Художник-романтик Ванькович, предатель Власов и рок-хит Satisfaction. Этот день в истории: 12 мая
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 12 мая в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1800 год. Родился Валентий Ванькович, выдающийся белорусский живописец-романтик, создатель целой галереи портретов
Будущий художник появился на свет в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии (теперь Березинский район Минской области) в семье потомственного уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры известного поэта Антона Горецкого. Ваньковичи связаны родственными узами со многими шляхетскими родами Беларуси — с Ордами, Корсаками, Малевскими, Мицкевичами, Монюшками, Товяньскими.
Рисовать Валентий научился раньше, чем писать. В 1811 году родители отдали его учиться в Полоцкую академию, где тогда было отлично налажено преподавание искусства. Ванькович оказался в числе первых учеников. Затем он учился на отделении литературы и изящных искусств Виленского университета. Писал портреты своих друзей по университету, в том числе Адама Мицкевича, с которым сдружился. Это было первое изображение поэта в искусстве. Позже, в 1828-м, Валентий создал картину «Мицкевич на скале Аю-Даг», которая стала своеобразной визитной карточкой художника. Молодого живописца интересовала и историческая тематика. В 12 лет Ванькович стал свидетелем минских событий наполеоновской войны, а затем посвятил им несколько полотен.
За выдающиеся успехи Валентия на средства университета направили учиться в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Там он принял участие в конкурсе на лучшую историческую композицию. За картину «Подвиг молодого киевлянина во время осады Киева печенегами в 968 году» его удостоили золотой медали и права на стажировку в Италии. Однако отправиться в поездку мастеру кисти не удалось — Виленский университет, командировавший Ваньковича, не смог найти нужную сумму денег.
В 1829 году художник вернулся в Минск, работал в своем имении в Малой Слепянке, писал портреты и полотна на исторические темы. В частности, переосмыслил детские впечатления от событий 1812 года, когда французские войска входили в Минск. Итогом этих размышлений стали работы «Наполеон у костра», «Наполеон над картой Европы», «Апофеоз Наполеона», «Наполеон на острове Святой Елены».
В 1839-м Ванькович путешествовал по Европе. Два года жил в Германии, затем приехал к своему другу Мицкевичу в Париж. Там художник заболел и через полгода буквально сгорел от чахотки. Умер в свой 42-й день рождения, 12 мая 1842-го.
Сегодня имя Ваньковича носят улицы в Минске и Гродно. В столице действует Дом-музей Ваньковичей — памятник дворцово-парковой архитектуры эпохи классицизма — филиал Национального художественного музея Республики Беларусь. В залах экспонируются архивные документы и фотографии работ мастера. Рядом с усадьбой установлена скульптурная композиция «Утро художника» авторства скульптора Владимира Слободчикова — исполненная в бронзе фигура Валентия, вышедшего навстречу друзьям с палитрой и кистью.
1945 год. Захвачен красноармейцами генерал-изменник Андрей Власов, сдавшийся в плен в 1942 году и пошедший в услужение Гитлеру
Власов был далеко не первым советским генералом, оказавшимся в руках немцев. Но он, в отличие от других, пошел на активное сотрудничество, согласившись выступить на стороне Гитлера. На первых же допросах предатель стал давать развернутые показания, сообщая о состоянии советских войск и давая характеристики советским военачальникам. А уже спустя несколько недель, находясь в особом лагере в Виннице, сам предложил фашистам свои услуги в борьбе с Красной армией и режимом Сталина. В январе 1945 года самый известный предатель времен Великой Отечественной возглавил Русскую освободительную армию, бывшую к тому моменту основной военной силой русского коллаборационизма.
В конце апреля 1945-го испанский диктатор Франсиско Франко предоставил Власову политическое убежище и послал за ним специальный самолет, который был готов доставить того в Испанию. Власов отказался бросить своих солдат. 12 мая американский комендант оккупационной зоны, на территории которой находился Власов, предлагал тайно вывезти его вглубь американской оккупационной зоны, снабдив продовольственными карточками и документами. Изменник и в этот раз отказался оставить подчиненных. Он надеялся добиться для них пропуска в американскую оккупационную зону и заявлял, что готов пройти через открытый суд под юрисдикцией любого демократического государства. В тот же день, направляясь на автомобиле вглубь американской зоны оккупации в штаб 3-й армии США в Чехословакии, чтобы добиваться политического убежища для всех своих людей, Власов был захвачен военнослужащими 25-го танкового корпуса 13-й армии 1-го Украинского фронта неподалеку от города Пльзеня.
Несмотря на всю демагогию «отмывателей» Власова на Западе и в современной России, по всем международно признанным законам войны Власов и его воинство были частью гитлеровских вооруженных сил. Они сражались на стороне нацистов и были одеты в немецкую военную форму. За несколько месяцев до поражения Германии Власов сформировал так называемое правительство в надежде на то, что оно будет признано хоть кем-то как одно из эмигрантских правительств, например как польское, сидевшее в Лондоне, или как фиктивные правительства Эстонии, Латвии и Литвы, чьи «посольства» функционировали в США несмотря на нормальные дипотношения Штатов и СССР. Однако власовцев как независимую политическую силу не признал никто. Власовского министра иностранных дел Жеребкова не впустила на свою территорию ни Швейцария, ни франкистская Испания.
После захвата в Чехословакии Власов был немедленно переправлен в Москву. В 1946 году его судили, приговорили к смертной казни и повесили во дворе Таганской тюрьмы.
1965 год. Группа The Rolling Stones записывает свой эпохальный хит — песню Satisfaction, пришедшую Киту Ричардсу во сне
![[I Can't Get No] Satisfaction](https://i.ytimg.com/vi/eUpb-ALfUzc/maxresdefault.jpg)
Песня, полное название которой (I Can’t Get No) Satisfaction («Не могу получить удовлетворение»), вознесла восходящую британскую рок-группу к мировой славе. Любопытно, что знаменитый вступительный рифф композиции буквально приснился Киту Ричардсу под утро. Гитарист среди ночи выбрался из постели и в полудреме записал его на кассетник вместе с крутившейся в голове фразой I can’t get no satisfaction, после чего тут же опять уснул.
«Когда я проснулся утром, кассета закончилась, — вспоминал Ричардс много лет спустя. — Я перемотал ее на начало и включил. Там было, может быть, 30 секунд Satisfaction в очень сонном исполнении. Затем гитара издавала какой-то лязг, и далее следовали 45 минут храпа».
Изначально Ричардс планировал, что главный рифф песни будут исполнять духовые. Однако ему под руку попалась педаль фузза (Gibson Maestro fuzzbox), и было решено исполнить рифф на ней. «До этого нигде и ни у кого фузз не звучал так тяжело, вот почему это так поразило воображение всех в то время», — отмечал музыкант в автобиографии.
Вокалист Мик Джаггер написал весь текст песни, кроме главной строчки — I can’t get no satisfaction, ставшей припевом. Он пытался передать свои общие впечатления от Америки, которую The Rolling Stones изрядно исколесили в то время с концертами. И повсюду его доставал и угнетал торгашеский дух, о чем и вопит герой композиции.
Песня возглавила абсолютно все чарты по обе стороны Атлантического океана и стала, по мнению некоторых специалистов, лучшей рок-н-рольной темой. Satisfaction занимает второе место в списке лучших песен всех времен журнала Rolling Stone и первое место в аналогичном рейтинге телеканала VH1. При этом журнал дает такую историческую перспективу риффу Ричардса: «Эта искра в ночи… была перекрестком: точкой, в которой шаткий прыжок и щенячья любовь раннего рок-н-ролла стали роком».
Как и любой другой музыкальный шедевр, песня Satisfaction обросла бесчисленными пародиями и каверами. На разный манер ее перепевают не только рокеры, но и поп-исполнители.
1970 год. Москва проигрывает Монреалю право на проведение Олимпиады-1976
Инициатива выдвижения столицы СССР кандидатом на проведение XXI летних Олимпийских игр 1976 года принадлежала исполкому Моссовета. В 1969-м он направил письмо в НОК с просьбой о поддержке этого начинания. Буквально на следующий день члены НОК, собравшись на заседании в Центральном шахматном клубе, приняли положительное решение и направили соответствующую телеграмму в Лозанну.
В старинном здании амстердамского муниципалитета 12 мая 1970 года открылась 69-я сессия МОК, основным вопросом повестки дня которой был выбор олимпийской столицы 1976-го. В конкурсе участвовали всего три города: Москва, Лос-Анджелес и Монреаль. И поначалу ничто не предвещало грозы. В первом туре голосования Москва получила 28 голосов, Монреаль — 25, Лос-Анджелес, выбывший из дальнейшего спора, — только 17.
В Советском Союзе были настолько уверены в победе, что за два часа до окончания голосования ТАСС распространило соответствующую информацию как о свершившимся факте. Однако вскоре пришлось отозвать сведения.
Дело в том, что во втором туре выборов участвовали только Москва и Монреаль и те, кто изначально поддерживал Лос-Анджелес, теперь отдали голоса Монреалю. Канадский город победил, набрав 41 голос против все тех же 28 голосов у столицы СССР.
Исполком Моссовета, не сломленный первой неудачей, предложил заявиться на следующую Олимпиаду, и НОК единогласно поддержал предложение. 23 октября 1974 года в Вене Москва была объявлена столицей XXII летних Олимпийских игр.
1995 год. В Москве проходит учредительный съезд новой политической организации «Наш дом — Россия»
Движение было создано в поддержку политического курса Ельцина и просуществовало до 2000 года. Его председателем избрали премьер-министра Виктора Черномырдина.
Это была уже вторая в новой истории России попытка создать «партию власти». Первую предпринял Егор Гайдар. Его движение «Выбор России», опиравшееся на демократическую интеллигенцию, потерпело сокрушительное поражение на парламентских выборах в декабре 1993-го.
Костяк «Нашего дома» составили номенклатурные бюрократы. По замыслу кремлевских теоретиков активисты нового движения должны были обеспечить ему победу на новых выборах в Думу, прежде всего за счет «административного ресурса». В «Наш дом — Россия» вступили многие губернаторы, руководители крупных предприятий. Близкий Черномырдину «Газпром» во главе с Ремом Вяхиревым стал основным спонсором нового движения, после чего русский язык обогатился выражением «Наш дом — «Газпром».
Но, несмотря на усилия отцов-основателей, снискать популярность среди избирателей «Нашему дому» не удалось. В декабре 1995 года на выборах в Думу движение Черномырдина вчистую проиграло коммунистам.