Хит «Песня про зайцев» родился во время бритья, а «Остров невезения» в фильме спас ядерный апокалипсис
Упоминать в прессе, даже для воскресного чтива, подробности работы над фильмом «Бриллиантовая рука» кажется не только вторичным, но и пошлым. Кино и песни из него давно разобраны на цитаты, и нам кажется, что о них мы все знаем. Действительно, вряд ли найдется взрослый человек, не способный вспомнить припев «Песни про зайцев» («А нам все равно»). Хит «Остров невезения» до сих пор на слуху («Вроде не бездельники и могли бы жить, им бы понедельники взять и отменить»). Гламурная пародия «Помоги мне» («Видишь, гибнет, ах, сердце гибнет в огнедышащей лаве любви») и сегодня вызывает улыбку. А вот то, как эти песни появились на свет, знают не все. Корреспондент агентства «Минск-Новости» восполняет пробелы.
«Помоги мне»
Композитор Александр Зацепин всегда предпочитал сперва писать музыку, а уж потом на нее поэты сочиняли стихи. Так вышло и в этот раз. Музыка—страстное танго — была создана. Маэстро отдал бобину с ней поэту Леониду Дербеневу. Он прослушал мелодию пять раз и все никак не мог соединить в голове два, казалось бы, несопоставимых понятия: любовь и заказанная пародия. Про какой-нибудь адюльтер или комедийную ситуацию а-ля «муж пришел, а ухажер жены под кроватью» – это сколько угодно. А вот понятие «любовь» для сочинителя — это то, в чем есть святость и трепет.
На помощь пришла супруга Вера. Она посоветовала мужу не заглядывать в литературный колодец любовной лирики, а пойти от обратного, примитивного. На глаза ей попалась открытка, на которой было написано «Жду ответа, как соловей лета». Напомнила и про строчки «Трактор в поле дыр, дыр, дыр, мы за мир». Леонид понял, что нужна с одной стороны гипербола, а с другой – примитивизм. И начал набрасывать простые рифмы, на манер «море обаяния, океан желания». А когда дошел до «огнедышащей лавы любви», понял, что песня написана. Вот и получилось:
Любить я раньше не умела так,
Огненно, пламенно.
В душе моей неосторожно вы
Разбудили вулкан.
Зацепин хотел пригласить для ее исполнения певицу Аиду Ведищеву. Ведь «Песенка о медведях», которую она спела за Наталью Варлей в «Кавказской пленнице», гремела по всему СССР. Гайдай же считал, что Аида с ее лиричным голосом не справится с композицией коварной страстной соблазнительницы. Но решили попробовать. Едва певица вернулась с гастролей, ее срочно вызвали на Мосфильм в звукозаписывающую студию. Было это в полночь. Приехав, она увидела, что Леонид Гайдай, Юрий Никулин и Андрей Миронов сидят на ковре по-турецки и распивают водку. Ей тоже предложили налить. Но девушка сказала, что будет не пить, а петь. Тогда ей показали, что происходит на экране во время звучания песни. Она поняла, сразу поймала интонацию и записала хит с первого раза.
«Песня про зайцев»
«Песни про зайцев» в ленте могло не быть. В сценарии в месте ее звучания стояла ремарка «песня простого советского человека». Такие стихи Дербенев и написал:
Пусть я пороха и не выдумал,
И Америки не открыл вовек…
Я — простой советский человек, пусть я пороха и не выдумал,
И Америки не открыл вовек…
Я — простой советский человек
Гайдаю этот подход к теме приглянулся. Зацепин был категорически против. Поэт даже обиделся, мол, режиссер одобрил, а композитор ставит палки в колеса. На что Александр ему сказал: песни они сочиняют не для Гайдая, а для народа. Нужно, что бы они жили и после картины, звучали по радио, в ресторанах, а авторы получали постоянные отчисления. А песню со словами «Америки не открыл вовек… Я — простой советский человек» никто в увеселительных заведениях не закажет. Она просто умрет, не родившись.
Дербенев размышлял и однажды в момент раздумий увидел по Центральному телевидению мультфильм про трусливого зайчишку. В голове литератора все смешалось. Он решил, что зайцы должны в знак протеста преодолевать страх и по ночам совершать какие-то акции. Родились строчки:
А нам все равно, а нам все равно,
Пусть боимся мы волка и сову.
Дело есть у нас – в самый жуткий час
Мы волшебную косим трын-траву.
Хотя, конечно, цензоры пытались ассоциировать заячий испуг со страхом советских людей. А позже многие двусмысленно интересовались, о какой траве в песне идет речь.
Кстати, немного о природе таланта. Кто-то наверняка думает, что композитор, сочиняя музыку, не отходит от инструмента и мучительно музицирует. Это не так. Мелодия «Песни про зайцев» рождалась сложно. Зацепин сочинил пять вариантов. И все ему не нравились. Но однажды утром он пошел бриться, посмотрел на себя в зеркало – и вдруг музыка, которая позже вошла в фильм, ни с того ни с сего зазвучала в его голове.
«Остров невезения»
Эта композиция тоже могла не появиться в картине. В сцене на палубе корабля герои Миронова и Никулина просто должны были беседовать о погоде. Но неожиданно Дербенев принес стихи:
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь,
Остров невезения в океане есть,
Остров невезения в океане есть,
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь.
Там живут несчастные люди-дикари,
На лицо ужасные, добрые внутри,
На лицо ужасные, добрые внутри,
Там живут несчастные люди-дикари.
Зацепину понравился текст. Он сочинил мелодию и продемонстрировал ее Гайдаю, который остался в восторге. А вот редакторы студии в каждой строчке искали намек. Например, что означают слова «Что они ни делают, не идут дела»? Ни пасквиль ли это на советский строй и экономику, тем более что в композиции идет речь об отдельно взятой стране на острове. Не намек ли на железный занавес? Дербенев клялся, что никаких диссидентских мыслей во время сочинения у него не было. Просто писал о дикарях.
В кадре хит шикарно спел Андрей Миронов. Его манера подачи усилила волнения проверяющих. Намек стал более явным. «Остров невезения» хотели вырезать из картины, тем более песня на сюжет не влияет. Но, по общеизвестному мифу, на первом показе ленты Гайдай вставил в финале кадры атомного взрыва, который так шокировал партийное начальство, что его представители забыли про все прежние замечания, потребовав удалить лишь страшный финал.
Правда это или нет – неважно. Главное, что прошло более 50 лет, а песни, созданные молодыми талантливыми авторами, и сегодня кажутся вполне креативными, как и сама картина, засмотренная, как говорится, до дыр.
Еще материалы рубрики:
«В Кейптаунском порту». Как на заимствованную зарубежную музыку писали советские хиты
Почему песню «Губы окаянные» много лет считали народной? Ее автором оказался известный диссидент
Как вышло, что соавтором песни «Приходит время…» стала актриса, раздражавшая многих своими ролями
Прототип Шапокляк — жена Успенского. Чего вы точно не знали о народном мультфильме и его персонажах
«Как молоды мы были». Александр Градский превратил эту песню в свою визитную карточку