Гендиректор Большого Екатерина Дулова: «Минск – в моем сердце»
Генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова в очередной раз призналась в любви к белорусской столице год назад, когда была гостем проекта «Вечера в Вечерке», посвященного 55-летию газеты. Но откуда берет корни такая любовь (одна на всю жизнь), тогда она рассказать не успела. Слишком много было вопросов от коллег-журналистов — о театре, музыке, приобщении зрителя к искусству, его значении для конкретного человека и страны в целом… Да и гостья проекта не только интересный собеседник, но и человек неравнодушный, с собственной точкой зрения на явления и события, поэтому три часа встречи пролетели словно одно мгновение. Корреспондент газеты «Вечерний Минск» решил поговорить больше о личном.
Екатерина Дулова вызывает искреннее восхищение. Необыкновенно интеллигентная, внешне хрупкая, но удивительно волевая. Доктор искусствоведения, профессор, член нескольких престижных международных ассоциаций, председатель совета специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи, генеральный директор ведущего театра страны — она во всем привыкла держать высокую ноту.
Родители Екатерины — Таисия Алексеевна и Николай Семенович Щербаковы — долгое время преподавали в Академии музыки (до 1992 г. — Белорусская государственная консерватория имени А.В. Луначарского). Таисия Алексеевна, доктор искусствоведения, профессор, заведовала кафедрой истории музыки. Николай Семенович, виолончелист, основатель струнного квартета Союза композиторов Беларуси, профессор, возглавлял кафедру камерного ансамбля.
Семья Екатерины Дуловой может выступать как музыкальное трио. Муж Владимир — пианист, много лет играл в филармоническом ансамбле современной музыки «Классик Авангард». Сейчас возглавляет кафедру специального фортепиано в Академии музыки. Сыновья Александр — виолончелист, Алексей — скрипач.
— Не могу не спросить вас, как профессионала, какое музыкальное произведение или инструмент могли бы стать символом нашего города.
— Не думала об этом. Может быть, арфа?.. Ее мелодичность рождает чарующие и совершенно волшебные звуки. Пожалуй, еще виолончель и скрипка. Их звучание — как течение воды в нашей Свислочи, как течение жизни самого города.
— Вы наверняка видели много других столиц. И среди них, уверен, были города с более давней историей, чем у Минска, с более древней архитектурой, потому как немного городов были столь сильно разрушены во время войны, как наша столица. Но вы говорите, что, будучи далеко от дома, всегда испытываете ностальгию по родному городу, скучаете по нему, с нетерпением ждете возвращения. Почему?
— Зарубежная красота не трогает душу. Да, красиво, да, интересно. Но не более того. В отличие от Минска, в котором прошла вся моя жизнь. Поэтому я обожаю подолгу гулять по родному городу, особенно по его старинным улицам, прекрасным паркам. Ведь за каждым поворотом — определенный срез моей жизни с его эмоциями и чувствами.
Я родилась за Красным костелом на улице Шорной, сейчас это улица Берсона. Раньше там были частные дома, полагаю, я родилась в одном из них. Но того времени абсолютно не помню, так как мне было всего два годика, когда родители переехали на улицу Опанского (ныне улица Кальварийская. — Прим. ред.). Тогда это был край Минска, далекий от центра. Мама являлась членом Союза композиторов, который возглавлял тогда Игорь Лученок, много писала о белорусской музыке. И Игорь Михайлович помог получить ей собственную квартиру. Долгое время я ездила в школу при консерватории на автобусе и каждый день из его окна наблюдала за жизнью города. Это тоже особенные впечатления. Много частного сектора, не всегда ухоженного… Даже Немига была застроена неприглядными зданиями и выглядела необжитой. С одной стороны стояли деревянные невзрачные дома, а с другой — кафедральный собор. Пространство вокруг Свято-Духова кафедрального собора не было столь обустроено и ухожено, как сегодня. Не было ни нынешних красивых лестниц, ни смотровых площадок — сплошной пологий спуск. И зимой, усевшись на портфели, мы скатывались с этой горы прямо до автобусной остановки на площади 8 Марта (сегодня площадь Свободы). Оттуда шел автобус на улицу Опанского. Разве такое можно забыть?
— Привычка гулять по городу пешком пришла с годами или была заложена в детстве?
— Каждый день ездить в школу через полгорода и обратно мне, еще совсем малышке, было непросто. Да и родители постоянно переживали. Поэтому они приложили немало усилий, чтобы переселиться на улицу Кирова, на которой сегодня и живу. Уже с Кирова в консерваторию, где родители работали, а я училась, ходили только пешком. Это со временем вошло в привычку, даже стало ритуалом. Поэтому и сейчас в Большой театр тоже предпочитаю ходить пешком. Пусть это на 15-20 минут дольше.
— При том, что есть служебная машина?
— Служебной машиной с утра пользуюсь только тогда, когда есть какие-то срочные дела, например совещания и тому подобное.
— И это залог вашей стройности и прекрасной физической формы?
— Отчасти, наверное, так, поскольку это тоже требует некоторых усилий. Но такая физическая активность мне близка — я очень мобильный человек. Но главное все же, что пешие прогулки по родному городу воспринимаю еще как привычку интеллектуальную и эстетическую, так как каждый день вижу жизнь Минска и добрые перемены в нем. Наблюдаю, как меняются старинные улицы, как развивается концепция исторического центра.
Посмотрите, как преобразилась та же Немига, о которой мы уже вспоминали, какой стала улица Зыбицкая! Очень рада тому, что восстановлен Верхний город: пусть там много новодела, но возродился дух этого места. Удивительное превращение произошло со стадионом «Динамо» — он стал поистине роскошным. А какой фонтан у Большого театра! Я наслаждаюсь Минском…
Кстати, гуляя по старому городу, часто прислушиваюсь к тому, что экскурсоводы рассказывают о тех или иных объектах. В основном кем и когда было построено то или иное здание, когда на карте появилась та или иная улица. А жаль. Ведь не меньшая заслуга архитекторов и строителей, которые многие из этих объектов, по сути, возродили из небытия. Как и тех, кто захотел, чтобы эти памятные места возродились.
Например, недавно открыли пешеходный мостик через реку Свислочь, ставший еще одной достопримечательностью нашего города. Удивительно, но если зайти на его середину, то открывается роскошный вид на Большой театр. Меня, как его руководителя, это тоже трогает до глубины души.
— Еще вы говорите, что таким образом каждый день видите не только хорошее, но и определенные проблемы. Получается, вы неравнодушный человек?
— Абсолютно неравнодушный. Если вижу какие-то, на мой взгляд, упущения или недоработки городских служб и чувствую, что могу подсказать, как сделать что-то лучше, обязательно обращаюсь в Мингорисполком. И рада, что к моему мнению городские власти всегда прислушиваются.
— Со своим мужем вы знакомы с первого класса. Наверняка прогулки по городу иногда невольно напоминают и об этой стороне вашей жизни?
— Мы даже родились с ним в одном роддоме — на улице Володарского. А познакомились еще до первого класса. Правда, я этого не помню, в отличие от мужа, который запомнил момент нашего первого очного знакомства навсегда. Дело в том, что отец привез меня на прослушивание перед приемом в первый класс школы при консерватории прямо с дачи и принес в класс… спящей. «Этакая спящая красавица!» — до сих пор шутит супруг.
Ирония судьбы в том, что вся моя взрослая жизнь связана именно с этим балетом Петра Ильича Чайковского: ему посвящены моя дипломная работа и отчасти обе диссертации — кандидатская и докторская. Почему — это отдельная история, начало которой положила моя практика в доме-музее этого великого композитора в городе Клин после первого курса Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Будущий муж открыл мне еще одну часть Минска. Он жил в районе бульвара Шевченко и Комсомольского озера с его островками и набережной. Правда, тогда без бетона, с камышами по берегам. Муж тоже любил и любит пешие прогулки, к которым его приучил отец. Андрей Васильевич Дулов — человек легендарный, мощный, настоящая личность, основоположник школы судебной психологии в Беларуси, доктор юридических наук, профессор. Фронтовик, оставшийся после войны без руки, он предпочитал ходить на работу на юрфак БГУ пешком. Хотя путь неблизкий.
Со временем мы с будущим мужем совместили для прогулок свои любимые маршруты.
— Вы посвятили балету свою научную деятельность. А сами танцевали?
— В юности мне постоянно говорили, что я просто создана для балета.
— Глядя на вашу стройность и подтянутость, это хочется сказать и сегодня.
— Спасибо! Но так получилось, что решающую роль в моей судьбе сыграло все же то, чем занимались дома. А это была прежде всего музыка. Однако я всегда восхищалась и восхищаюсь балетом.
— Можно ли это понимать так, что генеральный директор Большого театра больше любит балет, чем оперу?
— Спросите у мамы, кого она больше любит: дочь или сына. Мне, как руководителю, одинаково дороги и балет, и опера. В этом, к слову, и одно из главных отличий минского Большого театра от аналогичных зарубежных и его преимущество. Например, в Италии превалирует опера, во Франции — балет. У нас же их абсолютный паритет. Еще одна уникальность нашего театра в постоянном и непрерывном чередовании самых разных спектаклей: каждый день смена декораций — мало кто может себе это позволить.
— Служа великому искусству, артисты Большого театра устраивают концерты для минчан по великим праздникам — в День Победы, День Независимости Беларуси…
— Жизнь театра является естественным продолжением жизни города и всей страны. Да, мы свою прямую функцию выполняем. Но если можем сделать что-то большее, то почему бы и нет. Ведь театр — шикарная площадка для праздничных концертов. Сегодня хотим пойти дальше — попробовать заставить «зазвучать» всю площадь и фонтан перед театром. Я второй год наблюдаю, как много людей здесь гуляют каждый день, фотографируются на память. То есть сама идея просто просится, чтобы ее воплотили.
Первый шаг к этому, надеюсь, сделаем уже в этом году. Есть предложение организовать вместе с городом большую рождественскую ярмарку. И не просто ярмарку, а сформировать атмосферное праздничное пространство у Большого! С обязательным походом в театр.
— Если Дулова решила, она это обязательно сделает. Это общеизвестно. Например, в начале лета вы говорили, что хотели бы вокруг театра иметь больше цветов и красивых кустарников и собираетесь обратиться за помощью в Мингорисполком. А сегодня мы уже видим, что пустующие ранее склоны буквально расцвели.
— Спасибо руководству города и «Зеленстрою». И за помощь, и за то, как вообще они относятся к озеленению и украшению нашей столицы. Красота вокруг порождает хорошее в душах минчан. Это здорово.
— По характеру, темпераменту Минск похож на вас: такой же энергичный и целеустремленный, милый и приятный, но в то же время с крепким несгибаемым стержнем?
— Старая его часть лично для меня — это прежде всего теплота, спокойствие, умиротворенность. Если говорить о внутреннем движении города в целом, то он современный и энергичный. Сегодня мне особенно нравится активность молодежи. То, как развивается наш летний музыкально-туристический сезон. То, что все больше людей гуляют на улицах и в парках, в том числе с животными (это тоже показатель человеческих доброты и милосердия). То, что минчане занимаются своим здоровьем. Нравится все, что делают для детей, для их развития и отдыха…
Жизнь такого большого города, как Минск, естественно, разная. Но в моем восприятии она в основном позитивная, радостная. И это внушает оптимизм.
— Символичным мне кажется совпадение, что празднование Дня главного города страны практически совпадает с открытием очередного сезона ее главного театра. Чем нынче порадуете минчан, на какие спектакли приглашаете прежде всего?
— В первую очередь на премьеры прошлого сезона. Это две яркие, замечательные и лично мною очень любимые постановки — балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса и опера «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини. Что касается оперы, это новая, легкая, молодежная постановка. Легкая — по оформлению, по тому, как поют и двигаются актеры. А молодежная, потому что в спектакле играют преимущественно молодые таланты. Но они — будущее театра. И я уверена, будущее прекрасное.
— Мы все больше говорили о старом Минске — довоенном и послевоенном. Но новые кварталы совсем не похожи на расположенные в центре. Они не вызывают у вас неприятия?
— Отнюдь. Они просто другие, соответствующие современным запросам горожан. Мне они напоминают яркую веселую картинку, на которой много людей, но пока мало контекста. Хотя вспомните, как несколько десятилетий назад мы возмущались, что город застраивается одинаковыми безликими «коробками». Но, ругая те же хрущевки, не стоит все же забывать, что они в свое время многим минчанам помогли решить главный вопрос — квартирный. Я на Опанского сама росла в таком доме. Хрущевская трехкомнатная квартира с центральным отоплением и горячей водой тогда казалась раем, воплощением мечты. Так что я принимаю данные перемены как естественный факт жизни. Главное, чтобы в новых районах сохранились характер и дух Минска.
Фото Сергея Пожоги, Сергея Лукашова и из личного архива Екатерины Дуловой