Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 18 декабря в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1934 год. Родился летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Борис Волынов
Сегодня единственному ныне живущему космонавту из первого, «гагаринского» отряда, в котором было 20 человек, исполняется 90 лет.
Волынов считается первым евреем, побывавшем в космосе. Из посмертно опубликованных дневников генерал-полковника Николая Каманина известно, что еврейское происхождение вместе с разгоревшимися в конце 1960-х — начале 1970-х гг. арабо-израильскими войнами сильно мешало его участию в полетах.
В число шести человек, которых готовили к самому первому старту, Борис не вошел. Но уже во время подготовки полета «Востока-3» и «Востока-4» он был в числе основных претендентов.
Когда запускали «Восток-5», Волынов стал дублером Валерия Быковского. Обычно дублер становится первым претендентом на следующий полет, но не в случае с Волыновым. Во время полета «Восхода-1» Волынов снова был дублером — правда, не в одиночестве, а в качестве командира дублирующего экипажа. В «Восходе-2» ему тоже места не нашлось. Казалось, что уж на «Восходе-3» он точно полетит, но этот старт вовсе отменили.
«В самые последние дни приходили письма из ЦК с призывом: «Не посылайте евреев в космос!» С большим трудом удалось защитить хорошего парня от злобных и глупых нападок», — вспоминал Каманин.
Волынов побывал в космосе дважды: в 1969 и 1976 гг. Именно его экипаж принимал участие в первой в мире стыковке двух пилотируемых космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» 16 января 1969-го.
В 1983 г. Волынов стал командиром отряда космонавтов. В запас по достижении предельного возраста он был уволен в мае 1990-го, последним из «гагаринского» набора. 30 лет в отряде космонавтов — это рекорд.
Однажды журналист спросил у космического ветерана, за что он получил необычную для его профессии награду, — в 1977 г. Волынову вручили медаль «За отличие в охране государственной границы СССР». Дважды Герой Советского Союза в ответ улыбнулся и пояснил: не обо всем можно рассказывать даже спустя десятилетия.
1969 год. Звание «Почетный гражданин Минска» присвоено бывшему министру промышленного строительства БССР Ивану Жижелю
Жижель родился в 1904 г. в селе Сыроежки (ныне — Берестовицкий район Гродненской области). Работал на железной дороге. С 1938 г. руководил институтом «Белпромпроект». В июне 1941 г., получив отказ в отправке на фронт (у него, как у инженера-строителя, была бронь), Жижель покинул город и добрался до Смоленска, где на призывном пункте отказался от брони и попросился на фронт.
Уже осенью 1941 г. под Москвой он командовал ротой понтонно-мостового батальона и через некоторое время был удостоен высшей солдатской награды — медали «За отвагу». Позже был награжден орденом Красной Звезды за успешную операцию по минированию подступов к Москве у деревни Акулово.
В 1944 г. майор Жижель был направлен в только что освобожденный Минск. Он сразу приступил к работе заведующего отделом стройматериалов Госплана БССР. Тысячи минчан по выходным расчищали тогда завалы — город лежал в руинах. Среди них был и Жижель.
С 1951 г. Иван Матвеевич возглавил Главное управление по строительству Минска. Теперь вся ответственность за восстановление и развитие города была возложена на него. Проблем хватало. Горожанам нужно было жилье, республике — новые учебные заведения, промышленности — новые корпуса заводов и фабрик.
У строителей Минска первоначально был только один башенный кран и несколько экскаваторов. Первую очередь строительства главного проспекта — от Главпочтамта до площади Победы — возводили пять лет. В пригородных урочищах вырастали тракторный, автомобильный заводы, жилые микрорайоны, магазины и школы.
В 1955 г. Жижель был назначен министром строительства БССР. Под его непосредственным руководством в республике было построено большое количество промышленных предприятий, в том числе Гродненский азотно-туковый комбинат, Солигорский калийный комбинат, Полоцкий нефтеперерабатывающий. В Минске при его активном участии вводились в строй новые очереди автомобильного и тракторного заводов, строились здания Белорусского государственного университета и монумент Победы на одноименной площади в Минске.
В 1964 г. Жижель был удостоен звания Героя Социалистического Труда. К боевым орденам и медалям прибавились награды за трудовую доблесть — орден Ленина и два ордена «Знак Почета».
Иван Матвеевич ушел из жизни в 1982 г. Через 12 лет в доме на углу ул. Захарова и пер. Войскового, где жил герой, открыли мемориальную доску в его честь. Имя заслуженного строителя Республики Беларусь носит Минский государственный профессиональный лицей № 10 строительства.
1994 год. Обнаружена пещерная галерея Шове с уникальной наскальной живописью
Французский спелеолог Жан Мари Шове с двумя добровольными помощниками, обследуя ущелье Пон-д’Арк на юге Франции в департаменте Ардеш, нашли пещерную галерею с уникальной наскальной живописью. Находка была обнаружена в тот момент, когда археологи собирались уже сворачиваться в связи с наступившей вечерней темнотой. И вдруг луч фонарика, направленный на каменную стену, выхватил на ней древний рисунок мамонта. Подробнее исследовав грот, археологи нашли более трехсот портретов животных. Здесь были и шерстистый носорог, и тарпан, и пещерный лев, и бизоны, и другие животные ледникового периода. Целый наскальный зверинец.
Ни одна другая пещера богатого на «росписи» юго-востока Франции не сравнится с этой ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков, возраст старейших из которых датируется XXXIV веком до нашей эры. На данный момент, это древнейший образец творчества человека.
Превосходным качеством сохранившихся изображений пещера Шове обязана тому, что в результате обрушения камней она была законсервирована в течение последних 23 тыс. лет.
Пещеру Шове закрыли для общественного доступа, поскольку любое заметное изменение влажности воздуха может привести к повреждению наскальной живописи. Но 25 апреля 2015 г. была открыта для посетителей точная ее копия — пещера Шове-2 вблизи города Валлон-Пон-д’Арк. При помощи новейших технологий специалисты смогли в точности воспроизвести рисунки из оригинальной пещеры Шове на 3,5 тыс. кв. м пола и 7,5 тыс. кв. м стен пещеры-копии. На это ушли несколько лет труда художников, инженеров и скульпторов, а также инвестиции в размере 55 млн евро.
2004 год. В Пекине объявлена победительница первого конкурса «Мисс пластическая хирургия»
До финала дошли 19 претенденток в возрасте от 17 до 62 лет. Чтобы исключить возможность обмана, от конкурсанток потребовали справки о хирургических вмешательствах.
Победу одержала 22-летняя Фэн Цзянь, студентка из Цзинлиня. Хирурги помогли ей обзавестись складочкой на веках, избавиться от жировых отложений на животе, облагородить форму скул и скорректировать овал лица. Всего девушка перенесла четыре пластические операции.
Красавица высказала надежду, что этот конкурс станет добрым знаком для публики, добавив, что подобные мероприятия помогут развеять предрассудки, связанные с пластической хирургией. Победительница получила ценные подарки на сумму 50 тыс. юаней.
Идея такого состязания возникла несколькими месяцами ранее, когда на одном из китайских конкурсов красоты жюри дисквалифицировало участницу, узнав, что та исправила свою внешность за 110 тыс. юаней.
В XXI веке в Китае наблюдается бум пластической хирургии, по всей стране растет сеть клиник, предлагающих весь спектр услуг — от липосакции до изменения разреза глаз. Только в 2020 г. пластические операции перенесли около 1,05 млн человек, в основном женщины до 30 лет. И с каждым годом пациенты становятся все моложе.
Объем рынка медицинской эстетики в Поднебесной растет на 12 % в год. В 2021 г. он составил 217,9 млрд юаней, а к 2025-му, по прогнозам, достигнет 400 млрд юаней.
2019 год. Завершено строительство железнодорожной части Крымского моста
Фото Федерального дорожного агентства
Планы построить мост, который соединил бы Крым с материковой Россией, были еще у властей Российской империи и СССР, однако реализовали их только в XXI веке.
Задачу построить автомобильный и железнодорожный мост через Керченский пролив президент России Владимир Путин поставил перед министерством транспорта в марте 2014 г., вскоре после возвращения Крыма в состав РФ.
Проектная документация сооружения получила положительное заключение государственной экспертизы 19 февраля 2016 г. А 12 апреля на острове Тузла была возведена первая опора моста под автомобильную трассу. Для ее устройства понадобилось 400 т металлоконструкций и 250 куб. м бетона.
В марте 2018 г. по 19-километровому Крымскому мосту — самому длинному в России — открыли автомобильное движение, в декабре 2019 г. — железнодорожное.
Строительство железнодорожной части официально завершилось 18 декабря 2019 г. По мосту поехали пассажирские поезда. А вот для грузовых он открылся только в июне 2020-го. Их движение было отложено из-за археологической находки на полуострове. На пути строительства обнаружили древнее торговое поселение IV века до нашей эры. Древний город решили сохранить, для чего участок дороги перенесли на 140 м южнее. Это потребовало дополнительных времени и затрат.