«Инспекторы помогли найти работу, и я стал на путь исправления». Как осужденным помогают трудоустроиться
После освобождения из колонии человек в течение трех дней должен стать на учет в РУВД. Ему выдают направление в управление занятости, а также в территориальный центр социального обслуживания населения. Как осужденным помогают вернуться в социум и найти работу, выяснила корреспондента агентства «Минск-Новости».
Возвращаясь из мест лишения свободы, граждане становятся на учет в уголовно-исполнительной инспекции. И с этого момента инспекторы контролируют их поведение и образ жизни, помогают в социальной адаптации, проводят воспитательную и профилактическую работу. Такое индивидуальное сопровождение осужденных не только позволяет им избежать повторения криминального прошлого, но и дает шанс на выстраивание полноценной жизни.
Начальник уголовно-исполнительной инспекции милиции общественной безопасности Московского РУВД Александр Литвинчук:
— В республике разработан алгоритм поддержки такой категории граждан, чтобы помочь им вернуться в социум, приступить к труду и наладить жизнь. Простой пример. Человек находился в колонии 15 лет. Вернулся. За это время прогресс шагнул далеко вперед, и такие люди нередко теряются. Наша задача — в первую очередь оказать им содействие в трудоустройстве. Не секрет, что для осужденного, вне зависимости от того, какое преступление он совершил, его запятнанная биография может стать препятствием для получения работы. Решением городского исполнительного комитета на столичных предприятиях забронировано около 200 вакансий для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Чаще всего предлагаются рабочие специальности. Кроме того, на базе уголовно-исполнительной инспекции Московского РУВД проводим профилактические мероприятия, куда приглашаем тех, кто недавно вышел из колонии или сейчас отбывает наказание, не связанное с лишением свободы. На встречу с ними приходят представители предприятий и организаций города, рассказывают об имеющихся вакансиях, условиях трудоустройства. Так, недавно выступали сотрудники отдела кадров компании «Атлант», МАЗа и МТЗ.
Например, в последнем, предлагают достойную зарплату: в литейном цеху рабочему — 2 300 рублей.
— При этом, если человек не имеет квалификации, специальности, то для начала его могут устроить дворником, — продолжил А. Литвинчук. — Сегодня мы обеспечиваем контроль и профилактическое наблюдение за почти 1 800 лицами, имеющими судимость. Из них около 420 — трудоспособные граждане, которые еще не работают. Это та группа людей, с которой мы активно взаимодействуем, чтобы привлечь их к труду. Воспитать взрослого человека, повлиять на его мировоззрение, характер и мышление довольно сложно, но положительных примеров все же достаточно. Так, у нас на учете состояла женщина, которая в юности погубила свою жизнь. Употребляла наркотики, была лишена родительских прав, отсидела в тюрьме. Благодаря работе уголовно-исполнительной инспекции она, освободившись, не пошла дальше по наклонной, а трудоустроилась, вернула в семью ребенка. Теперь выступает на профилактических мероприятиях, рассказывая о своем опыте исправления и о том, через что ей пришлось пройти.
Вадим Сержанович, 21 год. Получил три года «домашней химии» за драку.
Сейчас молодой человек занимается мойкой машин. Это дело ему нравится, он готов развиваться в сфере автосервиса. Но такие амбиции и любимая работа были не всегда. Три года назад, когда Вадиму только исполнилось 18 лет, парень отдыхал с друзьями на природе. Шашлыки, алкоголь… В разгар веселья к компании подошел мужчина, тоже подшофе.
— Слово за слово, и мы с ним подрались. Правда, тогда ничто не предвещало беды. Разошлись по домам. Но спустя несколько дней мне в дверь позвонили сотрудники правоохранительных органов. Оказывается, я нанес этому человеку тяжкие телесные повреждения, и он попал в больницу, — вспоминает парень. — Началось расследование. Затем суд. Мне дали три года «домашней химии». Осознание того, что я преступник и не просто нарушил закон, а покалечил человека, вызывало во мне чувство боли, угнетенности. Я не видел перед собой будущего. У мамы из-за этой ситуации подорвалось здоровье. Но инспекторы помогли мне найти работу, и я стал на путь исправления.
Вадим с тех пор не употребляет алкоголь, распрощался с дурной компанией.
— У меня появился шанс на условно-досрочное освобождение. Коплю на автомобиль и планирую получить права, а еще помочь маме с ремонтом в квартире, — делится юноша. — Инспекторы меня поддержали, не отвернулись.
Николай Колодник, 31 год. Осужден за оскорбление сотрудника милиции.
Успешный, уверенный в себе молодой человек. Развивает свое дело: он директор фирмы по производству автостекол. При этом отбывает наказание: приговорен к ограничению свободы «в домашних условиях». В 2020-м написал в Telegram сотруднику милиции оскорбительное сообщение.
— Это было неуважительное обращение к совершенно незнакомому человеку. С ним лично не встречался. Наверное, попал под воздействие социальных сетей, в которых в тот период активно распространялись различного рода призывы к незаконным действиям, — вспоминает Николай.
Спустя несколько дней к нему пришли сотрудники милиции.
— Прошел обыск квартиры, мне надели наручники. Не понимал, что меня ждет. Несколько суток провел в заключении. С прежней работой пришлось попрощаться: я был администратором в мастерской по кузовному ремонту авто. Опрометчивый, необдуманный поступок сильно повлиял на мою жизнь и имел серьезные последствия, — рассказывает Николай. — Мне назначили штраф и два года «домашней химии».
Николай говорит, что в уголовно-исполнительной инспекции ему помогли в рамках такого строгого режима начать строить свою жизнь.
— Я вышел из зоны комфорта, нашел здесь психолога, начал мыслить по-другому, понял, что нужно двигаться дальше. Поскольку до судимости я открыл ИП, принял решение развивать свой маленький бизнес. Сейчас в моем штате шесть человек, намерен расширять деятельность, — поделился планами молодой человек.
Инспектор, который работает с подобной категорией граждан, должен не только обладать психологическими знаниями, но и иметь твердость, решимость, а также постоянно совершенствовать навыки в нормативно-правовой базе.
Смотрите также: