Гавайи по-китайски, или Остров Хайнань глазами минчанки
Как отдохнуть в Китае и влюбиться в него на всю жизнь — корреспондент агентства «Минск-Новости» делится личным опытом.
Начну с того, что китайцы абсолютно равнодушны к иностранцам. Правда, их и не так много на Хайнане. Из более чем 76 млн всех туристов, посетивших остров в прошлом году, русскоязычных было около 300 тыс., а вот европейцев не встретила ни разу за два отпуска, проведенных в городе Санья. Так вот о любопытстве китайцев. Только в одном случае житель Поднебесной на несколько секунд задержит на тебе любопытный взгляд: когда заходишь в море глубже, чем по колено. Все дело в том, что китайцы не умеют плавать и не любят загорать.
В лучшем случае самые смелые, надев поверх одежды надувной круг, тусят в воде возле берега. Одна из причин нелюбви к плаванию — в Китае царит культ белого человека. Быть обладателем белоснежной кожи — значит быть богатым в глазах других людей. Поэтому абсолютное большинство отдыхающих приходят на пляж упакованными, как средневековые дамы или последователи Человека-паука. Женщин можно встретить в масках с прорезями для глаз, носа и рта, которые закрывают еще шею и плечи, в перчатках и носках, в длинных платьях с рукавами и в широкополых шляпах. И обязательный атрибут — раскрытый зонтик.
А вот движение — это их всё. Уже в 8 утра на всей береговой линии вовсю идет массовая китайская зарядка: под звуки музыки и под руководством инструкторов группки отдыхающих из 6–10 человек в свободных одеждах имитируют то ли прыжки диких животных, то ли полет птиц, а то и просто застывают в непонятных позах.
Кстати, к ним можно присоединиться безо всяких проблем. Не менее впечатляющая картина и на самом пляже — толпы китайцев совершают утренний променад вдоль береговой линии. Ее длина около 17 километров, а на всем протяжении высажена парковая полоса из 685 тыс. пальм — по количеству жителей города. К полудню берег пустеет, а после обеда на набережной начинается культурная программа, длящаяся обычно часов до 10 вечера. Песни, танцы, игры в карты и нарды — основные развлечения отдыхающих.
Из необычного — современные мировые хиты перепеты китайскими артистами и под их фонограммы лихо отплясывает молодежь. Хотя на улицах танцуют все, вплоть до стариков.
К слову, пригласили на китайский вальс и меня. Получилось не очень, но аплодисменты местной публики сорвала. А еще китаянки обожают петь классику в караоке. Правда, слушать их то еще «удовольствие»!
Те же туристы, что не заняты танцами и пением, просто сидят или лежат на пляже. Да-да, лежащего под солнцем китайца не сыщешь днем с огнем. Лунные же посиделки настолько популярны, что вечером гулять по пляжу проблематично: боишься зацепиться за кого-нибудь. Чем занимаются? Почти все сидят (лежат), уткнувшись в телефоны. Кстати, и молодежь, и старики пользуются только последними моделями смартфонов. Рассчитываются с их помощь в магазинах, в автобусах и даже на пляже с торговцами сувениров и фруктов.
Про общественный транспорт в Санье стоит сказать отдельно. Во-первых, все автобусы кондиционированы. Во-вторых, работают, самое позднее, до 10 вечера. Компостеров нет, возле водителя установлен обычный ящик с прорезью, куда бросаешь деньги за проезд. Между прочим, билетов взамен никто не дает и сумму, брошенную в ящик, не считает. Еще на Хайнане надо быть готовым к тому, что в автобусах места никто никому не уступает, а в пиковое время китайцев набивается ничуть не меньше, чем в нашем транспорте.
И при всем этом местные очень доброжелательны. Иногда даже пытаются помочь иностранцу сэкономить, правда по-своему, по-китайски. И чаще всего это происходит в местах туристических достопримечательностей.
Дело в том, что в Китае посещение музеев бесплатно. Но, как правило, они располагаются на территории парков, а, чтобы попасть туда, приходится платить. И платить немало. К примеру, вход в центр буддизма и паломничества Наньшань, обойдется около 30 долларов на человека. Так вот предприимчивые китайцы предлагают провести вас в обход (по тропикам) за… 25 долларов. К слову, не ради экономии, а сугубо из любопытства воспользовалась вторым сценарием и, признаюсь, это было здорово. Теперь я знаю, что такое настоящие тропики.
Если рассказывать о достопримечательностях парка, то на это может уйти не один день. Поведаю лишь об общих впечатлениях. Первое: информацию о музеях, парках и экскурсиях лучше прочитать заранее. Дело в том, что профессиональных экскурсоводов, владеющих русским или хотя бы английским языкам, днем с огнем не сыщешь.
Но по этому поводу огорчаться особо не стоит, потому что и без гида есть на что посмотреть на территории более 40 га. К примеру, можно взобраться на самую высокую в мире (108 м) статую трехликой богини Гуаньинь, построенную на насыпном острове. Она стоит на цветке лотоса со 108 лепестками.
Китайцы гордятся тем, что их скульптура выше американской Статуи Свободы, и потому занесена в Книгу рекордов Гиннеса. В отдельном павильоне бережно хранится самая большая в мире золотая статуя этой же богини. На ее создание было потрачено более 100 кг золота и серебра, и, если верить китайцам, огромное количество драгоценных камней: более 120 каратов бриллиантов из Южной Африки, несколько тысяч рубинов, сапфиров, изумрудов, кораллов, а также бирюза, жемчуг, жадеит и нефрит. Чтобы увидеть ее вблизи, пришлось буквально продираться сквозь толпу паломников, а бдительные охранники тотчас пресекают все попытки сфотографировать такую красоту. Можно зажечь ароматические палочки (аналог свечей в христианстве) и попросить покровительницу острова о милости.
А еще наслаждаться архитектурными изысками китайцев. И здесь, скажу вам, они оказались на высоте: что ни скульптура, то произведение искусства. На творения рук мастеров можно любоваться бесконечно, как и на ухоженные лужайки и залы музея под основанием постамента богини Гуаньинь.
В Даосском храмовом комплексе «Парк Небесные Гроты» (говорят, это место священно для всех китайских последователей даосизма — одной из самых почитаемых религий Китая) искали Южного Дракона — одного из четырех правителей мира. Дракона не нашли, зато от души повеселились, читая таблички-предостережения.
Здесь же можно бродить в тени деревьев, попытаться покорить каменные скользкие валуны, усыпавшие мелководья, ради сногсшибательного селфи. Моя попытка сделать последнее — закончилась печально: безнадежно порванными брюками. Так что совет будущим туристам — ограничьтесь прогулкой по побережью и серьезно отнеситесь к предупреждению.
Еще один замечательный парк, подобный которому вряд ли еще где встретишь. «Край света» — своеобразная визитная карточка Санья. На пляже природа как будто ненароком рассыпала огромные каменные глыбы. Китайцы и здесь оказались на высоте. Практически каждый исполин имеет свое имя: «Камень, поддерживающий небо», «Камень Разбитое сердце», «Камень Убежище холостяка», «Лабиринт для влюбленных», «Камень богатства». Непостижимым образом на верхушках некоторых глыбищ и прямо на песчаном берегу смогли вырасти деревья. А еще парк знаменит тем, что в нем каждый год проходит фестиваль свадеб. Новобрачные, между прочим, приезжают сюда не только со всего Китая.
P. S. Говорят, если потерял или забыл какую-то вещь, обязательно через какое-то время за ней вернешься. Во время первого отпуска на Хайнане я потеряла очки. И на самом деле — через год сюда вернулась. В последний раз вроде ничего не оставила, но что-то подсказывает — китайские Гавайи по мне уже скучают.
Фото автора