ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Царица белорусской сцены Стефания Станюта: жизнь и творческий путь
Белорусская культура подарила миру десятки самобытных и неповторимых актрис мирового уровня. Но царицей белорусской сцены называли только Стефанию Станюту. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Стефания Станюта в роли Мод в спектакле «Гарольд и Мод». 1994 год
Скульптор, народный художник СССР Заир Азгур так вспоминал в своих мемуарах уникальную актрису театра и кино, народную артистку БССР и СССР С. Станюту: «Стефания не затерялась среди самородков женской красоты и талантливости. Ее фигура, повадки, удивительно отточенные движения, выразительная жестикуляция, гибкий стан, дикция, чарующая гармония речи и поступи — все подчинено у нее, я позволю себе сказать, музыке той судьбы, о которой ведет рассказ сегодняшний спектакль. Распределение пауз и внезапно порывистых монологов, заливистый смех и шепот страсти, цепкий дуэт с партнером и умение слушать его, внимать ему, не выявляя собственных страстей, красноречивое выражение глаз…»
В Национальном художественном музее можно увидеть картину «Портрет дочери» очень талантливого, но недооцененного в свое время белорусского художника Михаила Станюты. На полотне — девушка в голубом платье с длинными темными косами задумчиво смотрит вдаль, как будто пытаясь предугадать свое будущее.
Но вряд ли кто-либо, как и она сама, мог тогда даже представить, каких высот достигнет это юное дарование и какие удары судьбы сможет вынести.
С. Станюта родилась 13 мая 1905 года, поэтому, как она говорила, видела даже последнего русского императора, когда тот приезжал в Минск. Училась в церковно-приходской школе, затем в Минской женской правительственной гимназии. С 13 лет работала статисткой, хористкой и танцовщицей Первого товарищества белорусской драмы и комедии. В 1920-м оно стало называться 1-м Белорусским государственным театром, ныне это Национальный академический театр имени Янки Купалы. Затем училась в Белорусской драматической студии при МХАТ в Москве (1921–1926), с успехом исполняла центральные роли в дипломных спектаклях.
В 1926-м, после окончания учебы в Москве, вместе с однокурсниками Стефания поступила в Белорусский государственный театр (БГТ-2) в Витебске. Ее актерская судьба с самого начала складывалась счастливо. Публика и критики хорошо оценили ее роли в спектаклях «Возле террасы» М. Громыко, «Когда поют петухи» Ю. Юрьина, «Рельсы гудят» В. Киршона, «Авангард» В. Катаева, «Кочегары» И. Гурского, «Разлом» Б. Лавренева.
Стройная, гибкая, с изящной красивой шеей, горящим взором больших глаз, чеканно пластичная в каждой позе, она приковывала внимание зрителя, стоило ей только появиться в луче прожектора на подмостках. При этом неважно, что порой играла полярных по характеру героинь (например, Манюню из историко-революционной пьесы М. Громыко или взбалмошную Ксению из лавреневского «Разлома»).
Но Стефанию тянуло в родной Минск и в БГТ-1, где начинался ее творческий путь. И в 1931 г. она стала в труппе минского театра яркой «краской» на многие десятилетия.
Грациозная и почти эксцентричная рядом с Владимиром Владомирским и Борисом Платоновым, она завораживала естественностью поведения на сцене, играя вместе с Глебом Глебовым и Владимиром Дедюшко, тонко балансировала в диалогах с Леоном Рахленко и легко подхватывала лукавый гротеск Генриха Григониса. Восхищаясь талантом Станюты, З. Азгур восклицал: «Как она жизненна, до чего правдиво передает терзания и прихоти женской души!»
С возрастом «взрослели» и героини С. Станюты, но не блекли от этого, а становились еще ярче. На сцене Купаловского театра Стефания Михайловна блистала до 95 лет. Ее называли живой легендой, талисманом этого театра. Сама же актриса была невероятно скромной и застенчивой.

Кадр из фильма «Белые Росы»
С 1958 года С. Станюта начала сниматься в кино, проявив себя и здесь оригинальной и очень талантливой киноартисткой. Это особенно касается ее ролей в кинофильмах «Родная страна», «Теща», «Память земли» «Тревожный месяц вересень», «Белые Росы». «Слушаю, чувствую», «Чужое отечество», «Радуница», «Мама, я живой», «Время выбрало нас», «Люди на болоте» и многих других. По мнению кинокритиков, ее лучшая работа в кино — роль Дарьи в фильме «Прощание».
Талант и труд великой актрисы оценили по достоинству. Стефания Михайловна — народная артистка БССР, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии БССР, обладательница различных престижных премий и государственных наград, в числе которых два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов, медаль Франциска Скорины. Она первой удостоена призов «Хрустальная Павлинка», «За выдающийся вклад в профессию» Международного фестиваля актеров кино «Созвездие», премии «За выдающийся вклад в славянский кинематограф» II МКФ «Золотой Витязь». С. Станюту избрали академиком Международной академии театра при Российском благотворительном общественном фонде содействия театру и телевидению «Маски».
Личная жизнь актрисы, увы, была полна испытаний. В годы учебы в Москве она влюбилась в актера этой же студии Василия Роговенко. Пара поженилась. Дирекция выделила молодоженам по 10 рублей. Стефания на эти деньги купила туфли-лодочки и модные тогда фильдеперсовые чулки. Через много лет она рассказывала сыну Александру: «Да, это Вася… Василий Константинович. Видишь, какой он на портрете: тут — это в спектакле нашей студии в Москве. В «Царе Максимилиане» он рыцаря играл… Дети почему-то дразнили его «Минога во фраке»… Да, моя молодость и его молодость!.. Все впервые, все сначала… И все так видится. Будто вчера… Да и потом мы вместе начинали в Витебске. Уже актеры!»
Прожили они вместе недолго, разошлись. Судьба Василия сложилась трагически: в 1930-х его, яркого, компанейского, по нелепому обвинению уволили из театра во время очередной политической кампании. Роговенко 13 лет провел в лагерях.
Со вторым мужем Александром Кручинским, военным-кавалеристом, артистка познакомилась, когда актеров направили учиться верховой езде. Александр был инструктором Стефании. В 1934 году они поженились, в 1936-м родился сын. Но актерская жизнь супруги и ее постоянные разъезды не устраивали ревнивого офицера: он заставлял ее бросить театр. Накануне Великой Отечественной пара разошлась. А после войны Александр попал под сталинские репрессии, из Воркуты так и не вернулся.
В Томске, будучи в эвакуации, Стефания вышла замуж за коллегу гораздо моложе ее. Вскоре в холодном и голодном сибирском городе супруг умер от болезни.
Сын Александр стал ученым-литературоведом, доктором наук, писателем. К 105-летию Стефании Михайловны он издал роман «Городские сны», основанный на ее личных письмах любимым мужчинам.
С. Станюта умерла 6 ноября 2000-го (на 96-м году жизни). Похоронена на Восточном (Московском) кладбище. На могиле установлен памятник (автор — скульптор Владимир Слободчиков). О выдающейся актрисе напоминает мемориальная доска на доме № 19 на пр. Независимости, где она проживала. А в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры есть комната, посвященная С. М. Станюте.
Фото БЕЛТА
Еще материалы рубрики:
ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Откуда у Максима Богдановича была тяга к беларускасці
ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Как Лариса Александровская покорила не только минчан, но и весь мир
ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Как минчанин Аркадий Бриш стал одним из выдающихся ядерщиков XX века
Читайте также:
- Трафальгарская битва, премьера «Зимней вишни» и день рождения Никиты Михалкова. Этот день в истории: 21 октября
- Гибель стюардессы Курченко, фильм «Великий диктатор» и Стена любви. Этот день в истории: 15 октября
- Неистовый темперамент и полное погружение в роль. Вспоминаем приму Купаловского — Лилию Давидович