Главный архитектор столицы — про облик Минска, сохранение частного сектора и города-спутники
Чем заняты будни главного архитектора столицы и какие качества нужны на этой должности, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
В день нашей встречи у председателя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Ольги Верамей было приемное время. С 8:00 до 13:00 руководитель успела пообщаться почти с 20 представителями разных компаний. Основная часть посетителей пришла согласовать облик рекламных вывесок и конструкций. Дело в том, что городские службы уже не первый год ведут системную работу по упорядочению рекламных носителей, были выработаны рекомендации и требования к таким элементам, размещаемым на фасадах зданий. Внешний вид рекламы обязательно согласовывают в комитете.
— Многие компании обращаются, чтобы заранее показать разные варианты и вместе со мной выбрать подходящий. Или хотят узнать причину отказа, — рассказывает Ольга Михайловна. — Объясняю, почему невозможен черный фон для вывески на светлом фасаде и какой оттенок будет наиболее гармоничным именно здесь. Реклама должна не нарушать облик здания, а быть уместным дополнением к нему, не диссонирующим с его архитектурой и окружающими объектами.
В цифровом формате
Когда последний посетитель принят, нам удается найти время для разговора. Поскольку Ольга Верамей возглавила комитет в начале ноября 2020 года и с тех пор прошло фактически 100 дней, возникает закономерный вопрос: «Что удалось сделать за это непродолжительное время?».
— Значительная часть нашей деятельности — это согласование проектов новых объектов или реконструкции нежилых зданий. Чтобы ускорить и упростить процесс, начали внедрять цифровую систему: проект поступает в электронном виде. Через компьютерную программу рассылаем всем специалистам, в течение пяти рабочих дней каждый рассматривает документацию и выдает замечания. Раньше сотрудники делали это поочередно, причем приходилось вручную носить папки с проектами, сравнивать информацию в разных источниках. Процесс был долгий, малопродуктивный, все растягивалось во времени. Новая система более удобная. Два года она охватывала только градостроительные паспорта, теперь в ней ведется согласование проектов, поступающих в комитет в электронном виде. Планируем принимать проекты только в цифровом формате, поскольку сравнивать их в бумажном и электронном варианте сложно и долго. Хочу, чтобы в скором времени не только работники комитета, но и заявитель (заказчик или проектировщик) дистанционно в своем личном кабинете на нашем сайте могли видеть электронный лист согласований и замечаний. Это значительно упростит взаимодействие с другими организациями.
Дополнить надо
Руководитель комитета думает о будущем и делится мечтой — усовершенствовать городской градостроительный кадастр. Это важный документ, которым пользуются ее подчиненные, а также районные архитекторы, работники проектных организаций.
— Когда в 2004 году я пришла в комитет архитектуры, помню, каким сложным был путь сбора информации для рассмотрения документации всего одного объекта. Изучаешь планшеты, идешь в архив, поднимаешь акты выбора земельных участков… Надо задействовать почти всех специалистов комитета, чтобы собрать нужные данные. Теперь все это есть в обновленной версии градостроительного кадастра, разработанной Минским городским центром инжиниринговых услуг. Но мне не хватает в этой системе некоторой дополнительной информации, в частности по инженерным коммуникациям. Если она появится, то не будет конфликтов, кому принадлежат сети и земельный участок над ними. Еще хочется иметь сведения по всем зданиям города: кто проектировал и строил, разрешительную документацию и прочее. Начали добавлять в базу и такой срез, как фасады зданий: их цвет, фактуру, детали. Это важно, чтобы сохранить цветовое решение памятников архитектуры, да и вообще изначально заложенное авторское видение объекта. Я попросила центр инжиниринговых услуг на основании новых проектов отдельно вносить в систему информацию по фасадам.
Хочу, чтобы со временем можно было открыть градостроительный кадастр и найти полные данные по каждому земельному участку или дому. Часть информации может быть и в свободном доступе. Например, житель частного сектора хочет узнать, идет ли под снос его усадьба. Таких обращений, кстати, поступает очень много. Почему бы не получить подобные сведения через открытый кадастр, а не писать письма в администрацию района или идти на личный прием к архитектору? Понимаю: создать такую базу и обновлять ее — большая и сложная работа, но очень хочется это сделать.
На 30 лет вперед
Одна из задач комитета архитектуры и градостроительства — перспективное планирование развития города. И в этом помогают генеральный план Минска и проекты детального планирования, выполненные по заказу комитета. В этом году продолжается разработка нового генплана столицы.
— Хотелось бы не просто откорректировать еще раз действующий документ, но также взглянуть на стратегию развития Минска до 2050-го, — уточняет Ольга Михайловна. — Это было бы интересно, чтобы понимать, куда двигаться дальше. Пока для разработчиков сформулировано общее задание: проведем исследование, посмотрим, как реализуется генплан 2003 года с учетом демографических изменений и миграционных процессов. Заглядывая в перспективу, надо прежде всего изучить связь столицы с городами-спутниками (миграцию людей, необходимые потоки транспорта, возможно, вынос каких-то предприятий из Минска). Важно продумать дальнейшее развитие столичного транспорта, метрополитена. В планах — завершить в городе автомобильные кольца, сделать пересадочные узлы, при въезде в Минск они должны быть с перехватывающими парковками.
— Что касается жилья, — продолжает собеседница, — то хотелось бы сохранить часть существующего частного сектора: там, где не предусмотрено высотное строительство, где гидрогеологические условия не позволяют возводить многоэтажки, где сложились интересные кварталы или есть обновленная интересная ансамблевая застройка.
Знаковые объекты
Не могла не поинтересоваться у главного архитектора столицы, какие новые заметные объекты появятся в городе в ближайшие годы.
Ольга Михайловна назвала Национальный футбольный стадион и бассейн международного стандарта. Уже началось строительство сетей и самих комплексов.
А вот место для нового здания исторического музея пока не выбрано. От первоначальной площадки напротив стелы «Минск — город-герой» отказались из-за небольших размеров участка, другие варианты размещения музейного комплекса не были одобрены, поэтому поиск подходящей территории продолжается.
Интересуюсь судьбой Музыкального театра. Его намечалось реконструировать, поскольку храм Мельпомены нуждается в дополнительных репетиционных и производственных площадях, обновлении сетей и сценического оборудования. Ранее разрабатывались различные варианты расширения и обновления существующего здания — с пристройками и даже возведением нового корпуса. Но…
— При столь глобальной реконструкции мы потеряем театр, который есть и которым гордимся, — считает руководитель комитета. — Потому что улучшить или сохранить облик существующего здания в этом случае не представляется возможным. Чтобы решить проблему нехватки площадей, предложили дирекции учреждения задействовать в работе несколько строений в пешей доступности. Там можно будет разместить репетиционные либо производственные помещения. Конечно, потребуется и определенная модернизация здания театра. Пока такой вариант обсуждается.
Поиски кадров
Интересуюсь, чем озабочена главный архитектор города. Ольга Михайловна озвучивает одну из проблем — кадровую:
— В районных администрациях на месте архитекторов порой работают люди без профильного образования. Это неправильно. Мы столько лет учимся, постигаем премудрости профессии. А как человеку без специальных знаний принимать верные решения и отвечать за них? Конечно, порой найти специалиста непросто в силу материальных причин (зарплата не столь велика). И все же убеждена: такой практики не должно быть, поэтому не согласовываю претендентов на вакансию районного архитектора, если у человека нет соответствующего вузовского диплома.
Принцип архитектора
— Какие черты нужны человеку на вашем посту?
— Сила воли и характер.
— Это, по сути, одно и то же.
— Не всегда. Бывает характер серьезный, а силы воли нет. А еще нужны устойчивость к стрессам, коммуникабельность. Разные люди приходят. Ты не только руководитель, но и консультант, переговорщик и в какой-то степени даже утешитель.
— Принимая решения, приходится ли идти на компромиссы?
— Да, но не связанные с совестью. Компромисс возможен, если принимаю обоснования оппонента. Например, с чем-то я не согласна, но мне объясняют, почему появилась такая идея и что другой вариант решения в этой ситуации невозможен. Если доводы убеждают, не буду упорствовать и настаивать на своей позиции.
— Каким бы вам хотелось видеть Минск?
— Красивым, комфортным.
— А как создать комфортную среду в городе, где уже почти все застроено?
— Качественным благоустройством. Делать доступными объекты. Не допускать нелогичностей в городской среде, когда вдруг обрывается тротуар или велодорожка. Предусматривать комплексное благоустройство жилых пространств, как это практиковалось ранее, когда после капитального ремонта ряда домов обновляли и прилегающие территории. Наводить порядок в городской рекламе, чтобы она не создавала диссонанс.
— Вам приходится лично рассматривать каждый проект, поступающий в комитет. Если есть сомнения в предложенном решении, что делаете?
— Если возникают спорные моменты, вопрос выносится на совет при главном архитекторе, выслушиваю авторитетные мнения коллег с большим опытом и профессиональным багажом, что особенно важно, когда объект или место застройки значимые.
— Часто слышу от известных зодчих, что объект в знаковом месте должен рождаться не по решению сверху, а в процессе архитектурного конкурса. Но конкурсы ушли в историю.
— Я тоже за конкурсы. Но тут есть законодательное противоречие. Победитель конкурса по нашим нормам не может автоматически стать проектировщиком объекта. Все равно нужно проводить торги, и не факт, что в этом случае выберут именно того, чья концепция признана лучшей. А если будет проектировать другая организация, то на каком основании ей предлагать чужую концепцию? Есть ведь авторские права. Пока это противоречие не решено, хотя, работая в Министерстве архитектуры и строительства, мне довелось заниматься этим вопросом, был подготовлен проект Положения о международных конкурсах.
— Общаясь с руководителями вашего уровня, часто слышишь, что их трудовой день может продолжаться 11–12 часов, да еще добавляется рабочая суббота. У вас тоже так?
— Мне очень нравится лозунг, который когда-то увидела в кабинете своего руководителя: «Работать надо не 12 часов, а головой». Стараюсь следовать этому принципу и максимально укладываться в стандартный трудовой день, рационально используя время. Если постоянно перерабатывать, то сложно восстанавливать силы, а это в итоге все равно скажется на продуктивности работы.
Фото Тамары Хамицевич, Сергея Лукашова и Сергея Пожоги
Смотрите также: