«Гори, гори моя звезда». Как Олег Табаков спас фильм, который запретили к показу
О чем трагикомедия режиссера Александра Митты – фильм «Гори, гори, моя звезда» – и почему его не хотели пускать в прокат, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В маленьком городке к власти приходят то красноармейцы, то белые, то анархисты – показан 1920-й год. Здесь живет художник Федор, рисующий необычные экспрессивные картины. Иногда его вдохновляет революционная тематика, и это имеет последствия при смене власти. Еще один герой — театральный режиссер Искремас, одержимый идеями пролетарского искусства, что не проходит ему даром.
Глубоко копнул
После картин «Друг мой, Колька!» (1961), «Звонят, откройте дверь» (1965) Александра Митту считали режиссером детско-юношеского кино. Очередной его фильм сначала имел рабочее название «Комедия об Искремасе» (искусство — революционным массам) и должен был доступным языком рассказывать подросткам о природе вдохновения художника. В ленте действительно есть художник-самородок Федор, которого убивают белогвардейцы. То, что его прототипом был Марк Шагал, Митта скрывал — после рисунка, на котором Ленин изображен вниз головой на одной руке, имя Шагала запретили. На примере персонажа Федора режиссер попытался представить судьбу Марка Захаровича, если бы тот вовремя не уехал за границу.
Первый вариант сценария, который Митта писал сам, казался ему бедноватым. Тогда он решил сделать своеобразную триаду. Федор по-прежнему оставался романтиком, но в сюжете появился еще один творческий человек — Искремас, молодой, задорный, жаждущий делать спектакли. Также он ввел в повествование и третью голову гидры искусства — алчность. Она предстала в лице киномеханика Пашки, желающего показывать кино за деньги, превращая иллюзорное в материальное. Таким образом, между персонажами идет вечный спор о предназначении и целях искусства. Подобный излом часто происходит в голове талантливого человека, который склоняется то к самореализации, то к желанию обогатиться, то к конформизму. В общем, детский фильм превратился в философскую притчу о демонах, раздирающих души творческих людей. При этом юношеская наивность в картине осталась. Изначальный атмосферный замысел феерии никуда не исчез.
Правда, копнув столь глубоко, режиссер, по собственному признанию, запутался в отношениях придуманных им героев. Пришлось обратиться к сценаристам Юлию Дунскому и Валерию Фриду. Литераторы долго отпирались. Им было проще написать свой сценарий с нуля, чем переделывать чужой. Но на одном из кинофорумов в Болгарии в благоприятной обстановке Митте все же удалось их уговорить. Дунский и Фрид ввели еще одного персонажа — деревенскую девушку Христину, спутницу Искремаса — и окончательно выстроили сюжет.
Одних заменяли другими
На роль художника Федора сначала утвердили Юрия Никулина. Но он с цирком задержался на гастролях в Австралии. Тогда сыграть живописца Митта уговорил Олега Ефремова. У этого героя было мало текста, режиссер пообещал дописать. Ефремов возразил: «Не надо, сделай его немым. У меня сейчас такое в театре творится! Ты будешь меня снимать, а я — молчать, играть и думать о своих проблемах». На том и порешили.
В роли Искремаса начали снимать Ролана Быкова. Но через неделю начальство посмотрело материал. Все увидели, что на экране Быков будто специально перевоплощается в расстрелянного в 1940 году Всеволода Мейерхольда, повторяя его манеру говорить и вести себя. Производство немедленно закрыли. Митта пошел в Госкино СССР уговаривать начальство изменить решение, обещал заменить Быкова на другого актера. Ему сказали: «Не Табакова же вы позовете?» А он ответил: «Хорошая идея!» И пригласил Олега Павловича.
Киномеханика Пашку предлагали сыграть Евгению Евстигнееву, но он отказался. Тогда режиссер предложил роль Евгению Леонову. Возможно, по антропометрическим причинам. Герои сразу стали очень разными: один высокий и медлительный, второй искрометный и тощий, третий полный и неповоротливый. Это добавило естественности.
Елена Проклова дебютировала в кино в ленте Митты «Звонят, откройте дверь». После этого снялась еще в некоторых картинах и в подростковом возрасте успела стать всесоюзно известной. Роль Христины стала для нее последней детской. В следующий раз зрители увидели ее через шесть лет в фильме «Единственная». Проклова уже стала взрослой женщиной.
Навет на Табакова
Картину снимали в Ленинграде, Витебске и пригороде. Родину Шагала режиссер выбрал неслучайно — там должны были и стены помогать.
Съемки уже начались, а актеров на роли белогвардейцев так и не нашли. Вдруг Митте пришла в голову неожиданная идея. По коридорам «Мосфильма» без дела ходили три режиссера: Владимир Наумов, Константин Воинов и Марлен Хуциев. У всех была пауза в съемках. Александр Наумович предложил коллегам сменить обстановку, побывать на съемочной площадке в качестве исполнителей. Тем более они подходили по типажу.
При этом у каждого, безусловно, имелся свой взгляд на собственную роль. Митта их не тревожил излишними задачами, а дал сыграть так, как они хотели. Пленки было потрачено больше, чем планировалось, но режиссер знал, что в итоге порежет все сцены с участием друзей так, как ему будет нужно.
На период съемок Прокловой было 15 лет. Все ее опекали, заботились о ней. Ефремов даже приглашал работать в «Современник», объясняя, что учиться можно и параллельно. Елена действительно экстерном окончила школу, поступила в Школу-студию МХАТ и уже на 2-м курсе выходила на сцену. В интервью 2017 года она вдохновенно рассказывала, что во время съемок влюбилась в Табакова, он был для нее учителем и волшебником. И вдруг в 2021-м 67-летняя актриса в программе «Секрет на миллион» на одном из телеканалов дала понять, что Табаков склонил ее к сожительству, совратил. Самого Олега Павловича к моменту ее откровений уже не было в живых. В конце 1960-х он был молод, строен, знаменит, обаятелен и не мог отделаться от толп поклонниц. Словом, большая часть зрителей сделала вывод: Проклова в бедственном положении, ей нечем зарабатывать, кроме как ходить на ток-шоу и рассказывать небылицы.
Картина Митты показалась начальству странной и двусмысленной. Фильм положили на полку. В ЦК КПСС в ту пору помощниками, адъютантами, спичрайтерами работало немало будущих известных журналистов и политиков, с которыми дружил Олег Табаков. Он показал им кино. Приятели, имевшие доступ к первым лицам государства, сделали все, чтобы запрет отменили. И лента увидела свет! Правда, невнятное название «Комедия об Искремасе» попросили заменить. Новое одобрили, забыв, что «Гори, гори, моя звезда» — это слова романса, который пел Колчак, когда его вели на расстрел.
Еще материалы рубрики:
«Вас ожидает гражданка Никанорова». На съемках этого фильма едва не погиб режиссер
«Интервенция». Как снимали легендарный фильм
«Балтийское небо». Как создавали первую советскую киноленту о трагедии блокадного Ленинграда
«Валентин и Валентина». Табаков сказал Зудиной перед съемками: «Пусть режиссер снимет тебя голой!»
Смотрите также: