Инклюзивная зона, большой музей и много света. Как обновили здание исторического факультета БГУ
Что изменилось в здании исторического факультета БГУ после реконструкции — читайте в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
Прошлое
Вот она, alma mater — исторический факультет БГУ. Я стал его первокурсником 23 года назад. До сих пор помню историю этого здания на улице Красноармейской, 6.
Дом был возведен в 1860-х как жилой для купеческой семьи. В 1906 году здесь открыли Минскую частную, с правами правительственной, мужскую гимназию Зубакина и Фальковича. В 1921-м здание перешло только что созданному Белорусскому государственному университету. Его называли «Дом № 1 БГУ». Фактически в этих стенах началась история главного вуза страны. В нем разместился ректорат, проводили первые лекции, открылась библиотека. После Великой Отечественной войны практически восстановлено из руин. В начале 1990-х сюда переехал исторический факультет БГУ.
Накануне Дня города вновь переступаю порог истфака. Уже как журналист. Экскурсию по новому старому зданию провел декан исторического факультета БГУ, профессор Александр Кохановский.
— Вернулись в родные стены в январе 2025 года, — говорит собеседник. — Переехали в рекордные сроки — всего за четыре дня. Успешное завершение ремонта стало возможным благодаря колоссальной поддержке, которую оказывало руководство страны, Министерства образования и, конечно, университета.
Как теперь выглядит здание факультета? Изменения заметны уже у входа. Простое решение перенести гардероб позволило оборудовать обширную зону отдыха с диванами и со столиками, проникнуть в холл солнечному свету, избежать очередей в буфет…
Первый этаж — инклюзивная зона. Все сделано так, чтобы здесь могли учиться студенты с ограниченными возможностями.
Факультет-музей
В ходе комплексного обследования здания перед реконструкцией специалисты указали, что возвращать спортзал на третий этаж категорически нельзя. Его место заняло обширное музейное пространство: археологическая, этнографическая и нумизматическая экспозиции. Ничто не отвлекает от созерцания артефактов. Потолок и система вентиляции выкрашены в черный. Лампы закреплены на тросах ниже коммуникаций и при включении освещения полностью скрывают их от взгляда посетителя.
На этаже напротив учебных аудиторий разместились отреставрированные копии античных статуй. Они своего рода легенда истфака: их создали специалисты Эрмитажа еще в довоенное время, а в XXI веке отреставрировали!
Вместе экспозиции второго и третьего этажей делают истфак единственным в Беларуси факультетом-музеем.
Под учебные аудитории полностью отведен четвертый этаж. Здесь реализована концепция открытого образовательного пространства.
При реконструкции удалось цветом и светом создать впечатление бо́льших размеров всех помещений. Окна, дающие много света, светлые стены и плитка на полу, современные светодиодные люстры. Вместе все это дает объем, чувство свободы. Исторический факультет БГУ в очередной раз эволюционировал и подстроился под требования XXI столетия.
Мифы и предания
Об артефактах музея сотрудники могут рассказывать часами. Например, о Вищинском денежно-вещевом кладе, найденном студентами во время экспедиции в 1979 году. Когда я был студентом, слышал даже рассказ о призраке, обитающем на истфаке. О существовании подвала первокурсники даже не догадываются, хотя вход туда — на самом видном месте. Дверь на первом этаже, справа от центральной лестницы. Говорили, что за ней можно встретить привидение нашкодившего ученика дореволюционной гимназии Фальковича. За проступки его закрыли в подвале и забыли отпустить…
Эта история в свое время была нужна, чтобы подбодрить студентов перед выездом на археологическую практику. Чтобы они быстрее вынесли из подвала хранившиеся там матрасы, палатки, лопаты, полевую кухню и другой скарб.
— Такие легенды едва ли нужны современным студентам, — говорит Александр Кохановский. — Ребята и так очень мотивированы. С самого начала знают, куда и зачем поступают, что будут изучать. Обновленный факультет дает несравнимо больше возможностей для развития и творчества! Помимо классических направлений истории, мы все больше внимания уделяем инновационным и междисциплинарным направлениям, открываем дополнительные специальности. Пишем новую главу истории нашего факультета.
— Там наши старые знакомые, — показывает на расположенную рядом СШ № 4 Александр Кохановский. — И база для прохождения педагогической практики.
Особенно сдружились мы с педколлективом школы во время капремонта. Оба здания признаны историко-культурной ценностью, реконструкция в них шла параллельно. Мы обменивались опытом, ходили друг к другу, чтобы подсмотреть оригинальные решения, которые можно воплотить у себя.
Фото Сергея Мицевича