Гобелены с проволокой и ткани цвета крови: в Минске проходит фестиваль «ТекСтильный букет»
Более 200 работ мастеров из Беларуси, России, Армении и Китая представлены VII Международном фестивале «ТекСтильный букет» в Минске, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Площадкой фестиваля, который проходит в столице с 17 по 21 июня, стал Национальный центр современных искусств (НЦСИ). Мастер-классы, лекции, авторские презентации, экскурсии — пятидневная программа насыщенная. Но основной пункт — экспозиция, которая занимает залы сразу двух этажей центра.
Национальные костюмы и вязаные зонты, миниатюрные куклы и масштабные панно во всю стену, традиционная вышивка и новаторские технологии, в которых ткань и нити заменяют нетипичными материалами: проволокой, стеклом, камнями, бумагой, — работы представлены как индивидуальные, так и коллективные.
— Пермская область участвует командой из 11 авторов, — рассказала куратор фестиваля, заместитель директора по творческой работе НЦСИ Олеся Иноземцева. — Девять мастеров представляют Карелию. И не всегда это одно творение, собранное как пазл. Часто это отдельные работы, связанные единой темой. Например, «Нам нравится красный — он разный!», который создали мастерицы Гатчины (Ленинградская область).
Яркие, играющие всеми оттенками красного лоскутные панно занимают отдельный зал. Здесь можно увидеть пейзажи, натюрморты, геометрию. Цветовая гамма выбрана не только из-за эффектности и нарядности.
— Работы объединяет тема семьи, близких по крови, а все мы знаем, каких она оттенков, — объясняет одна из мастериц Ольга Рыкунова. — Но задача стояла чуть сложнее, нежели просто композиция в определенной гамме. У любого цвета есть конечные точки: белая и черная. И этот переход необходимо было «вшить» в панно. И красный в этом плане один из самых сложных с учетом богатой палитры розового градиента, который трудно сочетается с любыми другими оттенками.
При всем этом работы удались. Особый шарм придает фактура ткани: от простой хлопчатобумажной до струящейся атласной и грубого драпа.
Темой семьи пронизана работа Надежды Ревтович «Траляляйский день»: сочными красками выписаны силуэты мамы, папы и ребенка, которые идут под разноцветными зонтами. Не отстает внушительное панно «На каток» Василины Боковой, на котором седовласая бабушка заботливо кутает внучат в пушистые шапки, шарфы и варежки, чтобы не замерзли, пока катаются. Нетривиальный арт-объект «Природная Мама» представила Ксения Гунина-Авербург. В композиции угадываются силуэты, характерные для икон Божией Матери, но проступают они сквозь природные мотивы. Как поясняет автор, смысл в том, что природа старше любой религии. Она начало и конец, космос и колыбель, как объятия мамы для ребенка.
Иносказательно транслирует мысль семьи и рода одна из работ Натальи Лисовской «Капище», выполненная из шерсти, изо льна и из сизали. Мастер из Витебска представила на этом фестивале внушительное число работ, и каждая — от «Яблочного спаса» до гобеленов с проволокой или камнями — впечатляет сочетанием традиционных техник и нетипичных материалов.
— Витебская текстильная школа всегда была и остается одной из самых известных, — отметила О. Иноземцева. — Ее отличает яркое характерное творчество. Именно мастера этого региона первыми стали экспериментировать, внедряя в традиционную канву современные подходы. Это могут быть тканые гобелены с вкраплениями камня или проволоки, как мы видим у Натальи Лисовской. Или полностью бумажные и даже стеклянные с вкраплениями металла и пластика, как у Ольги Редникиной.
Слоган «Семья» действительно царит на фестивале этого года, ведь текстильное искусство испокон веков передавалось вместе с секретами и приемами от матери к дочери. Те традиции, тепло и особый уют, которые неизменно сопровождают вещи, созданные вручную.
Кроме темы родных и близких авторы могли обыграть цифру 7, ведь это и ноты, и радуга, и количество чудес света, и дни недели, например гобелен «Семь-Я. Деревья Суздаля». Или панно «Семь граций» в филигранной японской технике кинусайга (лоскуты ткани соединяют без иглы и нити) от коллектива из белорусского Комарина. Оттуда же приехала удивительная текстильная книжка. Это работы детских творческих студий, как и милые куклы из Республики Коми. Нужно подчеркнуть, что юные творцы допускаются к участию уже третий год.
А вот некоторые мастера с «ТекСтильным букетом» с момента его основания в 2019 году. Одна из них — мастерица по костюмам из России Ольга Тимофеева.
— Она не пропускает ни одного фестиваля, — отметила О. Иноземцева. — В этом году в экспозиции два ее костюма, которые были представлены на дефиле в день открытия фестиваля. Хочу подчеркнуть, что это исключение из правил: обычно их видят только на подиумном показе. Но многие зрители не раз высказывали пожелания рассмотреть детали нарядов основательно и поближе — все-таки во время показа это удается не всегда.
А искусную вышивку, расшитые жемчугом головные уборы, плотную набивку узоров сарафана, нарядную ткань мужской рубахи хочется рассматривать бесконечно — рукодельница привезла русский народный костюм, на создании которых специализируется уже много лет. Колоритные работы, выполненные в том числе по старинным технологиям, О. Тимофеевой известны широко за пределами России. Ее выставка «Мода в стиле пэчворк» в свое время приятно поразила японского зрителя.
Кстати, о Стране восходящего солнца: в географии участников она не фигурирует. Тем не менее жемчужиной можно назвать оригинальное кимоно из частной коллекции: праздничный наряд середины XX века.
— Вдохновиться легендарной вышивкой по шелку и батику можно и в работах участников из Китая, — уточнила О. Иноземцева. — Они на фестивале впервые, причем есть картины как студентов БГУКИ, так и преподавателей.
Детские коллективы, студенты, любители, самоучки, мастера-профессионалы с многолетним опытом — принять участие в фестивале может каждый. Причем число участников в команде жестко не регламентировано. Однако конкурсный отбор есть. Как подчеркнула куратор «ТекСтильного букета», оценивают прежде всего аккуратность исполнения и художественную составляющую.
— Работа может быть простой в исполнении, но теплота и душевность должны чувствоваться, также необходимо, чтобы читалась основная идея, а небрежность отсутствовала, — добавила О. Иноземцева.
Фото Сергея Мицевича
Читайте также:
- Праздник белорусского золота: в Минске проходит фестиваль «Свята льну»
- Международный фестиваль «ТекСтильный букет» откроется в Минске. Чем он удивит
- Васильки, цыганская эстетика и новый Шерлок: в Минске проходит финал «Мельницы моды — 2025»
- Тарусская перевить и казахские чапаны: зарубежные дизайнеры покажут коллекции на «Мельнице моды»
- Фестиваль-ярмарка «Вясновы букет» открыл летний музыкально-туристический сезон в Минске