Хосе Каррерас провел репетицию с белорусскими музыкантами накануне своего концерта в Минске
Всемирно известный оперный тенор Хосе Каррерас выступит на сцене Дворца Республики 25 ноября. Накануне в Белгосфилармонии он провел первую совместную репетицию с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь под управлением дирижера Аркадия Берина. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» посмотрели, как музыканты готовились к концерту.
Когда испанский певец вышел на сцену, оркестр поприветствовал его аплодисментами. Хосе Каррерас поклонился им и пожал руку дирижеру Аркадию Берину.
Они обсудили на немецком языке, с какой композиции начнут репетицию, и артист присел на стул. Оркестр заиграл L’ultima canzone, а синьор Хосе начал петь без микрофона. Несмотря на это бархатистый тенор моментально заполнил пустой зал филармонии. Однако последующие композиции он пел вполголоса, контурно, больше слушал игру оркестра и высказывал свои пожелания. Аркадий Берин и Хосе Каррерас общались в основном на языке музыки и понимали друг друга буквально с полуслова.
— Я ранее работал с Хосе Каррерасом — выступали в 2010 году в Израиле, но тогда была другая программа, — говорит дирижер Аркадий Берин. — Сегодня мы впервые вместе готовимся к предстоящему концерту. С оркестром я репетировал 3 дня. В программе чуть более 20 произведений, в том числе 4 композиции оркестровые.
На концерте прозвучат увертюры из опер «Сила судьбы» и «Набукко» Дж. Верди, «Манон Леско» Дж. Пуччини, «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
Хосе Каррерас исполнит в основном испанские и неаполитанские популярные песни. Например, Pecche, Era de Maggio, Serenata sinsera, Passione. В рамках своего гастрольного тура он не меняет программу и выступает с ней в разных городах и странах. Для маэстро важно, чтобы на концертных площадках была хорошая акустика и оркестр был подготовлен к выступлению. Судя по тому, что он несколько раз говорил комплименты Аркадию Берину и музыкантам, их работой он остался доволен.
Хосе Каррерас ранее выступал в Минске — в 2008 году. От того концерта у него остались приятные впечатления.
— Я с большой радостью вернулся в Минск. Мне очень понравилась ваша публика, их искренняя благодарность за возможность услышать прекрасную оперную музыку. Чувствуется, что люди здесь интересуются искусством, классикой, — отметил Х. Каррерас.
— Как вам удается поддерживать сочность своего голоса?
— Дисциплина, только дисциплина. Голосу нужно давать отдых и относиться к нему как к женщине. В испанском языке слово «голос» женского рода. Поэтому как любая женщина он может быть капризным. Поэтому ему нужно уделять внимание, ухаживать за ним, делать вокальные упражнения и давать отдых. Важен и температурный режим. Я тяжело переношу холод, поэтому наиболее оптимальная для меня температура 25 градусов тепла.
— Несколько лет назад вы объявили, что этот гастрольный тур будет завершающим в вашей музыкальной карьере. Как долго вы еще намерены радовать публику?
— Думаю, тур продлится еще год-полтора. Я счастлив, что у меня пока есть возможность продолжать выступать.
— Чем займетесь потом?
— После завершения гастролей сконцентрируюсь на работе моего фонда по борьбе с лейкемией. Его деятельность направлена на финансирование исследований в области лечения лейкемии. Хочется, чтобы в будущем эту болезнь можно было легко победить. После Минска уезжаю в Германию, где состоится 3-часовой концерт-марафон по сбору средств в поддержку фонда.
Фонд по борьбе с лейкемией Хосе Каррерас создал 30 лет назад после того, как сам с трудом вылечился от этой болезни. Она застигла его на пике славы — в возрасте 40 лет.
Свою певческую карьеру он начал в 8 лет, в 11 уже дебютировал на оперной сцене. Однако его стремительное развитие пришлось на 1970-е годы. Лирический тенор выступал в самых престижных оперных театрах мира, таких как Ла Скала, Метрополитен опера, Опера Сан-Франциско, Венская государственная опера, Лондонская королевская опера. Наряду с участием в оперных постановках, давал и сольные концерты по всему миру.
Каррерас удостоен множества наград и званий, в том числе премии Грэмми за лучшее классическое вокальное соло (1991) и Classic Brit Awards за выдающиеся достижения в музыке (2009). Его проект «Три тенора» с участием Пласидо Доминго и Лучано Паваротти по праву считается легендарным.
Фото Тамары Хамицевич