Главную роль в фильме «Успех» должен быть сыграть Гостюхин, но победил Филатов
В фильме «Успех» удалось подробно и точно показать театр изнутри, с его противоречиями, завистью и нежеланием прощать. Работа над картиной два раза приостанавливалась, а потом и вовсе была пересмотрена концепция фильма. Подробнее об этом читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В провинциальный театр молодой режиссер Фетисов приезжает ставить чеховскую пьесу «Чайка» в необычной трактовке. Одни актеры считают его идеи декадентством, на этой почве возникают конфликты. Другие восхищаются его дарованием, но на пути к цели постановщик не замечает этого и нередко поступает с актерами очень жестоко. В итоге чеховская драма со сцены постепенно перемещается в закулисные отношения.
Два запрета
Театр — одно из самых загадочных мест в мире. Почитатели Мельпомены всегда мечтали оказаться за кулисами и увидеть, как рождается та самая магия, способная заставить задуматься о самых разных проявлениях природы человека. В 1984-м в кино все же удалось подробно и точно показать театр изнутри, с его противоречиями, завистью и нежеланием прощать.
За десять лет до этого режиссер Анатолий Эфрос предложил сценаристу Анатолию Гребневу создать сценарий о непростых отношениях актеров и режиссера в процессе постановки спектакля. Замысел вынашивался семь лет! На «Ленфильме», доверяя Эфросу, картину решили запустить в производство. Миновал подготовительный период, начали снимать. Но на студию неожиданно пришел новый директор, который закрыл фильм, сочтя его мелкотемьем. Попробовали продолжить работу над лентой на базе телевидения. Однако чиновники решили, что работягам, пришедшим с заводов и включившим телеприемники, ни к чему элитарное кино. Им о д’Артаньяне или Жеглове подавай!
Только к середине 1980-х на «Мосфильме» согласились осуществить постановку. Но с условием, что главный герой, режиссер Фетисов, будет работать не над чеховской «Чайкой», а над пьесой какого-нибудь современного автора на производственную тему. По мнению сценариста, это было невозможно, так как по задумке герои картины как бы прорастают из чеховских персонажей и доигрывают свои роли в реальной жизни. Например, актер Павел Платонов, с комплексами и привычкой принимать все близко к сердцу, в жизни пытается дотянуться до своего персонажа Тригорина, простого, успешного, не обремененного рефлексией.
Сценарист пошел на хитрость: не стал менять чеховское произведение на современное, но внес в картину сцену, где молодой автор приносит Фетисову свою производственную пьесу для постановки. Режиссер пытается объяснить литератору, что он хотел бы видеть в герое нашего времени. И автор, выслушав его, забирает папку обратно, понимая, что его «шедевр» вовсе не о подвиге, а о конформизме.
Эфрос после двух приостановок работы над картиной отказался ее снимать. Ленту взялся ставить Константин Худяков. Театр ему близок. Начиная с 1969 года в телеэфире побывало много его фильмов-спектаклей, а также драматических художественных лент.
Кара за поступки
Роль режиссера Фетисова задумывалась так, будто он человек из народа. Поэтому хотели снимать Владимира Гостюхина. Но Худяков решил пересмотреть концепцию, сделать героя интеллектуалом. Пробы прошел Олег Янковский. Однако Леонид Филатов с его внутренней сосредоточенностью победил! В нем чувствовались внутреннее содержание и доброта, которую он не может позволить себе использовать, жестко работая с актерами.
Эта роль предвосхитила судьбу Леонида Алексеевича. Он вскоре сам стал ставить спектакли, а потом снял фильм «Сукины дети».
В период создания «Успеха» главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов улетел в Лондон, чтобы поставить «Преступление и наказание» Достоевского. В интервью газете Times он осудил советскую цензуру, мешавшую его постановкам, и был лишен советского гражданства. Театр возглавил Анатолий Эфрос. Актеры, преданные Любимову, подвергли Эфроса травле. Доходило до того, что на заднюю часть зимней куртки прикрепляли бумажки с оскорбительными надписями в адрес национальности Анатолия Васильевича, а он, не заметив, ехал так через всю Москву на общественном транспорте. На фоне этих событий Эфрос умер от сердечного приступа. Филатов был одним из заводил его травли. И когда он всерьез заболел в 1990-е, считал это карой.
По сути, в фильме нет второстепенных ролей. Всем актерам Худяков устроил небольшой бенефис. Алиса Фрейндлих своей Арсеньевой передала привет примам столичных и провинциальных театров, продемонстрировав звериное чутье и способность сопротивляться. В жизни Алиса Бруновна гораздо интеллигентнее своей героини.
Лев Дуров сыграл Платонова, который доверился режиссеру, а его сочли никчемным и отстранили от роли. В результате персонаж умер. Сердце не выдержало. Очень напоминает историю с Эфросом.
Лариса Удовиченко в роли Сабуровой словно делится личным опытом актрисы, влюбленной в заезжего одаренного режиссера.
Александр Збруев неожиданно открылся на экране. Его персонаж актер Зуев — приспособленец, карьерист. Александр Викторович редко появлялся в подобных образах.
Все исполнители так точно расставлены и существуют в своих мизансценах, что кажется, будто это не кино, а закулисье, снятое скрытой камерой.
Признана в мире
Фасад театра в фильме — Московский государственный театр имени Ленинского комсомола, как его называли в советские годы. Фойе и зал снимали в других театральных зданиях, а улицы города — во Владимире.
Худяков — человек не только талантливый, но и деликатный. Никогда не повышал голос, делал актерам замечания на ушко, чтобы не озвучивать при всех недостатки в их работе. От этого исполнители работали еще более старательно. У Константина Павловича определенно имеется педагогический дар.
Однажды художник-постановщик Борис Бланк заявил: он хочет уволить ассистента по реквизиту, так как тот отлынивает от поручений. Худяков предложил повременить, не вызывать его на площадку, а реквизит расставлять самим. Через неделю реквизитор пришел и чуть ли не со слезами на глазах спросил, не уволен ли он. Из произошедшего сделал выводы и с тех пор трудился добросовестно.
Многие относятся к театру с прохладой. Соответственно, ничего не слышали о фильме «Успех». У киношников есть шутка: в театр не хожу — не могу выдержать три часа кадров на общем плане. Но вот актерская братия обожает эту картину и считает лучшей советской на театральную тему. Фильм получал награды на международных кинофестивалях в Барселоне, Стамбуле, Вашингтоне, Картахене (Колумбия), Мангейме (Германия). В Швеции ему вручили приз Королевской академии киноискусств.
Еще материалы рубрики:
«Гори, гори моя звезда». Как Олег Табаков спас фильм, который запретили к показу
«Вас ожидает гражданка Никанорова». На съемках этого фильма едва не погиб режиссер
«Интервенция». Как снимали легендарный фильм
«Балтийское небо». Как создавали первую советскую киноленту о трагедии блокадного Ленинграда
Смотрите также: