izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Институт социологии НАН — 66,2 % минчан пожилого возраста удовлетворены качеством медобслуживания

Как минские пенсионеры оценивают медицинские и социальные государственные услуги, выяснили ученые НАН Беларуси. Подробнее — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости.

mediczina – dispanserizaczii pozhoga 12 kopiya

В конце третьего квартала 2024 года Институт социологии Национальной академии наук провел исследование об отношении пенсионеров к важнейшим социальным услугам. Ученые опросили по телефону 600 респондентов от 58 лет в Минске, а также в областных городах, отдельных райцентрах и сельских населенных пунктах. О результатах опроса в столице рассказал руководитель Центра оперативных исследований Института социологии НАН Беларуси кандидат социологических наук, доцент Александр Бельский.

По состоянию здоровья

— Предположим, медицинская помощь занимает 1-е место по важности для жизни пенсионеров. Насколько ею довольны минчане и как они оценивают ее качество?

— В целом жители столицы отметили высокую удовлетворенность медицинским обслуживанием. Такое мнение высказали 66,2 % респондентов. Однако 26,9 % оно не устраивает, а 6,9 % затруднились с ответом.

— Каких улучшений хотят пенсионеры Минска в работе учреждений здравоохранения?

— В опросе эту проблематику подробно не рассматривали. Предметной оценке населением медицинских услуг посвящено наше отдельное исследование. Его результаты получим в конце 2024-го. Мы продуктивно сотрудничаем с Министерством здравоохранения и Республиканским научно-практическим центром медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения.

grafik 1 kopiya

— Тогда давайте остановимся на оценке жителями столицы работы учреждений социального обслуживания. Для людей пенсионного возраста они также очень важны.

— Как показало исследование, сложившаяся в стране система социального обслуживания минских респондентов в целом устраивает. Ее работой удовлетворены 60 %. Недовольны всего 9,2 % опрошенных. Но количество затруднившихся с ответом оказалось значительным — 30,8 %.

— С чем это связано?

— Абсолютному большинству участников нашего исследования в столице не требуется посторонняя помощь в повседневной жизни. Вместе с тем 6,9 % респондентов нуждаются в ней при покупке продуктов и необходимых товаров, 6,2 % — при оплате коммунальных платежей. Еще 4,6 % участников опроса отметили, что не могут выйти на улицу самостоятельно. Для уборки в квартире, а также в выписке и приобретении лекарств помощь необходима 3,8 %, при получении пенсии и других пособий — 3,1 %. Менее 3 % респондентов указали, что не способны сами выполнять простейшие бытовые задачи, например пользоваться ванной или душем, одеваться, вставать с кровати, принимать пищу и так далее. Также 91,5 % опрошенных в Минске имеют в окружении родных и близких, к которым они могут обратиться за помощью. Однако 7,7 % остаются с проблемами наедине. Затруднились с ответом 0,8 % респондентов.

grafik 2 kopiya

Заслуженный отдых

— Какие социальные услуги минчане пожилого возраста считают наиболее привлекательными?

— Столичные пенсионеры отдают предпочтение санаторно-курортному лечению. При необходимости им воспользовались бы 63,8 % участников опроса. 2-е место по значимости заняли программы медицинской реабилитации. Они актуальны для 55,4 % респондентов. Далее идут физкультурно-оздоровительные услуги (46,2 %) и медико-социальная помощь (37,7 %). Что касается перспективы различных форм проживания, то воспользоваться услугами пансионатов в случае необходимости готовы всего 20 % горожан. Замещающая семья устроит только 10,8 % опрошенных. На условия договора пожизненного содержания с иждивением согласны лишь 6,9 % респондентов. Это говорит о том, что минские пенсионеры все же предпочитают находиться в собственной квартире или доме и до конца дней сохранять связь со своей семьей, если она у них есть.

grafik 1

Под угрозой

— Пенсионеры чаще других страдают от злоумышленников. С развитием интернета и цифровых технологий риск попасть в их сети особенно высокий. Насколько жители столицы информированы о таких угрозах и готовы им противостоять?

— Данные исследования показали, что с мошенничеством сталкивались 58,5 % опрошенных. Большинство из этого числа (89,5 %) ущерба при этом не понесли. Однако каждый десятый респондент (10,5 %) пострадал от деятельности злоумышленников.

— Как будут действовать минские пенсионеры, если столкнутся с мошенническими схемами?

— Главное — они понимают, что необходимо обращаться за помощью в компетентные органы. Подавляющее большинство — 74,6 % — пойдут в милицию. Еще 15,4 % попросят о помощи друзей или родственников. Тем не менее 8,5 % респондентов сказали, что не будут обращаться за помощью. Другие варианты указали 2,3 % участников опроса. Затруднились ответить 3,8 %.

Читайте также:

Смотрите также:

Особенности начисления пенсий и пояснения к Указу Президента «О социальной поддержке»Особенности начисления пенсий и пояснения к Указу Президента «О социальной поддержке»
Вечерний Минск: поддельная икра и отсутствие автобусов. Актуальные темы с 9 по 15 декабряВечерний Минск: поддельная икра и отсутствие автобусов. Актуальные темы с 9 по 15 декабря
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Восстановление освещения и не только. Что еще обсудили во время прямой линии в Первомайском

Прямую линию провела и на вопросы жителей ответила заместитель главы администрации Первомайского района Любовь Букаткина 14 декабря, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

telefon 2 e1574407139635 2

Антонина Марковна, проживающая на ул. Водолажского, рассказала, что в их доме пропало освещение в местах общего пользования.

Как быть? — поинтересовалась заявительница. Понятно, что у нас не аварийная ситуация, но ходить по темным лестницам в ожидании начала рабочей недели очень неудобно.

— Думаю, эту проблему мы решим быстро, — пообещала заместитель главы администрации и перезвонила в городскую аварийную службу. Еще до окончания прямой линии руководитель «аварийки» сообщил, что освещение восстановлено, что подтвердила и сама заявительница, поблагодарившая местную власть за оперативность.

Несколько дольше придется ожидать Татьяне Михайловне с ул. Городецкой, которая рассказала о проблемах со стенами. В части квартиры они влажные и чернеют.

— Чтобы принять верное решение, нужно оценить вашу ситуацию в зимнее время, когда столбик термометра опустится до –10, — пояснила Л. Букаткина. — Сможете выдержать еще некоторое время, чтобы проектировщики приняли верное решение? А я буду держать ваш вопрос на контроле.

В одном из домов на пр. Независимости меняли стояки водоснабжения и канализации.

— А заделать пробитые стены никак не могут! — пожаловался один из жителей.

— Не переживайте, до Нового года эти работы будут выполнены, — успокоила заявителя заместитель главы администрации. — Просто они начнутся после того, как трубы заменят во всех квартирах.

Сделать поручень на самом нижнем марше лестницы в подъезде попросила пенсионерка с ул. Кнорина.

— Ваш подъезд должны осмотреть специалисты, и если технические возможности позволяют, поручень будет установлен, — пообещала Л. Букаткина.

Кроме этого, в ходе прямой линии жители района задавали вопросы, связанные с начислением оплаты за коммунальные услуги, интересовались правилами обустройства контейнерных площадок и даже доставки пенсий. Все обращения были зарегистрированы, ответы на них заявители получат в установленные законом сроки.

Кто должен возмещать стоимость случайно разбитого в магазине товара — рассказала судья

В редакцию поступил вопрос от читательницы. Женщина интересовалась, обязан ли посетитель магазина возмещать стоимость случайно разбитой в торговом зале бутылки. Пояснения дала судья судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Елена Шемет, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

pavel rusak 7 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

«Недавно попала в неловкую ситуацию. Пытаясь разминуться в узком проходе магазина с другим покупателем, случайно задела корзинкой стоявшую на самом краю стеллажа бутылку дорогостоящего спиртного, которая упала и разбилась. Должна ли я при таких обстоятельствах возмещать торговой точке ущерб?» — Ангелина.

— Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законодательством или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 429 Гражданского кодекса Республики Беларусь), — объяснила Е. Шемет. — Поскольку в данном случае товар (бутылка спиртного) не был передан покупателю, риск его случайной гибели несет продавец — собственник товара. Оснований для возмещения им ущерба продавцу не имеется.