«Интервенция». Как снимали легендарный фильм
Когда режиссер Геннадий Полока понял, что его фильм «Интервенция» положат на полку, то совершил уголовно наказуемое деяние: вынес копию ленты из студии и хранил ее 20 лет в тайнике. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В основу сюжета легли реальные события 1919 года: оккупация Одессы войсками Антанты, борьба подпольщиков с интервентами.
Опасная идея
В 1951-м 21-летний Геннадий Полока окончил актерское отделение Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, после этого поступил во ВГИК на режиссуру. После получения диплома снимал документалистику. А первую художественную картину «Чайки над барханами» Геннадию доверили в 1960 году на «Туркменфильме». Кино повествовало о строительстве водоканала в пустыне. Когда руководство студии увидело отснятый материал, то пришло в ужас: картина была о неурядицах на стройке. В Средней Азии всегда больше предпочитали похвалу, чем критику. Постановщика попросили перемонтировать ленту, сделав ее более жизнеутверждающей. Он отказался. Тогда туркменское начальство возбудило против строптивого режиссера уголовное дело. На статьи не поскупились. Со слов самого Полоки, приплели контрабанду наркотиков, золота и оружия! История длилась полтора года, до тех пор, пока не вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева.
Следующий фильм режиссера, «Республика ШКИД» (1966), созданный на «Ленфильме», имел небывалый успех. Поэтому Геннадию Ивановичу решили доверить снять к 50-летию революции ленту по пьесе Льва Славина «Интервенция», написанной в 1932-м. По сути, это историко-революционное произведение о героизме подпольщиков в годы Гражданской войны. Однако драматург Славин привнес в него сатиру, эксцентрику и яркость характеров, что при постановке в театрах выглядело уместным. В кино же о революции в те времена привыкли видеть почти документальное повествование. Неслучайно сцену из фильма «Октябрь» (1927) Эйзенштейна о взятия Зимнего дворца многие воспринимали как натуральную кинохронику.
Аргументируя тем, что из-за однотипности формы подачи в кинофильмах молодежь утратила интерес к теме революции, режиссер предложил Льву Славину сделать картину, пользуясь методиками театра 1920-х. То есть создать буффонаду и даже мюзикл! На удивление автор пьесы согласился с концепцией. Очевидно, Славин забыл, что кинематограф в СССР всегда оставался бóльшим идеологическим инструментом, чем театр, и чиновники не принимали в нем иных подходов, кроме соцреализма, когда речь шла о революции.
Высоцкий вместо Козакова
Поскольку Геннадий Полока искал актеров-соратников, он бросил клич в актерской среде, и на кинопробу пришли десятки исполнителей. Театр на Таганке в те весенние дни 1967 года гастролировал в Ленинграде. Высоцкий пришел на «Ленфильм» вместе с другом Всеволодом Абдуловым, который хотел сыграть студента Евгения Ксидиаса. Но попытка оказалась неудачной. Образ достался Валерию Золотухину — помогли его вокальные данные.
На главную роль революционера Бродского уже утвердили Михаила Козакова. И все же режиссер предложил Высоцкому пройти кинопробы. Все увидели, что нужный для этой роли трагикомический каскад лицедейства больше свойственен Владимиру Семеновичу. И Козакова заменили на него. Диссидентом его в те годы не считали, поэтому руководство не чинило препятствий. Однако члены редколлегии сомневались, хватит ли Высоцкому природной кинематографической органики, ведь в середине 1960-х он считался сугубо театральным актером, почти не снимался в кино. Свое слово за Владимира сказал корифей «Ленфильма» Григорий Козинцев. С режиссером «Юности Максима» (1934) и «Гамлета» (1964) спорить не стали.
Забавный случай произошел с режиссером Марленом Хуциевым, однокурсником Полоки. Постановщик по старой дружбе пригласил его на роль французского главнокомандующего генерала д’Ансельма. Марлен в течение месяца учил французский текст. А в готовой ленте вместо вымученного французского Хуциева озвучили гоготанием гуся. Этакий комический прием осмеяния представителя Антанты. Однако Марлен Мартынович обиделся всерьез!
Наш земляк Ефим Копелян хотел отказаться от роли бандита Филиппа, которому в кадре нужно было исполнить песню «Гром прогремел», поскольку у актера отсутствовали вокальные данные. Поставить голос и сделать музыкальный номер помог Высоцкий, и если обратить внимание на исполнение композиции Копеляном, то интонации Владимира Семеновича слышны.
Копелян, Золотухин, Высоцкий стали не единственными звездами в ленте. Роли в фильме исполнили Валентин Гафт, Сергей Юрский, Ольга Аросева и другие известные актеры.
Рисковый прыжок
Кино снимали в Одессе и Ленинграде. На «Ленфильме» выстроили масштабные декорации. По павильону ездил автомобиль, актеры самостоятельно исполняли сложные трюки. Например, Высоцкий отказался от помощи дублеров. В сцене захвата контрразведкой друзей его персонажа он настоял на использовании балюстрады балкона, с которого лестница спускалась прямо в павильон. Актер сказал: «Пусть за мной гонятся солдаты, я взбегаю по лестнице, деремся наверху, я их разбрасываю, прыгаю через перила вниз, и здесь продолжаем сцену». Постановщик трюков засомневался, так как высота была около семи метров. Но Владимир Семенович настаивал. Сделали несколько дублей. В последнем кинокамера дала сбой, оператор в последний момент крикнул: «Стоп!» Актер попробовал в полете ухватиться за перила, но упал на пол, повредил ногу. Следующую неделю Высоцкому перед выходом на площадку кололи обезболивающее.
Случались и смешные прецеденты. По сценарию персонаж по имени Санька-цветочница должна была дать герою Золотухина звонкую оплеуху. Чтобы разозлить актрису, режиссер посоветовал Валерию Сергеевичу за кадром обозвать ее жабой. Но за девять дублей пощечина так и не показалась постановщику хлесткой. И тогда Золотухин в слове «жаба» заменил две средние буквы на «о» и «п». Тут же последовал звучный удар — и сцена удалась!
В связи с тем, что картину снимали к юбилею революции, принимали ее на самом высоком уровне. Секретарь ЦК КПСС Петр Демичев заявил: кино политически чуждое, балаган вместо революционного пафоса. Исполнитель блатных песен Высоцкий не имеет права играть большевиков. И вообще, почему фамилия главного героя Бродский? Это же окололитературный трутень, осужденный в 1964 году за тунеядство (когда в 1932-м пьеса была в процессе написания, поэт Иосиф Бродский еще не родился!).
Полока понял, что картину либо смоют с пленки, либо перемонтируют до неузнаваемости. И тогда он вынес копию ленты из студии и хранил ее 20 лет в тайнике до тех пор, пока 10 мая 1987 года не разрешили премьеру фильма.
Судьба свела режиссера с Высоцким еще раз. В 1978-м Геннадий Иванович работал худруком творческого объединения «Экран». Именно он добился от председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина назначения Владимира Семеновича на роль Жеглова в мини-сериале «Место встречи изменить нельзя».
Еще материалы рубрики:
«Балтийское небо». Как создавали первую советскую киноленту о трагедии блокадного Ленинграда
«Валентин и Валентина». Табаков сказал Зудиной перед съемками: «Пусть режиссер снимет тебя голой!»
Во время съемок этого фильма Минск и Берлин поджигали и взрывали по-настоящему
Как Алексей Герман добился снятия запрета со своего фильма «Мой друг Иван Лапшин»
Смотрите также: