Хозяйка тихих кварталов. Узнали о буднях начальника ЖЭС-31 в Московском районе
Кварталы малоэтажной застройки с уютными двориками, в которых ветер разносит запах свежескошенной травы и колышет белье на веревках, – рабочие угодья начальника ЖЭС-31 ЖЭУ № 3 Московского района Марии Бурдуковой-Дрозд. Несмотря на небольшой стаж работы в отрасли, она заслужила доверие жителей и стала обладателем почетного звания «Народный работник ЖКХ». Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Что привело молодую женщину с высшим образованием по специальности «инженер-строитель» в специфическую отрасль, которая традиционно занимает лидирующие позиции в рейтингах по обращениям жителей?
– Люблю общаться с людьми и помогать им, – с искренней улыбкой отвечает М. Бурдукова-Дрозд.
Она устроилась в ЖЭС-31 на должность мастера осенью 2020 года. Овладеть новой профессией, вникнуть в детали помогли старшие коллеги. Впрочем, определенный багаж знаний уже имелся: супруг трудится в городской аварийной службе, а свекровь раньше была директором ЖРЭО № 2 Фрунзенского района. В начале 2023-го Мария заняла кресло начальника. Правда, посидеть в нем в течение рабочего дня удается нечасто.
Расставляя приоритеты
С утра руководитель раздает задания рабочим по комплексной уборке и хаус-мастерам с учетом поступивших заявок. В среднем за день их регистрируют около 50 – по платным бытовым услугам, содержанию подъездов и дворов. Потом – обход территории. Она простирается в кварталах улиц Волоха, Карпова, Р. Люксембург, Лермонтова, Хмелевского, К. Либкнехта, Коржа. Это ни много ни мало 150 дворов и 147 домов, в основном от 2 до 5 этажей (есть даже две двухэтажки 1917 и 1918 годов постройки). Конечно, побывать во всех уголках за день не удается, но есть приоритетные направления, на которые руководитель обращает внимание. Это, в частности, безопасность оборудования на детских площадках, соблюдение графика уборки подъездов, покоса травы. На личном контроле – выполнение заявок, особенно аварийных – в рабочее время ЖЭС ими занимаются хаус-мастера без привлечения городской «аварийки».
Повестка дня, безусловно, предусматривает общение с жителями. Оказывается, многие предпочитают не номер 115 набрать, а по старинке позвонить диспетчеру ЖЭС или прийти и в устной форме подать заявку, посоветоваться, внести предложение. От диспетчерской до кабинета начальника – пару шагов.
– Приходят не только пенсионеры, нередко это молодежь или люди среднего возраста, – несколько удивляет Мария. – Не все понимают, какие вопросы находятся в компетенции ЖЭС, ЖЭУ, ЖКХ района, как устроена система столичного ЖКХ. Например, спрашивают, как зарегистрировать жильца. Или показывают жировку и просят прояснить начисленные суммы. Объясняем, что нужно обращаться в РСЦ. Однажды девушка попросила помочь составить заявление на ремонт подъезда за счет бюджетных средств. Ответили, что по законодательству текущий ремонт мест общего пользования оплачивают жители, но они вправе выполнить работы самостоятельно или с привлечением специалистов жилищной службы. А вот подать заявку на внеплановый ремонт – пожалуйста. Многие обращения ограничиваются консультацией, так что повышаем коммунальную грамотность на местах. Бывают и курьезные случаи. Как-то сообщили о пропаже котенка и предположили, что он спрятался в подвале. Направили работника по этому адресу, начали поиски, а оказалось, что питомец квартиру и не покидал.
Безопасность в деталях
После беседы в кабинете отправляемся на экскурсию по закрепленной территории. В ближайшем дворе домов № 16 на ул. Карпова и № 57, 59 на ул. Волоха – просторная детская площадка. Конструкции не новые, но добротные, окрашенные. Мария объясняет, что осмотру подлежат прежде всего горки, качели и крепления, то есть элементы, с которыми дети контактируют непосредственно и которые находятся под нагрузкой. Если выявляется какой-то дефект, его устраняют незамедлительно, а при отсутствии деталей для ремонта или замены – ограждают объект сигнальной лентой. Игровое оборудование, представляющее опасность и ремонту не подлежащее, демонтируют в тот же день, а взамен спустя какое-то время устанавливают аналогичные современные образцы. Этим занимается ЖКХ района. Пример такого обновления мы позже увидим на площадке у дома № 29 на ул. Волоха.
Возле дома № 116 на ул. К. Либкнехта – груда бетонных плит вперемежку с разрытым грунтом, часть строительных отходов помещена в большой контейнер. Демонтируют старую стационарную площадку для сбора ТКО, а на ее место установят современную модульную закрытого типа. Она станет седьмой на территории ЖЭС-31.
В стиле ретро
Направляемся в квартал двухэтажек. Во дворах на веревках развешено белье. Это привычная картина: в таких домах нет балконов, и жильцы на протяжении десятилетий завершают стирку дворовой сушкой. А вот и надзиратель – из подъезда вразвалочку вышел белый кот с ошейником и окинул «чужаков» настороженным взглядом.
Техническое обслуживание двухэтажных зданий предусматривает те же регламентные работы, что проводятся в остальном жилфонде. Инженерное оборудование ремонтируют, меняют, проводят плановый текущий ремонт кровель, фасадов, подъездов, отмечает собеседница. Основное отличие в том, что коммуникации тепло-, водоснабжения, канализации за неимением подвальных помещений проходят под полом квартир на первых этажах, и в случае их повреждений, протечек приходится локально вскрывать пол и делать ремонт. Но такие случаи редки. С другой стороны, отсутствие балконов и подвалов с «сарайчиками» для хранения вещей, как это предусмотрено в пятиэтажках, компенсируется тем, что во дворах строили гаражи, которыми жители пользуются по сей день. Как, например, возле дома № 109 на ул. К. Либкнехта.
Сезонные хлопоты
Обращаем внимание на палисадники у подъездов с красавцами цветами, которые высаживают местные жительницы, и затрагиваем актуальную для многих тему полива. Таскать десятки литров воды из квартир, особенно расположенных выше первого этажа, не просто, да и счетчик мотает.
– В большинстве наших домов (кроме двухэтажек, к сожалению) есть возможность подсоединить шланг к крану в подвальном помещении и использовать техническую воду для полива растений. Жители об этом знают, обращаются в ЖЭС, указывают конкретное время, направляем по этим адресам работников, – обрисовывает ситуацию руководитель.
На большой придомовой территории на ул. Волоха слышим характерный для летнего сезона звук – один из двух косцов ЖЭС-31, Антон Горбацевич, мастерски орудует триммером. В жилищную службу он перешел из «Зеленстроя», имея большой опыт косьбы и обрезки деревьев. Чуть поодаль дворники сгребают кошенину и забрасывают ее в кузов грузовика.
– Обращений, в том числе жалоб, по поводу покоса к нам поступает совсем немного, – отмечает начальник ЖЭС. – Есть понимание, что процесс этот сезонный и непрерывный. Со своей стороны стараемся минимизировать неудобства: газоны вблизи домов начинаем косить не раньше 9:00, а в выходные – с 10:00. Дождливая погода способствует росту травы, а выполнять покос во время дождя нельзя. Так что график довольно напряженный. Иногда жильцы сетуют: скосили траву, но не убрали. Объясняем, что она должна хотя бы пару дней полежать и подсохнуть.
М. Бурдукова-Дрозд убеждена: из любой проблемной ситуации можно найти выход, если уметь слышать друг друга и учитывать не только личные интересы, но и объективные факторы.
Фото Ирины Малиновской
Читайте также:
- Скверик знаков зодиака появился в Серебрянке
- А что за красивым фасадом? Узнали о проблемах популярных жилых комплексов Минска
- Что делать, если мешает курящий сосед, и на чьей стороне закон
- Капремонт в прямом эфире: в ЖКХ Октябрьского района появится собственная FM-радиостанция
- Стулья, лыжи и матрасы. Что коммунальщики выносят из подвалов жилых домов