Где в Минске построят современный комплекс по сортировке коммунальных отходов
Что делают в стране для утилизации вторсырья, а также о том, когда в Минске построят современный комплекс по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».
Пошли на принцип
Десять лет назад в Беларуси начали внедрять принцип расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП). Заместитель директора государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» Артем Шкрыль поясняет: «Согласно этому принципу производители и поставщики отвечают не только за сами товары — их качество и реализацию, — но и за правильную утилизацию, чтобы они и сопутствующая им упаковка не загрязняли среду, а перерабатывались или использовались, например, для производства энергии».
Попытки адаптировать принцип РОП к белорусским условиям предпринимаются с 2002 года. В разное время за этот процесс отвечали Минторг, Минприроды, холдинг «Белресурсы». В итоге ответственным определили Министерство жилищно-коммунального хозяйства. А 11 июля 2012-го был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 313, в соответствии с которым образовано государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов», и сегодня именно оно управляет системой РОП.
Принцип давно работает в ЕС, США, некоторых странах Азии. При внедрении в Беларуси за основу принимали практику стран Евросоюза. Есть такая система и в России, дополняет Артем Шкрыль. Причем, что интересно, ее уже реформируют — во многом она сближается с белорусской: россияне высоко оценивают наш опыт.
В чем суть
Производители и импортеры обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и использование отходов и упаковки. Для этого предусмотрены две опции: перечисление платы за организацию сбора и переработки на счет Оператора по ставке, утвержденной Совмином, или организация собственной системы и сбор определенного процента от произведенных или ввезенных товаров и упаковки. По каждому виду вторичных материальных ресурсов (ВМР) свой норматив. Отходов бумаги, к примеру, нужно собрать и поставить на переработку не менее 50 % от того, что ввезено, бытовой техники — 30 %, стекла — до 70 %. Для производителей предусмотрены льготы: так, Гродненский стеклозавод при производстве бутылки для шампанского должен использовать до 30 % стеклобоя — в таком случае Оператору он ничего не платит.
Оператор, в свою очередь, финансово стимулирует сбор вторресурсов. Собирает предприятие, предположим, бумагу, стекло или пластик от населения, поставляет на отечественный объект по их использованию, затем обращается к Оператору, и тот выплачивает ему определенную сумму в качестве компенсации за понесенные расходы. Ее размер устанавливает Совмин на каждый год по каждому виду ВМР. Например, за собранную тонну отходов стекла сегодня организация получает 220 рублей, что почти в 4 раза больше, чем платит предприятие, которое эти отходы использует.
Полезно и выгодно
Средства, которые аккумулирует Оператор, направляются не только на выплату компенсаций, но и на создание новых производств, реализацию госпрограмм, проведение информационно-разъяснительной работы. За последние годы закуплено большое количество контейнеров для раздельного сбора отходов, в том числе для сектора индивидуальной застройки Минска. Обновлена четвертая часть парка мусоровозов в масштабах страны. Ежегодно увеличивается число приемных пунктов, появляются новые объекты по использованию отходов. Так, в прошлом году предприятие «Минскзеленстрой» за счет средств Оператора открыло крупный объект по компостированию органических отходов: теперь листва, трава, ветви не вывозятся на полигон, а используются в зеленом хозяйстве — перемешиваются с землей, удобрениями и возвращаются в грунт. А в Пуховичском районе появился первый в Беларуси объект по использованию отходов упаковки тетрапак — для страны это, по сути, новый вид вторичных ресурсов.
В целом за 10 лет реализации принципа расширенной ответственности производителей и импортеров удалось существенно нарастить объем сбора пригодных для повторного использования ресурсов: отходов пластика — в 4 раза, стекла — более чем в 3, шин — в 2,5. Организаций, которые занимаются сбором ВМР, в 2012-м было 172, по итогам минувшего года их уже 429. Фактически создан целый подсектор экономики, который динамично развивается.
Добавить мощности
Наибольшая концентрация производств, поставщиков и потребителей располагается в Минске. Здесь и население, подчеркивают заготовители, активное и осведомленное. В общем объеме сбора ВМР на столицу приходится 23,7 % — это самая большая доля в разрезе регионов. Но если говорить об уровне использования отходов, дополняет картину Артем Шкрыль, то Минск окажется чуть выше среднего с показателем 32,7 %, в то время как в Брестской области — 35 %, а в Гродненской и Могилёвской — примерно по 31,5 %.
В столице не хватает мощностей по сортировке отходов, констатирует специалист. Завод, который начал работать в прошлом году на полигоне «Тростенецкий», рассчитан на переработку 100 тысяч т ТКО в год — этого недостаточно, поскольку потребность почти в 5 раз выше.
— При этом проблему нехватки мощностей в Минске можно решить проще, чем в других регионах, — акцентирует собеседник.
В настоящее время обсуждается проект строительства на базе существующего завода крупного сортировочного комплекса с компостированием органической части отходов и производством RDF-топлива, которое можно будет использовать в цементной промышленности и котельном хозяйстве. Если в каждой области планируют построить 4–5 таких комплексов, то в Минске, полагает специалист, он может быть один. Уже внесены изменения в госпрограмму, предусмотрено выделение Мингорисполкому 1 млн рублей из средств Оператора. Эти деньги пойдут на разработку предпроектной документации. В 2023–2024 годах финансирование будет осуществляться Оператором и местным бюджетом.
— Объект очень важный, нужный и полезный, отсюда и пристальное внимание к нему со стороны властей Минска, — резюмирует Артем Шкрыль. — Представители «Гордорстроя», Мингорисполкома и проектного института не так давно отправились в Россию для изучения опыта сортировки и компостирования отходов. Если всё получится с финансированием, не будет сбоев, думаю, вполне реально к 2025-му нашей столице получить современный объект по сортировке и использованию ТКО. Тогда уровень использования отходов возрастет кратно и Минск, скорее всего, превратится в лидера.