«Хотела его изменить, терпела до последнего». Как проходят рейды в семьи, состоящие на учете
Инспекторы по делам несовершеннолетних Московского района регулярно проводят поквартирные обходы. Цель одна — следить за безопасностью детей и предупреждать критические ситуации в семьях, состоящих на учете. На одном из таких профилактических рейдов побывала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Быть готовым ко всему
Для среднестатистического горожанина вечер — время заслуженного отдыха. Но это не касается стражей порядка, поскольку именно после 19:00 начинается самая непростая часть их трудового дня. Именно во второй половине дня вероятнее всего обнаружить по адресу прописки тех, с кем необходимо провести профилактическую беседу. К каждому важно найти индивидуальный подход.
— Если в семье наблюдаются неблагоприятные условия для жизни и развития детей, она попадает в поле зрения правоохранительных органов, — объясняет старший участковый инспектор ИДН Московского РУВД г. Минска майор милиции Сергей Самонов. — Допустим, один из членов семьи регулярно устраивает бытовые скандалы. Он привлекается к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Это — основание для постановки семьи на учет. Есть и другие критерии: родители не в состоянии удовлетворить базовые потребности ребенка в пище, образовании или лечении, не следят за его поведением, ведут аморальный образ жизни.
По словам участкового, во время рейдов случается разное.
— За 10 лет работы приходится быть готовым ко всему. Бывает, что видишь положительную динамику: родители выполняют все рекомендации, посещают врача-нарколога, социально трудоустроились. На душе становится легче. Или наоборот, ничего не изменилось. Тогда уже будет рассматриваться вопрос об изъятии ребенка из семьи. На исправление дается полгода, через три месяца родителей вызывают на координационный совет.
Во время профилактического рейда майор милиции посещает не только семьи в социально опасном положении (СОП), но и проводит беседы с несовершеннолетними правонарушителями. В качестве примера участковый упомянул свою подопечную. Она нанесла травму другой девочке только потому, что неверно истолковала ее фразу в свой адрес.
В этот момент в дверь общественного пункта охраны правопорядка робко постучали. На пороге появился юноша с испуганным взглядом: парень впервые на беседе у участкового. Как оказалось, 17-летний молодой человек совершил спонтанную кражу в расположенном неподалеку магазине.
— Перекусить захотелось, — замялся подросток.
— Неужели денег не было на копеечную покупку? — уточняет инспектор.
— Мамы не было дома, чтобы попросить.
Сергей Викторович задает и другие вопросы: про друзей, увлечения, впечатления от недавнего посещения попугайни, которое инспекция организовала для подопечных. Взяв с парня обещание вести честную жизнь, милиционер дружески прощается рукопожатием. А мы отправляемся обходить квартиры.
Украл с приятелем велосипед
В этом семействе мама воспитывает троих детей одна, сама сирота. Такими же самостоятельными и трудолюбивыми растут дочки: средняя занимается танцами, младшая ходит в сад. А вот старший сын оказался в поле зрения ИДН — с ним проводят индивидуальные беседы.
— Первый раз из окна картошку бросал, второй раз с другом украли чужой велосипед покататься, — вздыхает мать и поясняет, что у ребенка — синдром дефицита внимания и гиперактивности, из-за чего он склонен к импульсивным поступкам. Но все поддается коррекции. Мальчик регулярно посещает психолога, ежедневные беседы проводит с ним и мать.
— Специалист сказала — да и мне так кажется, — что это из-за отсутствия мужского слова в воспитании, — добавляет женщина.
Компенсировать недостаток отцовского внимания можно и в спортивной секции, когда тренер-мужчина проводит время с подопечным. Надеемся, что так и будет: в скором времени мальчик начнет заниматься греблей. А пока помогает с ремонтом — сдирает остатки обоев и выполняет мелкие поручения.
Командировка в ЛТП
Но не всегда полная семья — гарант социального благополучия, и следующее посещение тому яркий пример. Ведь именно из-за отца, а точнее из-за его увлечения спиртным, семейство получило статус СОП. Его глава сейчас находится в лечебно-трудовом профилактории. К нам же вышла скромная приятная женщина. Беседовали мы в коридоре, и она попросила разговаривать потише: «не хотелось бы выносить сор из избы, чтобы соседи слышали».
До определенного момента семейство жило хорошо: двое детей, оба родителя работают, с хлопотами помогают бабушка и дедушка. Но отец начал выпивать и, как следствие, — ссориться с близкими родственниками. Супруга поначалу его жалела, но он начал воспитывать и ее. Опасаясь за благополучие двоих малолетних детей, женщина обратилась за помощью в милицию. В течение года глава семьи неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии опьянения, что стало основанием для его «командировки» в ЛТП.
— Для детей он золотой отец, — защищает мужчину супруга. — Конфликт у него только со мной, обычно из-за выпивки. Он хочет, чтобы я была идеальной, но понимаете, на мне столько обязанностей, что порою и голову не успеваешь помыть! Я ему предлагала: хочешь — уходи, пожалей детей, даже на алименты подавать не буду.
Но мужчина не согласился, что, впрочем, предсказуемо. Очень удобно жить в семье, где любят, обслуживают, а иногда даже и обеспечивают, ведь основной кормилец здесь — женщина. Чтобы содержать семью, мать пораньше вышла из декрета, на год переоформив отпуск по уходу за ребенком на супруга:
— В 5 утра выходила на работу — тружусь в пригороде, после работы забирала старшую дочь, бежали в магазин. Прихожу домой — и здесь на мне все обязанности. Сама виновата в том, что так себя поставила. Хотела его изменить, терпела до последнего, многое ему прощала. Но извините, когда он руки распускает и не понимает, что делает — тут уже никакого терпения не хватит.
Трудно удержать дома
Однако и семьи, в которых царит теплая и доверительная атмосфера, не застрахованы от попадания в поле зрения ИДН. Так случилось в семье К., где живет друг мальчика из истории выше. Вместе они присвоили чужой велосипед.
В квартире, куда нас проводит пожилая бабушка несовершеннолетнего — идеальная чистота и витают ароматы чего-то вкусного. Сам парень тоже не похож на малолетнего преступника — улыбчивый мальчик выглядит даже младше своих лет. По словам бабушки, творческий и активный ребенок — рисует, выступает на школьных праздниках, читает стихи.
— Детей я воспитываю с 2011 г., — делится пенсионерка. — Дочка лишена родительских прав. Как и муж, находится в ЛТП. Старшей внучке 18 лет скоро будет, с ней никогда проблем не возникало, закончила колледж. Средняя увлекается творчеством и рукоделием — постоянно в комнате что-то лепит и рисует. К сожалению, младший внук не совсем обычный ребенок — у него задержка психического развития легкой формы. А еще он очень активный, его трудно удержать дома.
Тем не менее ребенок все понимает и с радостью ждал прихода Сергея Викторовича. Он показал инспектору свои новые рисунки и книгу, которую планирует почитать летом вместе с бабушкой.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: