1200 90

Генерал и его девушка

Последние минские дни Михаила Скобелева – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Легендарный Белый генерал Михаил Дмитриевич Скобелев не просто жил в нашем городе. Отсюда он уехал навстречу своей загадочной смерти.

Foto 1. Skobelev ofitsialnyiy portret copy

Михаил Дмитриевич Скобелев (1843-1882)

Увы, покинул Скобелев сей мир не совсем так, как подобает прославленному воину. В ночь с 24 на 25 июня (6-7 июля по современному стилю) 1882 года он умер в Москве в будуаре элитной проститутки по прозвищу Ванда.

«Народный герой – и такая смерть. Некрасиво. Французы своему кумиру, пожалуй, простили бы, у нас же сочтут национальным позором», – это Борис Акунин, роман «Смерть Ахиллеса». Сыщик Эраст Фандорин расследует смерть генерала Соболева – подразумевается Скобелев. Что ж, тогда все шептались: ох, темное дело, ох, отравили!

Foto 2. Smert Ahillesa copyИ неспроста. Скобелеву было всего 38 лет. Молодой, сильный, очень выносливый – в походах сутками не слезал с коня. Пил мало, крепких напитков не пил вообще. Да, имел несколько старых шашечных ран, две контузии. Но на здоровье не жаловался…

Надо еще понимать, кем был в те годы Михаил Дмитриевич Скобелев. Не просто герой среднеазиатских походов, присоединивших в 1870-е к Российской империи Туркестан. Не просто самый яркий военачальник русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Не просто персонаж народных легенд о скачущем сквозь огонь бесстрашном воине в белом мундире на белом коне (отсюда прозвище – Белый генерал). Тут больше.

Foto3 Skobelev lubok copy

Михаил Скобелев. Лубок, XIX век.

В любой стране в мутные времена возникает спрос на сильную личность, желательно – со шлейфом боевой славы за плечами. Правление Александра II – период непростой: отмена крепостного права, череда других реформ, социальное напряжение, брожение умов… И Скобелев стремительно вырастал в самостоятельную политическую фигуру. Многие ждали, что он – с его-то крутым нравом, всеобщим уважением, если что, и военный переворот произведет.

За полгода до смерти генерал еще и пугнул Европу: славянофил по взглядам, он во время поездки в Париж произнес речь с призывом к единению славянских народов, назвав их главных врагов – Австро-Венгрию и в первую очередь Германию. К разговорам о «скрытом оппозиционере» на родине добавилась репутация потенциального славянского Гарибальди.

Александр II к тому времени погиб от бомбы народовольца Гриневицкого (кстати, напомним, белоруса из тогдашней Минской губернии). Новый император Александр III немедленно вызвал генерала из заграницы для серьезного разговора.

Foto 4. Aleksandr III copy 1

Александр III

Но беседа в итоге прошла спокойно. И Михаил Дмитриевич отбыл домой – в Минск.

Впервые в наших краях прославленный военачальник оказался еще юным корнетом – участвовал в подавлении восстания 1861 года. Дальше было продолжение карьеры, новые походы и подвиги. Во время турецкой войны принял командование Четвертым армейским корпусом, а его местом постоянной дислокации была территория нынешней Беларуси, штаб – в Минске. Скобелев прибыл сюда в полном блеске славы. Полководцу присвоили звание почетного гражданина Минска, на торжественном приеме преподнесли подарки от горожан, читали специально сочиненные стихи. Поселился на Батальонной улице (потом ее переименовали в Скобелевскую, ныне это Красноармейская).

foto 5. Batalonnaya ulitsa

Еще всех впечатлил первый минский приказ Белого генерала: в корпусе учреждался, так сказать, особый денежный фонд, куда при необходимости мог обратиться не только офицер, но и любой солдат, причем в этот фонд Скобелев распорядился перечислять свое жалование командующего.

Дальше нужны слова о том, что минчане гордились пребыванием здесь знаменитого воина, что он в свою очередь неустанно занимался делами корпуса. Да, конечно, – но с оговорками. Все-таки Скобелев был сам по себе, а город – сам по себе. Корпусом генерал, безусловно, занимался, но ведь и отлучался постоянно.

Хотя один здешний сюжет мог стать для Михаила Дмитриевича судьбоносным. Речь о его отношениях с некоей минской девушкой.

Ее звали Катя. Екатерина Александровна Головкина. Учительница музыки в женской гимназии. Больше сказать трудно. Портрет не сохранился, подробности биографии известны мало.

Когда молчат историки – начинают говорить писатели. Борис Васильев в романе о Скобелеве пишет, что именно Катя на том приеме читала стихотворное приветствие Скобелеву – так и познакомились. Валентин Пикуль – что Скобелев просто однажды заметил симпатичную девушку, выходящую из гимназии. Могло быть как угодно. Главное — за первой встречей последовали другие.

Скобелев был разведен. Когда-то от молодой жены сбежал на очередную войну, при разводе объяснил: виноват, не создан для семейной жизни. И дальше ему вполне хватало «военно-полевых романов», мимолетных связей и дам нетяжелого поведения. Высокими чувствами не заморачивался. Характерен пункт в одном из его приказов по корпусу: указание перед летними маневрами проследить, чтобы при солдатских лагерях имелись в достаточном количестве «прачки и вообще практикантки», поскольку «солдат у нас молодой». На их найм ассигновалась специальная сумма.

Но с годами генерал все чаще говорил, что пора бы ему обзавестись «скобелятами», которые будут «тягать за бакенбарды». Роковых красавиц не хотел, а вот хорошая «небогатая, но образованная» девушка представлялась достойной парой.

Катя Головкина была именно такой – небогатая, интеллигентная, строгая. И Скобелев ей тоже нравился.

В «Смерти Ахиллеса» Головина (Головкина) говорит Фандорину, что «мы с Мишелем жили как муж и жена». Вряд ли. Противоречит тому, что мы знаем о характере Екатерины Александровны. Да и по-житейски… Она получила образование, имела службу, берегла репутацию. К чему ей считавшийся предосудительным гражданский брак? Тем более в маленьком Минске, где каждый на виду, особенно Скобелев! Но их отношения развивались всерьез – с этим соглашаются все биографы генерала. Только однажды случился надлом.

Борис Васильев пишет, что Кате стало известно о визите генерала в «веселый дом» – поддался на уговоры друга-сослуживца. Не исключено. Как и не исключено, что ее просто стала раздражать сама ситуация: Скобелев появлялся в Минске и снова уезжал. В Туркестан, в Петербург, в Европу – куда угодно. Другая, может, и смирилась бы: Скобелев есть Скобелев, и любая женщина – даже самая дорогая! – все равно всегда будет для него «по остаточному принципу». Но не Катя.

Еще авторы биографий в один голос твердят, что народному герою не повезло полюбить девицу, у которой голова была забита новомодными идеями эмансипации. Если очень прямолинейно – можно сказать и так. Но глянем на ситуацию иначе. Ну, допустим, была бы Катя тихой, патриархальной барышней. Однажды Скобелев на такой уже когда-то женился – и сбежал. А в жизнь действительно входили девушки нового типа. Головкина ни от кого не зависела, ей было за что себя уважать, и будущего мужа она просила о таком же уважении. Михаилу Дмитриевичу писала, что любит его, но, если уж быть им вместе, то так, чтобы она чувствовала себя самоценным «полезным человеком, а не слабым существом». В ее последнем письме – характерная фраза: «Дайте мне право над вами, полное, бесконечное, и я дам вам счастье». Что имелось в виду, каждый, видимо, понял по-своему.

Окончательное объяснение произошло в тот самый последний приезд Скобелева в Минск. На предложение руки и сердца Катя ответила отказом. После чего уехала из города. Скобелев написал ей последнее письмо, отослал полторы тысячи рублей на обзаведение на новом месте и… И, в общем, всё.

Хотя нет. Надо еще понимать, на каком фоне произошел разрыв. Последние годы генерала преследовали удары. В конце 1879-го умер отец. Через полгода погибла мать, Ольга Николаевна, самый близкий человек. Ее – жуткая история! – зарезал один из доверенных скобелевских офицеров, причем просто с целью ограбления.

foto 6. Mat Skobeleva copy

Ольга Николаевна Скобелева

Дальше – больше. Денежные дела Скобелева вел его крестный, Иван Маслов. Незадолго до своей смерти Скобелев приказал ему снять со счетов сбережения, продать золото, хлеб в имении и собрать всю сумму наличными. Зачем – неясно. Туманно объяснял, что в освобожденной им Болгарии зреет новая война, теперь уже за объединение страны, он хочет туда отправиться, а деньги там понадобятся. Маслов собрал около миллиона рублей, после чего… сошел с ума. На все вопросы лишь лаял из-под дивана. Потом-то, после смерти Скобелева деньги нашлись. По объяснению Маслова, он боялся, что Миша ввяжется в какую-нибудь авантюру, вот и разыграл спектакль. Но тогда генерал враз лишился всего состояния. Мы в нашем рассказе не углубляемся в его политические игры, а они ведь тоже требовали напряжения. И ко всему – разрыв с Катей.

В Москву Скобелев, похоже, ехал мыслью «размотать нервы», встряхнуться. 23-24 июня прошли в визитах, встречах с друзьями. Все, однако, отмечали, что Скобелев напряжен, подозрителен. 24-го вечером он отправился ужинать в ресторацию «Англия». Говорят, там неизвестный мужчина поднес ему шампанского, и уже поддавший Скобелев выпил. Это сейчас считается очень подозрительным моментом, хотя мало ли кто пожелал поприветствовать кумира! А еще к его столику подсела та самая Ванда. Как вспоминал ее знаменитый репортер и писатель Владимир Гиляровский, «огромная, прекрасно сложенная» блондинка, «которую знала вся кутящая Москва». Ванда снимала номер во флигеле при «Англии» – туда они со Скобелевым и пошли. Около шести утра выбежала в коридор перепуганная, сказала, что у нее «умер офицер».

foto 7. Byivshaya restoratsiya Angliya

Москва, дом, где находился ресторан «Англия»

Настоящее имя Ванды – Шарлотта Альтенроз, австрийская подданная. Слух, что «немка отравила Скобелева» всколыхнул Москву. Это вообще до сих пор вечная загадка: Скобелева действительно отравили? Или умер сам? Если отравили – кто? Германская разведка? Агенты «Священной дружины» (возникло в России в те годы такое тайное общество монархистов, решивших устранять всех, кто представляет угрозу престолу)? Масоны (как же без масонов)? А может, вообще было самоубийство? Более трезвые головы напоминают, что Ванда вряд ли стала бы травить генерала у себя в номере, что полиция не предъявила ей никаких обвинений, что выбор ядов в те годы вообще был невелик, и любой обнаруживался при вскрытии. Потому самая реальная версия – сердце. Оно у Скобелева при всем его «богатырстве», увы, было слабое, о чем есть свидетельства медиков. А тут череда стрессов, много выпил, потом секс…

Foto 8. M.Skobelev na smertnom odre

М. Скобелев на смертном одре

Другая мысль не дает покоя. А если бы тогда, в Минске, Катя без обиняков просто сказала бы генералу «да»? Может, не поехал бы в Москву?

А если бы и поехал, то точно не пошел бы там к проститутке.

 

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора