Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»
Евгений Евстигнеев поверил, что на съемках фильма «Старики-разбойники» ему придется прыгнуть с парашютом. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Следователя Николая Мячикова хотят отправить на пенсию по возрасту. Его друг Валентин Воробьев предлагает организовать грандиозное преступление, после раскрытия которого Мячиков прославится и его никто не сможет и не захочет отправлять на заслуженный отдых.
В трудную минуту
Идея фильма «Старики-разбойники» родилась не при самых радужных обстоятельствах. После премьеры ленты «Зигзаг удачи» (1968) режиссер Эльдар Рязанов хотел осуществить давнюю мечту — снять картину по пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Главную роль должен был сыграть Владимир Высоцкий. Проект сначала разрешили, потом запретили — и так несколько раз подряд. Эльдар Александрович принял события близко к сердцу и попал в кардиологическое отделение одной из московских больниц. На соседней койке лежал мужчина, который заработал инфаркт в результате того, что без всякого предупреждения его отправили на пенсию, лишив любимой работы. Режиссер привык пропускать через себя все житейские ситуации, происходящие вокруг, в поисках идей сценариев. Сюжеты лент рождались из рассказов друзей о курьезных случаях, газетных статей о происшествиях. Про личную трагедию пенсионера из больницы он поведал своему другу и соавтору Эмилю Брагинскому. После выздоровления коллеги засели за сценарий о двух бодрых пенсионерах, совершающих преступление века, и через несколько месяцев материал был готов. На «Мосфильме» литературную основу одобрили практически без замечаний. Высказали пожелание: в сцене ограбления к похищенной картине нужно относиться бережно, не демонстрировать небрежность, а, напротив, показать, что герои ценят предмет искусства, принадлежащий народу, и искренне хотят вернуть его в целости и сохранности. Кстати, в кино задействовали копию реально существующего произведения. Работа Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником», которую похищают герои фильма, хранится в Эрмитаже.
Никакой пани Моники
Долгих раздумий по поводу актерского ансамбля у Рязанова не было. С главными героями соавторы определились еще во время написания сценария. С самого начала они представляли себе Евгения Евстигнеева в роли инженера Воробьева и Юрия Никулина в роли следователя Мячикова. Правда, перед Никулиным режиссер испытывал чувство вины. Это ведь он подал идею сюжета картины «Берегись автомобиля» с расчетом на роль Деточкина. Потом уехал на гастроли в Японию с цирком, а Рязанов не стал ждать и отдал роль Смоктуновскому. Роль Мячикова стала своего рода извинением.
Остальных персонажей режиссер быстро распределил между актерами, снимавшимися у него постоянно. В «Зигзаге удачи» Георгий Бурков исполнял роль пьющего ретушера из фотостудии. Тут он прокурор Федор Федяев, начальник Мячикова. Валентина Талызина в прошлой ленте играла скромницу Алевтину Васильевну. Здесь — беззастенчивую секретаршу Федяева. Александр Ширвиндт в эпизоде предстал в образе референта министра.
До встречи на съемках «Берегись автомобиля» Рязанов считал Андрея Миронова мажором. Но потом понял, что сын известных эстрадных артистов Александра Менакера и Марии Мироновой вовсе не пользуется блатом. Он отличный актер. В фильме у него отрицательная роль Юрия Проскудина, который пытается выжить Мячикова и занять его место.
По поводу назначения Ольги Аросевой на роль инкассатора Анны Павловны у Рязанова были большие сомнения. Дело в том, что к 1971 году, когда снималось кино, юмористическая телевизионная программа «Кабачок «13 стульев» пользовалась невероятной популярностью. В ней актриса появлялась в постоянном образе легкомысленной пани Моники, срослась с ним в сознании зрителей. Режиссер опасался, что в роли совестливого инкассатора ее не воспримут. Был уговор: если в кадре появится хоть один штрих из манер пани Моники, будет замена.
Незначительного, но существенного для сюжета персонажа, отнявшего у Мячикова инкассаторский мешок, сыграл заслуженный артист БССР Роман Филиппов, которого зрители непременно вспомнят по эпизоду из «Бриллиантовой руки» и знаменитой фразе «Ты зачем усы сбрил, дурик?». С 1962-го по 1969-й он работал в Национальном академическом театре имени Янки Купалы в Минске, быстро освоил белорусский язык. До конца 1980-х часто снимался на минской киностудии.
Макаронная метель
Большинство натурных сцен снимали во Львове. Видны такие архитектурные ансамбли, как Королевский арсенал, который выдали за здание прокуратуры — место работы Мячикова, Львовская ратуша стала в кадре музеем (вид с улицы). Внутреннюю его часть, в частности лестницу, сняли в Москве на журфаке МГУ. Всадники, которые гонятся за Мячиковым в его жутком сне, — это статуи кондотьеров Гаттамелаты и Коллеони. Их копии находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
У гениев свой подход к кинопроцессу. Евстигнеев никогда не читал сценарий целиком, смотрел только свои сцены. В картине есть эпизод — сон, где в кадре Мячиков спускается с вертолета на веревочной лестнице, чтобы сорвать маску с Проскудина. Когда на съемочной площадке Евгений Александрович услышал, что на завтра назначена сцена с вертолетом, то принял это на свой счет, но не знал, о чем речь. Спросил у Никулина. Тот на полном серьезе ответил: «Ты что, не читал сценарий? Завтра сцена, где мы прыгаем с парашютами. Меня на тренировочные прыжки возили. А тебя разве нет?» И актер поверил, очень разволновался. А в конце дня подошел к Рязанову и стал просить пересмотреть парашютную сцену. Евстигнеев не отставал, пока не выяснилось, что его разыграли.
Премьера фильма состоялась 7 августа 1972 года. После нее О. Аросева, такая же шутница, как и Никулин, в интервью «Советскому экрану» сказала: в финальной сцене, где герои уходят в метель, снег имитировали дроблеными макаронами. В стране дефицита и сравнительно недавно пережитой войны было не принято расшвыривать продукты. Разразился скандал. Рязанову пришлось писать объяснительную, клянясь, что снег из продуктов не делали, метель сама поднялась, кружения добавили белым конфетти.
Несмотря на прекрасный актерский ансамбль, детективный сюжет, лента не произвела такого фурора, как прежние картины режиссера. Говорили, мол, да, неплохо, но «Берегись автомобиля» лучше. На деле причина в печали, которой авторы приправили сюжет. Он о том, что рано или поздно настает время, когда нужно уступить свое место другим, а так не хочется. Ведь возраст — время пользоваться собственным опытом, а не идти на покой.
Еще материалы рубрики:
Номинирован на «Оскар», но статуэтку так и не получил. Как снимали фильм «Военно-полевой роман»
Почему персонаж Ролана Быкова в фильме «По семейным обстоятельствам» сочли пародией на Брежнева
«Подранки». Рассказываем о фильме, который заставил рыдать зрителей во всем мире
Почему авторов ленты «Женитьба Бальзаминова» обвинили в пропаганде мужеложства