«Функция, которую можно развивать». Как определить задержку речи у ребенка, и что делать родителям
Каждый ребенок, у которого есть способность говорить, обязательно заговорит, а врачи помогут сделать это как можно скорее. При каких показаниях стоит обращаться к специалистам-логопедам и почему не стоит бояться идти за помощью, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Со своими маленькими пациентами и их мамами нас знакомит заведующая психоневрологическим отделением (для детей) стационара РПНЦ оториноларингологии, врач — психиатр-нарколог высшей квалификационной категории Светлана Гребень. И оказалось, что почти у каждого собеседника есть добрая новость.
— Вчера Данила сам позвонил бабушке, — не может не поделиться своей радостью Светлана из Столбцов, она здесь с семилетним сыном. — Спросил: «Как дела, бабушка?» О ребятах, с которыми временно живет и лечится, немного рассказал. О тетях и дядях-врачах. Они и вправду замечательные…
Надо ли говорить, что бабушка после разговора с внуком, который до этого практически не разговаривал, от радости уснуть не могла.
Прелестный лепет
— Светлана Анатольевна, первое слово, первая фраза, первый детский лепет всегда огромная радость для родителей, бабушек и дедушек. И всех их очень волнует, что малышу вроде бы уже пора заговорить, а он молчит. Или говорит лишь отдельные слова. В каком возрасте надо бить тревогу по этому поводу?
— Первые звуки ребенок способен произносить почти сразу после рождения. С 1 до 3 месяцев он уже гулит, а с 6 до 10 месяцев начинает лепетать. К году-полутора малыши могут осознанно произносить отдельные слова, имитировать звуки животных, называть предметы. К двум годам в лексиконе ребенка должны появляться первые простые фразы из 2–3 слов, например «мама, дай», «идем гулять». А к 3 годам он отвечает фразами на простые вопросы.
Но не все дети начинают разговаривать согласно этим возрастным показателям. Некоторые малыши могут начать говорить и позже. В большинстве случаев это связано с индивидуальными особенностями, так как развитие речи заложено генетически.
Тем не менее родителям в любом случае стоит начать беспокоиться, если, скажем, к 10 месяцам их малыш не начал лепетать, в полтора года не произносит ни одного осмысленного слова или не пытается подражать звукам. Насторожиться нужно и тогда, когда ребенок не откликается на имя, в течение нескольких месяцев у него не появляются новые навыки или он теряет те из них, которым ранее научился.
Если что-то из этого вы замечаете у своего чада, необходимо посетить сначала педиатра или невролога, а также оториноларинголога, который проверит слух малыша. Здесь важно исключить расстройства аутистического спектра (РАС) и нарушения психического развития. Они, увы, часто сочетаются с проблемами речи.
При РНПЦ оториноларингологии работает консультативная поликлиника. И хотя статус у нее республиканский, юных минчан и их родителей здесь тоже проконсультируют. Чтобы записаться на прием, достаточно направления педиатра, который наблюдает ребенка.
Откуда патологии?
— Такие специальности, как оториноларингология, детская психиатрия и логопедия, — это огромный пласт медицинской науки. Существует очень много причин для задержки речевого развития. И все же давайте напомним самые частые, которые могут повлиять на речь малыша.
— Причины, вызывающие речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы. Первая — это органические, которые приводят к повреждению центрального участка мозга, отвечающего за воспроизведение и понимание речи, или же тех мозговых структур, которые управляют артикуляционными органами речевого аппарата. Что касается функциональных причин, то они препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
Вышеперечисленные проблемы могут вызвать внутриутробная гипоксия плода, инфекционные заболевания матери во время беременности (наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она чревата серьезными отклонениями в развитии ребенка). На проблемах детской речи могут сказаться несовместимость крови матери и плода, курение мамы во время беременности, употребление алкоголя, наркотических веществ. Влияют также различные генетические аномалии, неблагоприятные роды и их последствия, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Кстати, даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи.
Вторая группа — социальные причины. К ним можно отнести педагогическую запущенность (никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере), психологическую травму (сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые случаи), двуязычие в семье (дети позже начинают говорить в силу двойной нагрузки на речевой центр).
— Случаев речевой задержки у детей сегодня больше, чем ранее? Если да, то с чем, на ваш взгляд, это связано?
— Опять же, изучение патологии развития речи у детей является междисциплинарной областью, в которой работают врачи-неврологи, врачи-психиатры, врачи-оториноларингологи, логопеды, дефектологи, психологи, медицинские психологи (нейро- и патопсихологи). Если говорить о возрастных категориях, то какого-то резкого увеличения или уменьшения числа ребят с речевыми проблемами не видим. Другое дело, что стало больше сложных случаев. Но это скорее связано с лучшей выявляемостью таких детей при помощи современных методов диагностики.
От речевой задержки до языкового взрыва
— Скажем, взрослые говорят с малышом на равных, он все понимает, но сам при этом произносит очень мало слов. Как бы вы охарактеризовали такую ситуацию с точки зрения детского психиатра с почти 20-летним стажем? И что делать родителям?
— Это, возможно, темповая задержка речи, она определяется только в динамике развития малыша. Предложите крохе выполнить несколько заданий, которые помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В два года ребенок прекрасно реагирует на простые инструкции и задания: «Иди ко мне на ручки», «Принеси мне мишку», «Покажи на картинке машинку» (зайчика, куклу и др.).
Еще один показатель — стойкая реакция на собственное имя. Закройте губы листком бумаги и позовите малыша. Он должен обернуться.
В 3 года ребенок понимает простые инструкции и задания: «Посади куклу на стул» (под стул, рядом со стулом), «Спрячь куклу за стулом», «Принеси маме папину рубашку», «Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».
У малыша хорошее слуховое внимание. Это значит, что он узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет местонахождение источника звука. Кроха различает голоса людей, подражает животным, показывает на картинке предмет, который вы называете.
Темповая задержка речевого развития чаще всего возникает, если ребенок часто болеет, ослаблен, родители почти не разговаривают с ним, игнорируют его, когда он хочет общаться.
Малыш с темповой задержкой развития речи может начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь будет развиваться, как и у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов сразу к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Чаще всего это происходит летом, когда ребенок получает большое количество новых впечатлений, а его организм крепнет.
Однако многим малышам все же нужен пусковой толчок, чтобы они начали разговаривать. Им могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда. Но лучше проконсультироваться со специалистами, они дадут полезные рекомендации, как преодолеть темповую задержку развития речи ребенка.
Но обязательный совет — надо как можно чаще и больше разговаривать с малышом.
Одиночество в семье
— В одном из ваших выступлений прочитал, что в сороковых годах прошлого столетия появился даже специальный термин «синдром госпитализма». Что это такое? И существует ли этот синдром сегодня?
— Это явление возникло в домах ребенка, где жили сироты, родители которых погибли во время войны. Среди других проблем у детей отмечалась и задержка речевого развития. Увы, обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы.
Детский госпитализм встречается и сегодня, когда ребенок находится вне семьи. Но и живя в семье, малыш, да и подросток, тоже может оказаться одиноким — от нехватки материнского тепла, заботы, ласки, прикосновений, общения… Чаще родительская депривация выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. А иногда она становится результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью родителей, основанной на замкнутости, увлеченности работой и карьерой.

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
— Можно ли считать проявлением этого синдрома увлечение нынешних малышей гаджетами? Многие из них, как и их родители, буквально не расстаются со смартфонами. Это, полагаю, тоже способ уединиться, отстраниться от мира, в котором неговорящего малыша не понимают.
— В современном мире огромное разнообразие всевозможных гаджетов. Это ведь не только планшеты, телефоны, ноутбуки, но и различные интерактивные развивающие игрушки. Поэтому полностью оградить ребенка от них невозможно. Да и категорический запрет тоже не пойдет ему на пользу. Во-первых, гаджеты способствуют развитию. Во-вторых, сам подобный запрет для малыша станет стрессом. То есть, как и во всем, необходима мера.
И еще: компьютерные игры надо разрешать только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности: рисование, конструирование, он понимает смысл сказок, научился сам их сочинять… Просмотр мультфильмов должен быть строго дозированным, а родители при этом обязаны всячески помогать малышу осмысливать увиденное и услышанное. В любом случае детей до 6–7 лет необходимо ограничивать в увлечении информационными технологиями.
Чем чреват речевой негативизм
— В своей практике вы и ваши коллеги используете термин «алалия». В чем ее принципиальное отличие от темповой задержки речевого развития ребенка? И могут ли родители сами определить разницу?
— Алалией называют полное или частичное отсутствие речи. Она возникает в результате повреждения речевых отделов коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в раннем возрасте. У ребенка с алалией задержка развития речи не связана со снижением слуха или нарушением интеллекта. Однако без специального обучения такие малыши не могут научиться говорить самостоятельно, некоторые не начинают говорить вплоть до предшкольного возраста, а в редких случаях до более позднего времени. Отсутствие речи может повлиять на характер малыша: появляются страх речи и даже речевой негативизм (нежелание говорить). Поэтому чем раньше обратиться за специализированной медицинской помощью, тем лучше будут результаты. Ведь если медикопедагогическая помощь оказывается после 4–5 лет, ребенок начинает отставать и в интеллектуальном развитии.

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Специалистам виднее
— Мамам и папам детей, отстающих в речевом развитии от сверстников, как правило, предлагают определить их чад в логопедические группы или специализированные детсады. Но родители рассуждают так: мол, с обычными детьми их малыши начнут говорить быстрее, чем с такими же неговорящими сверстниками. Они в чем-то правы?
— Действительно, отношение родителей к логопедическим группам, которые есть во многих детских садах, неоднозначное. Одни делают все, чтобы их дети попали туда, даже если показаний к этому нет. Другие, наоборот, панически боятся отправлять туда своего малыша, даже если на руках имеются направление и заключение специалистов.
Логопедическая коррекционная группа — это отдельная группа детского сада, в которую принимают ребят после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии по показаниям на один, два или три года. Это детки, которые имеют нарушения речи, но с сохранным слухом и интеллектом. Занятия с логопедом здесь проводятся ежедневно, причем как фронтальные — со всей группой или подгруппой по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения. Для закрепления материала дома родителям предлагаются специальные упражнения, даются другие рекомендации.
Поэтому логопедическая группа детского сада — это не добро и не зло. Это необходимость для тех детей, которые нуждаются в коррекции речи. Чем раньше ребенку окажут квалифицированную помощь, тем больше шансов навсегда забыть о его речевых проблемах!
— Расскажите, пожалуйста, о своем отделении. Кто ваши маленькие пациенты? Какие виды помощи вы им предлагаете? Насколько успешно лечение в целом?
— На лечении у нас находятся дети от 3 до 18 лет со всей страны. В год его получают 500–550 ребят. Направление к нам дает уже не логопед, а детский врач-психиатр по месту жительства, который наблюдает ребенка, а также специалисты психоневрологического отделения консультативной поликлиники нашего центра. В отделении 40 коек, курс лечения — до 25 дней. Очередь на госпитализацию есть, но небольшая. Штат медработников — 42 человека, и это прекрасные профессионалы, умеющие и любящие работать с детьми, что тоже очень важно.
За годы работы стационара сложилась эффективная модель лечения всех видов речевой патологии: заикания, алалии, афазии, тяжелых форм дизартрии, ринолалии и других нозологических форм в сочетании c психическими расстройствами, задержкой психического развития, фобиями, энурезом, тиками, аутистическими и поведенческими нарушениями.
Что касается результатов, то у 94–95 % наших маленьких пациентов после курса лечения наблюдается стабильное улучшение. Да и в целом, обращаясь к родителям, хочу сказать: каждый ребенок, у которого есть способность говорить, обязательно заговорит. А врачи-специалисты помогут сделать это как можно быстрее. Потому что речь — это та функция, которую можно развивать.
Фото Сергея Мицевича
Читайте также:
- Быть рядом, а не спасать. Минчанка рассказала о том, как 18 лет воспитывает приемных детей
- Переучивать или оставить как есть? Что делать, если ваш ребенок — левша
- Как сохранить ребёнку зрение и не упустить первые признаки его ухудшения
- Почувствовать себя комфортно: как помогает новое оборудование особенным малышам в детском саду № 289
- У каждого ребенка непростая история. Минчане воспитывают девятерых приемных детей