1200 90

Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»

Евгений Евстигнеев поверил, что на съемках фильма «Старики-разбойники» ему придется прыгнуть с парашютом. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

10

О чем кино

Следователя Николая Мячикова хотят отправить на пенсию по возрасту. Его друг Валентин Воробьев предлагает организовать грандиозное преступление, после раскрытия которого Мячиков прославится и его никто не сможет и не захочет отправлять на заслуженный отдых.

В трудную минуту

Eldar Ryazanov

Эльдар Рязанов

Идея фильма «Старики-разбойники» родилась не при самых радужных обстоятельствах. После премьеры ленты «Зигзаг удачи» (1968) режиссер Эльдар Рязанов хотел осуществить давнюю мечту — снять картину по пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Главную роль должен был сыграть Владимир Высоцкий. Проект сначала разрешили, потом запретили — и так несколько раз подряд. Эльдар Александрович принял события близко к сердцу и попал в кардиологическое отделение одной из московских больниц. На соседней койке лежал мужчина, который заработал инфаркт в результате того, что без всякого предупреждения его отправили на пенсию, лишив любимой работы. Режиссер привык пропускать через себя все житейские ситуации, происходящие вокруг, в поисках идей сценариев. Сюжеты лент рождались из рассказов друзей о курьезных случаях, газетных статей о происшествиях. Про личную трагедию пенсионера из больницы он поведал своему другу и соавтору Эмилю Брагинскому. После выздоровления коллеги засели за сценарий о двух бодрых пенсионерах, совершающих преступление века, и через несколько месяцев материал был готов. На «Мосфильме» литературную основу одобрили практически без замечаний. Высказали пожелание: в сцене ограбления к похищенной картине нужно относиться бережно, не демонстрировать небрежность, а, напротив, показать, что герои ценят предмет искусства, принадлежащий народу, и искренне хотят вернуть его в целости и сохранности. Кстати, в кино задействовали копию реально существующего произведения. Работа Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником», которую похищают герои фильма, хранится в Эрмитаже.

Никакой пани Моники

Emil Braginskij

Эмиль Брагинский

Долгих раздумий по поводу актерского ансамбля у Рязанова не было. С главными героями соавторы определились еще во время написания сценария. С самого начала они представляли себе Евгения Евстигнеева в роли инженера Воробьева и Юрия Никулина в роли следователя Мячикова. Правда, перед Никулиным режиссер испытывал чувство вины. Это ведь он подал идею сюжета картины «Берегись автомобиля» с расчетом на роль Деточкина. Потом уехал на гастроли в Японию с цирком, а Рязанов не стал ждать и отдал роль Смоктуновскому. Роль Мячикова стала своего рода извинением.

Остальных персонажей режиссер быстро распределил между актерами, снимавшимися у него постоянно. В «Зигзаге удачи» Георгий Бурков исполнял роль пьющего ретушера из фотостудии. Тут он прокурор Федор Федяев, начальник Мячикова. Валентина Талызина в прошлой ленте играла скромницу Алевтину Васильевну. Здесь — беззастенчивую секретаршу Федяева. Александр Ширвиндт в эпизоде предстал в образе референта министра.

Andrej Mironov

Андрей Миронов

До встречи на съемках «Берегись автомобиля» Рязанов считал Андрея Миронова мажором. Но потом понял, что сын известных эстрадных артистов Александра Менакера и Марии Мироновой вовсе не пользуется блатом. Он отличный актер. В фильме у него отрицательная роль Юрия Проскудина, который пытается выжить Мячикова и занять его место.

По поводу назначения Ольги Аросевой на роль инкассатора Анны Павловны у Рязанова были большие сомнения. Дело в том, что к 1971 году, когда снималось кино, юмористическая телевизионная программа «Кабачок «13 стульев» пользовалась невероятной популярностью. В ней актриса появлялась в постоянном образе легкомысленной пани Моники, срослась с ним в сознании зрителей. Режиссер опасался, что в роли совестливого инкассатора ее не воспримут. Был уговор: если в кадре появится хоть один штрих из манер пани Моники, будет замена.

Незначительного, но существенного для сюжета персонажа, отнявшего у Мячикова инкассаторский мешок, сыграл заслуженный артист БССР Роман Филиппов, которого зрители непременно вспомнят по эпизоду из «Бриллиантовой руки» и знаменитой фразе «Ты зачем усы сбрил, дурик?». С 1962-го по 1969-й он работал в Национальном академическом театре имени Янки Купалы в Минске, быстро освоил белорусский язык. До конца 1980-х часто снимался на минской киностудии.

Макаронная метель

Большинство натурных сцен снимали во Львове. Видны такие архитектурные ансамбли, как Королевский арсенал, который выдали за здание прокуратуры — место работы Мячикова, Львовская ратуша стала в кадре музеем (вид с улицы). Внутреннюю его часть, в частности лестницу, сняли в Москве на журфаке МГУ. Всадники, которые гонятся за Мячиковым в его жутком сне, — это статуи кондотьеров Гаттамелаты и Коллеони. Их копии находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

У гениев свой подход к кинопроцессу. Евстигнеев никогда не читал сценарий целиком, смотрел только свои сцены. В картине есть эпизод — сон, где в кадре Мячиков спускается с вертолета на веревочной лестнице, чтобы сорвать маску с Проскудина. Когда на съемочной площадке Евгений Александрович услышал, что на завтра назначена сцена с вертолетом, то принял это на свой счет, но не знал, о чем речь. Спросил у Никулина. Тот на полном серьезе ответил: «Ты что, не читал сценарий? Завтра сцена, где мы прыгаем с парашютами. Меня на тренировочные прыжки возили. А тебя разве нет?» И актер поверил, очень разволновался. А в конце дня подошел к Рязанову и стал просить пересмотреть парашютную сцену. Евстигнеев не отставал, пока не выяснилось, что его разыграли.

13Премьера фильма состоялась 7 августа 1972 года. После нее О. Аросева, такая же шутница, как и Никулин, в интервью «Советскому экрану» сказала: в финальной сцене, где герои уходят в метель, снег имитировали дроблеными макаронами. В стране дефицита и сравнительно недавно пережитой войны было не принято расшвыривать продукты. Разразился скандал. Рязанову пришлось писать объяснительную, клянясь, что снег из продуктов не делали, метель сама поднялась, кружения добавили белым конфетти.

Несмотря на прекрасный актерский ансамбль, детективный сюжет, лента не произвела такого фурора, как прежние картины режиссера. Говорили, мол, да, неплохо, но «Берегись автомобиля» лучше. На деле причина в печали, которой авторы приправили сюжет. Он о том, что рано или поздно настает время, когда нужно уступить свое место другим, а так не хочется. Ведь возраст — время пользоваться собственным опытом, а не идти на покой.

Еще материалы рубрики:

Номинирован на «Оскар», но статуэтку так и не получил. Как снимали фильм «Военно-полевой роман»

Почему персонаж Ролана Быкова в фильме «По семейным обстоятельствам» сочли пародией на Брежнева

«Подранки». Рассказываем о фильме, который заставил рыдать зрителей во всем мире

Актер Семен Морозов подрался с режиссером Роланом Быковым. Что происходило на съемках фильма «Семь нянек»

Почему авторов ленты «Женитьба Бальзаминова» обвинили в пропаганде мужеложства

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора