы — прямо на матч Лиги чемпионов между ФК «Кайрат» и легендарным мадридским «Реалом», и привезли шикарный контент. В репортажах — атмосфера встречи, эксклюзивное интервью игроков из Беларуси, Александра Мартыновича и Валерия Громыко, и даже помощь с проходом на стадион от Луиша Фигу.

 «Раскатка»

 Проект о белорусском хоккее. Все, как любят зрители: харизматичный ведущий и значимые для хоккея личности обсуждают перипетии Betera Экстралиги, успехи минского «Динамо» в КХЛ, радуются за белорусов в НХЛ. С первых же выпусков тон шоу задали Илья Шинкевич, Игорь Брикун и легендарный Михаил Захаров. Максимальная концентрация экспертности и хоккейного юмора обеспечены!

***

Спорт здесь — без скучных цифр и сухой статистики. Только живые эмоции, экспертные мнения и юмор, которые превращают аналитику в живой, интересный разговор. Видеопроекты, которые делают футбол и хоккей заметным, создает компания Betera — один из тех брендов, который не просто ставит логотип на бортах, а вкладывается в спорт и развивает его через стильный контент.

Чулки с сюрпризом: две белоруски оригинальным способом пытались ввезти из Польши ветпрепараты

Двух гражданок Беларуси задержали в пункте пропуска «Брест» при попытке незаконного ввоза крупной партии ветеринарных препаратов, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГТК.

photo 2025 10 20 12 47 55

Пересекая границу на автомобиле Audi, женщины намеренно выбрали «зеленый коридор», утаив от таможенного контроля свой груз.

Однако при проверке специальное средство контроля указало на наличие скрытых товаров. После этого сотрудники таможни предложили водителю и пассажиру добровольно предъявить то, что они прятали.

photo 2025 10 20 12 47 56

Выяснилось, что для транспортировки запрещенного груза женщины использовали собственные тела. Каждая из них обмотала себя чулками, набитыми блистерами с капсулами, после чего скрыла контрабанду под верхней одеждой. Всего у задержанных было обнаружено 200 упаковок ветпрепарата (по 1 тыс. капсул), общая стоимость которых предварительно оценивается в 60 тыс. рублей.

photo 2025 10 20 12 47 57

Теперь нарушительницам грозит штраф — каждой придется выплатить до 30 базовых величин. Кроме того, сокрытый товар могут конфисковать.

Фото ГТК

ПРИСТУПИТЬ К ИСПОЛНЕНИЮ. Горожане просят своевременно вывозить мусор

Переполненные мусорные контейнеры совсем не украшают дворы столицы. Где именно заметили и попросили устранить такие проблемы пользователи портала «Мая Рэспублiка» 115.бел — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

О неубранной контейнерной площадке возле дома № 23 на ул. Жилуновича сообщил пользователь портала. По приложенной фотографии видно: площадка современная и достаточно вместительная. Однако выглядит она не лучшим образом: контейнеры выставлены на улицу, а их места заняты разнообразным мусором. Поступившую информацию на предприятии «Спецкоммунавтотранс» приняли к сведению и незамедлительно навели порядок.

Еще одна неубранная площадка обнаружилась возле дома № 38 на ул. Я. Коласа. Работники «ЖЭУ № 3 Первомайского района» навели там порядок.

Странная ситуация сложилась возле дома № 34, к. 2 на ул. Горовца. Рядом расположены три контейнерные площадки. С двух из них мусор был вывезен, а третья осталась без внимания коммунальных служб. «Впереди выходные, а мусора в контейнерах уже с горой», — сообщил на портал пользователь. Уже через час после создания заявки с предприятия «Спецкоммунавтотранс» пришел ответ: «Вывоз отходов произведен в полном объеме согласно графику».

Стоит отметить, что не всегда в бедах жителей виноваты коммунальщики, не успевшие вывезти мусор или убрать контейнерную площадку. Так, с ул. Скрипникова, 1, пришло сообщение, что мусорокамера завалена отходами при том, что сам контейнер пуст. Вряд ли мусор, лежащий вне контейнера, прилетел туда из раструба мусоропровода.

Похожая ситуация произошла и на контейнерной площадке, распложенной возле домов № 9 и 15 на ул. Калиновского: крупногабаритный мусор — мебель и мешки со строительными отходами — был свален за ограждением. Кто-то из жителей соседних домов, вероятно, свалил горы своего мусора «на плечи» ЖЭУ.

Общее количество обращений, поступивших на интернет-портал «Мая Рэспублiка» 115.бел с 15 сентября по 15 октября, составило 25 946 зарегистрированных заявок и претензий, а также 7 214 консультаций, оказанных специалистами портала по ранее поданным заявкам и проводимым в городе отключениям ЖКУ. За это же время было выполнено 21 542 заявки. Самой популярной темой обращений стало отопление — 8 193 заявки. На втором месте расположилось санитарное состояние многоквартирных жилых домов — 2 586 обращений. Далее следуют санитарное состояние территорий — 1 975 заявок, а также проблемы с электроснабжением — 1 951, и благоустройство территорий — 1 745 обращений.

Фото предоставлены Центром информационных технологий Мингорисполкома

Президент подписал указ: облисполкомы получили право формировать сельскохозяйственные сырьевые зоны

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 375 «О закреплении сырьевых зон» 20 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Главы государства.

мясокомбинат

Документ принят, чтобы обеспечить эффективную работу перерабатывающих предприятий, а также для развития сырьевых зон.

Облисполкомам предоставлено право формировать на территории областей сырьевые зоны из сельскохозяйственных организаций и закреплять их за мясо- и молокоперерабатывающими предприятиями.

Указ направлен на установление единого механизма формирования сырьевых зон, что будет способствовать увеличению загрузки мощностей предприятий.

Минчан приглашают на фестиваль огня «Феникс» в Ботанический сад

Масштабный фестиваль огня «Феникс» пройдет в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси 24, 26, 31 октября и 1, 2 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу учреждения.

ботанический сад

С 10:00 до 22:00 гостей ожидают шоу-программа, тематические локации, фотозоны, бесплатная площадка для детей с анимацией и развлечениями, фуд-корт.

Кульминацией каждого фестивального дня станет огненное шоу, которое состоится на большом подиуме. Оно запланировано 24 и 31 октября на 21:00, в остальные дни — на 19:00 и 21:00.

Кроме того, каждый вечер с 17:00 на главной сцене будут выступать музыкальные коллективы.

Телефон для справок: +375 (29) 320-17-17.

Делегация города Сочи посетила МАЗ и ознакомилась с производством

Делегация города Сочи посетила «МАЗ» — управляющую компанию холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» 20 октября. Представители российского города-курорта ознакомились с автобусным производством предприятия, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 38 kopiya

Как отметил заместитель председателя Мингорисполкома Олег Корзун, Сочи — город-побратим белорусской столицы, с которым минчане готовы поделиться любыми достижениями. Пассажирская техника МАЗа составляет значительную часть автопарка Сочи. Там ее оценивают как качественную и надежную, поэтому Минск стремится к тому, чтобы контракты на поставки автобусов заключались и далее.

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 24 kopiya

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 16 kopiya

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 40 kopiya

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 22 kopiya

Работа с регионами России на предприятии ведется постоянно, — сообщил заместитель коммерческого директора по реализации пассажирской техники — начальник управления продаж пассажирской техники МАЗа Владимир Дормаш. В частности, Сочи покупает уже не первое поколение наших автобусов. Реализация пассажирской техникиодно из востребованных направлений нашей деятельности.

Представитель предприятия уточнил, что техника МАЗа, поставляемая в разные широты, отличается. Для автобусов, экспортируемых в северные регионы, добавляется внутреннее утепление автобуса, а в тропическом исполнении используются материалы, защищающие от воздействия тепла.

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 14 kopiya

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 34 kopiya

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 27 kopiya

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 46 kopiya

Минские автобусы работают в температурном диапазоне от 40 до +40 °С, — пояснил В. Дормаш. Поэтому сегодня они востребованы как в Красноярском крае, так и в Сочи.

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 51 kopiya

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 49 kopiya

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 54 kopiya

2025 10 20 proizvodstvo maz sochi mozolevskij 56 kopiya

Фото Юрия Мозолевского

Женщины мира: выставка живописи проходит в модном пространстве Минска

Как отразить томный дух испанской сиесты с помощью цветовой растяжки или признаться в любви к Парижу без клишированных образов Эйфелевой башни, багетов и беретов, знает художница Кристина Анищенко. Выставка «FEMME: Восток и Запад» проходит в одном из модных пространств столицы, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2025 10 20 13 23 06 681 kopiya

Экспозиция камерная: менее 20 работ, среди которых картины, скульптуры и один экспонат, созданный в соавторстве со зрителями. Речь о манекене, расписанном яркими узорами — под чутким руководством художницы это сделали гости на открытии выставки.

Выбор локации, с одной стороны, не самый типичный. Тем более для автора, чье творчество не единожды экспонировалось на внушительных площадках, в том числе созданных в рамках Осеннего салона. С другой стороны, куда, как не в модное пространство, органичнее всего впишутся чудесные женские образы.

Акцент проекта «FEMME: Восток и Запад» — на прекрасной половине человечества. Но это лишь кусочек мозаики, собрать которую приглашает зрителя К. Анищенко. Лейтмотивом экспозиции, пожалуй, является органичное сплетение двух таких разных миров — утонченного, познавшего дзен Востока и энергичного, местами даже эксцентричного Запада.

izobrazhenie viber 2025 10 20 13 23 05 636

К примеру, холст «Испания. Сиеста». На первый взгляд, все в картине дышит зноем Иберийского полуострова, от цветовой гаммы до платья — реверанса танцовщицам фламенко. Но присмотритесь к вееру, которым томно обмахивается донья: он ненавязчиво отсылает к восточному колориту.

А вот рыжеволосая красотка с картины «Париж, я тебя люблю» — сборный образ, задача которого — передать тот самый шарм и манящую энергетику города на Сене. И без клишированных штампов в виде силуэта Эйфелевой башни, французского триколора и багетов-беретов.

izobrazhenie viber 2025 10 20 13 23 06 840 kopiya

izobrazhenie viber 2025 10 20 13 23 06 646 kopiya

izobrazhenie viber 2025 10 20 13 23 06 615 kopiya

Вдохновлялась работами Анри де Тулуз-Лотрека, — подчеркнула К. Анищенко. И обликом французской столицы тех времен. Потому приглушенный рыжий цвет, платье и перчатки в стиле танцовщиц кабаре, шляпа с оттенками лимонного цвета — все это складывается в парижскую мелодию. Это не конкретное изображение парижанки, а ощущение легкого головокружения от прогулок по брусчатым мостовым Монмартра, от шепота под кронами каштанов, от внезапной встречи взглядов.

Картина приглашает зрителя нe рассматривать, а чувствовать: вдохнуть теплый вечерний воздух, услышать отдаленную мелодию аккордеона. Внутренним зрением увидеть Париж не туристический, как в путеводителях, а тот, который вдохновлял художников всех времен на создание шедевров.

И если Париж больше тяготеет к спокойным оттенкам, то «Изумрудная богиня» с острова Калимантан, наоборот, контрастна — насыщенная густая зелень тропических лесов, яркие краски диковинных цветов.

На холсте нашла отражение не только природа Индонезии, но и удивительная гармония этой страны, — поясняет автор. Та самая осознанность, умение слышать себя. Что особенно актуально в эпоху цифрового шума и многозадачности, где тишина — роскошь, доступная не каждому. А этот образ — напоминание, что наибольшая драгоценность состояние гармонии c собой и миром, умение находится в этом состоянии в любом месте.

izobrazhenie viber 2025 10 20 13 23 06 776 kopiya

izobrazhenie viber 2025 10 20 13 23 06 885 kopiya

izobrazhenie viber 2025 10 20 13 23 06 809 kopiya

И безусловно, эта картина — как страница личного дневника К. Анищенко, которую впечатлила далекая страна.

Рядом — ода родной Беларуси, отраженная в Купалье. Как отмечает сама автор, лейтмотив — образ дома, который всегда в сердце, как бы далеко мы ни находились.

Тихий шелест бамбука, выписанного тушью, и крикливая фуксия, восточная скромность кимоно и дерзкие платья с декольте, как из-под лекал западных модных мэтров: экспозиция демонстрирует органичное слияние двух, казалось бы, абсолютно разных миров. Вероятно, причина в том, что творчество самой К. Анищенко формировалось через путешествие с Запада на Восток и снова на Запад. Художница родилась в Минске и здесь изучала искусство, затем постигала азы каллиграфии в Китае, а потом продолжила обучение в Академии изящных искусств во Флоренции.

А возможно, причина — как раз в той гармонии, о которой нам повествует художница: вещи, казалось бы, разные и несовместимые, порой удивительно сочетаются.

Выставка «FEMME: Восток и Запад» открыта до 31 октября в модном пространстве по адресу: ул. Маяковского, 6. Вход свободный.

Фото автора и из архива К. Анищенко

В день Республиканского субботника в Минске изменится график пассажирского транспорта

В столице в день Республиканского субботника, 25 октября, изменится график движения городского пассажирского транспорта, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу предприятия «Столичный транспорт и связь».

lk2a4745

Движение изменится по маршрутам автобусов № 1, 2С, 5Э, 5дЭ, 7А, 21, 25, 26, 30С, 38, 42, 50С, 54, 61, 62Э, 67, 70, 71, 73, 84, 85С, 88С, 96, 97, 100, 104, 106, 107, 112С, 115Э, 127, 135, 138, 144С, 149, 153, 159, 169, 429, троллейбусов № 3, 6, 7, 8, 10, 13, 17, 20, 22, 27, 32, 34, 41, 42, 45, 53, 77, 82, трамваев № 1, 3, 6. Для них будет организовано выполнение дополнительных рейсов.

Автобусы № 7, 13, 35, 48, 66, 79, 79Д, 108, 108Д, 122Э, 125, 129, 137, 164 и 179С, а также троллейбус № 92 будут ездить по графику буднего дня, а автобус № 156C — по пятничному расписанию. Автобусы № 61Д, 148С и 198 в субботу отменяются.

Дополнительные рейсы введут и на междугородних маршрутах: № 319Б/319 «Минск — Заславль» с отправлением от остановки «Площадь Бангалор» в 5:27 и от остановки «Заславль» в 7:00; №358Б/358 «Минск — Новое Поле» с отправлением от остановки «Площадь Бангалор» в 4:30 и 5:30, и от остановки «Новое Поле» в 5:30 и 6:45; № 359 «Минск — Леонтьевичи» с отправлением от остановки «Завод «Транзистор» в 6:16 и от остановки «Леонтьевичи» в 6:42.

Более 70 российских управленцев приехали на стажировку в Беларусь

Стажировка для представителей федерального кадрового резерва государственной гражданской службы России «Союзное государство: перспективы развития» стартовала в Академии управления при Президенте Беларуси 20 октября. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

img 0730 kopiya

Руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске Анатолий Маркевич уверен в том, что неделя, отведенная на обучение, принесет огромную пользу коллегам из России.

Нам есть чем поделится с нашими друзьями из соседней страны. Академия управления имеет очень серьезную основу и развивается по всем позициям. Мы видим эффективность обучения в данном учреждении образования, поскольку выходцы из него работают на разных должностях в сфере экономики, социальной политики, в строительстве и других областях, — отметил А. Маркевич. Союзное государство уделяет большое внимание процессам обучения. За 25 лет проведено 635 мероприятий на общую сумму финансирования 25 млрд российских рублей. Уверен, что в дальнейшем наши коллеги из Беларуси также будут посещать учреждения образования в России, перенимать лучший опыт и применять его на практике.

img 0813 kopiya

Ректор Академии управления при Президенте Беларуси Денис Дук рассказал: уникальность этого обучения заключается в том, что мы все живем в Союзном государстве, и в каждой из стран накоплен уникальный опыт взаимодействия между госслужащими.

Учитывая то, что интеграция между Беларусью и Россией проходит достаточно интенсивно, изучить опыт друг друга очень полезно. Эта стажировка представляет собой практикоориентированное мероприятие: мы знакомим слушателей с нашей политической системой, научными достижениями Беларуси и деятельностью парламента. Самое главное, что идет обмен мнениями. Представлены все регионы России: от Дальнего Востока до граничащих с Беларусью приграничных областей. Всего участвует более 70 человек из России, — подчеркнул Д. Дук.

img 0725 kopiya

Научный руководитель программы подготовки Федерального кадрового резерва Президентской Академии России Александр Мальков добавил, что цель стажировки — это подготовка федерального резерва управленческих кадров.

Мы приехали в Беларусь за новым взглядом, новым опытом, посмотреть на белорусские управленческие практики. Очень важной особенностью является то, что программа стажировка практическая: задачи, которые стоят перед управленцами в Беларуси и России, во многом схожи. Я считаю, что белорусский опыт можно применить у нас, — отметил А. Мальков.

Фото Академии Управления

Таджикистан и Беларусь укрепляют культурные связи: подписан меморандум о сотрудничестве в сфере кино

Меморандум о сотрудничестве между ведущими киностудиями Беларуси и Таджикистана был подписан в Душанбе 19 октября. Документ скрепили подписями генеральный директор «Беларусьфильма» Дмитрий Семёнов и директор «Точикфилма» Махмадсаид Шохиён, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2025 10 20 14 49 01 811

Стороны договорились о совместной работе в нескольких стратегических областях кинематографии и креативных индустрий. Основными целями сотрудничества являются повышение конкурентоспособности и развитие потенциала национальных кинематографий.

В рамках партнерства планируются реализация общих проектов, обмен опытом и знаниями, культурный обмен, поддержка нового поколения кинематографистов и продвижение фильмов.

Сотрудничество будет строиться на принципах равенства, доброй воли, уважения и справедливости. Вся совместная деятельность будет осуществляться в строгом соответствии с законодательствами Республики Таджикистан и Республики Беларусь, а также международными соглашениями.

izobrazhenie viber 2025 10 20 14 49 01 576

izobrazhenie viber 2025 10 20 14 49 02 041

Знаковое для кинематографистов двух стран событие произошло на II Международном кинофестивале «Тоджи Сомон», который собрал в Душанбе участников из 20 стран. На конкурс была представлена картина «Чёрный замок» (режиссер Кирилл Кузин), созданная кинопроизводителями «Беларусьфильм» и «Нью Арт» по мотивам произведения Владимира Короткевича «Чёрный замок Ольшанский».

Триумфом завершилось выступление белорусской делегации на фестивале: оператор Константин Эсадзе был признан лучшим оператором за работу в фильме «Чёрный замок».

Фото Национальной киностудии «Беларусьфильм»