Фотограф Анатолий Дрибас: профессия пошла на понижение градуса
Фотограф Анатолий Дрибас показывает Минск как город для жизни. На его счету 40 книг и фотоальбомов, шесть из них посвящены исключительно Минску. В минувшем месяце Анатолию Прокофьевичу исполнилось 70 лет, по случаю чего в двух минских музеях работают его персональные выставки. Корреспондент агентства «Минск-Новости» расспросила известного фотографа о секретах профессии.
А. Дрибас приехал в столицу подростком. Окончил Минский радиотехнический институт и лет 10 трудился инженером. Профессионально занялся фотографией в 1981 году, однако электронику не забросил.
— Руки всё помнят, — улыбается он. — Радиолюбитель с 6-го класса, мастерил приемники, магнитофоны, усилители, сам делаю электронные терморегуляторы, зарядные устройства. К фото пришел случайно. Сосед попросил меня, инженера, сделать автомат для цветной фотографии, чтобы ему было легче с групповыми снимками для детских садов. Вместе с другом Сашей придумали и за 1,5 года соорудили этот автомат. А так как начитался книг по фотоделу, то и сам стал снимать. Фотографией баловался еще во время службы в армии, но тогда делал черно-белые снимки. Занялся цветом — к монохрому не вернулся. Наша жизнь — она цветная!
Книги, альбомы, брошюры с фотографиями Дрибаса в его библиотеке — это домашний эверест. Так что многолетняя работа фотографом в издательстве «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» имеет весомый результат. «Лучший книжный фотохудожник Беларуси» написано в дипломе, которым наградили мастера в 2014-м на Национальном конкурсе «Мастацтва кнiгi». Хорошо известен Анатолий и в медиасреде.
То, что порой трудно выразить словами, фотограф передает свето- и цветописью. От его снимков заряжаются хорошим настроением, получают энергию добра. Дрибасовские фотопанорамы, сшитые из многих кадров (иногда из 12!), причем без единого шва, — настоящие произведения искусства. 300 панорам Минска, 400 ландшафтных…
— Анатолий Прокофьевич, у вас две музы: архитектура и природа. Почему не хотите снимать жанровые картинки, ловить в кадр людей?
— Работа в издательстве требует создания иллюстраций на определенную тему. Например, для альбома «Ветка. История старообрядчества» музой стал уникальный музей в Ветке, где собраны раритеты от протопопа Аввакума до наших дней. Тема истории и памяти — моя. Езжу по местам скорби, мемориалам — в Хатынь, Тростенец, Масюковщину, Благовщину… Могу рассказать целую историю, как мы с преподавателем БГУ, знатоком оргáнов Александром Бурделевым провели полгода в научной экспедиции (в основном по Гродненской и Брестской областям): выезжали на машине Александра каждые субботу и воскресенье. Сделал 3 600 кадров. В книгу «Арганы Беларусi» вошли 1 100 фото.
— Вы сняли все оргáны Беларуси?
— Да, все 123 музыкальных инструмента, существовавших на тот момент. А насчет того, чтобы ловить людей, скажу: я это дело не очень люблю. Но снимаю, если нужно, например, для книги. Мне не нравится, когда объекты съемки капризничают. Особенно мучают нашего брата женщины. На съемке в Барановичах на молочном комбинате просто извели претензиями и отстали, лишь когда сказал: в издательстве есть художник, он ретушью сделает каждую из вас на 10 лет моложе.
— Вижу путеводитель «Минск» нынешнего года издания. Какая это по счету книга, посвященная Минску, с вашими снимками?
— Шестая. Столицу очень люблю. Фотогеничный город. Ему к лицу и багрянец кленов, и седой туман, и вечерний световой убор… Могу с фотоаппаратом километров 10 накрутить по городу. 20–30 вполне пристойных кадров найду. Останутся же в итоге 1–2, не больше.
— Так строги к себе?
— В объектив вижу одно, а когда рассматриваю снимок на экране монитора, — другое. Мы с вами смотрим на мир обоими глазами, видим объемно, ощущаем глубину изображения. Фотоаппарат видит по-другому.
— Делите работу на заказную и для души?
— Нет. Есть работа увлекающая и скучноватая. Парадные снимки, как правило, не несут особой энергетики, но их приходится делать.
— Ваши любимые пора года и время суток?
— Осень. Восход солнца. Лучшее время для меня — конец сентября, октябрь. Обожаю антициклоны: они устанавливают бабье лето. Только снимай.
— Фотограф по сути своей профессии ближе к художнику или журналисту?
— Лично я — к художнику. Когда мы снимали оргáны, возил с собой много аппаратуры, ходил, искал ракурсы, устанавливал освещение. Ни один репортер, а он-то и есть журналист, этого не делает.
— Вам нравится возраст, к которому вы сейчас пришли?
— Если бы скинуть лет 20, он бы мне нравился больше (смеется). Стал чаще и быстрее уставать.
— Зная вас много лет, могу констатировать: ведете здоровый образ жизни.
— Никогда не курил. В детстве занимался гимнастикой, студентом — стрельбой из винтовки и подводным плаванием. Играю в настольный теннис.
— Правда ли, что фотография — занятие для зрелых людей?
— Верно. В нашем фотоклубе «Мiнск» молодежи, увы, мало. Качественная фотография требует терпения. В советское время приходилось много возиться с фотоувеличителями, проявителями-закрепителями, зато и для творчества был простор. А сейчас телефоном щелкнул — вот и кадр. Освоил фотошоп — мозг напрягать не надо. Профессия пошла на понижение градуса. Миллионы кнопконажимателей не подозревают, что есть такие вещи, как глубина резкости, композиция кадра и надо искать свои вишенки и изюминки. Я, например, когда снимал кищенковские мозаики на торцах зданий, что напротив Национальной библиотеки, искал и нашел им так называемую раму — живые ели с шишками. Это, обратите внимание, не фотошоп.
Фото из архива Анатолия Дрибаса
]]>