Интимные подробности и деньги: как отвечать на провокационные вопросы рекрутера на собеседовании
Чтобы расположить к себе рекрутера, люди интуитивно начинают использовать «подстройку». Как «застолбить» за собой вакантное место и справиться с неудобными вопросами на собеседовании, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала психолог Центра успешных отношений Наталья Аракелян.
Вызвать симпатию: уловки
— Чтобы произвести на рекрутера хорошее впечатление, крайне важно поработать над восприятием себя. Мы часто общаемся подтекстами, которые пробиваются сквозь пласт основной информации. Получается, если человек говорит с работодателем уверенно, но его не покидает внутреннее ощущение «я недостаточно хорош для этой должности», рекрутер, скорее всего, кандидата считает, — отметила психолог.
Когда установка диаметрально противоположная («я достоин занять место в данной компании»), то кандидат подсознательно начинает действовать через «подстройку». Если кратко, это состояние, когда человек начинает копировать (но ненавязчиво и аккуратно) позу, жесты, голос собеседника. Применение данной техники чаще всего вызывает положительную реакцию со стороны специалиста по подбору персонала.
Важно понимать, что правильная «подстройка» не является стопроцентным зеркалом. И перед тем как использовать такую тактику на собеседовании, лучше на ком-нибудь потренироваться.
— Однако, чтобы произвести на рекрутера хорошее впечатление, исключительно этого приема будет маловато. Еще одним плюсом в вашей копилке окажется наличие знаний о деятельности компании — соответствующую информацию можно найти в Сети. Подготовка к собеседованию важна. Она помогает глубже вникнуть в работу потенциальных коллег и понять, подходит ли вам вакансия, — продолжила Н. Аракелян.
Также хорошее впечатление о себе можно сформировать, если, допустим, сказать, что вы заметили на сайте предприятия ошибку и знаете, как ее исправить (актуально для тестировщика и не только). Предложить стратегию развития определенного направления деятельности или сотрудничества (все зависит от того, о какой вакансии мы говорим) — тоже будет разумным шагом.
— Так вы покажете не только глубокое понимание деятельности компании, но и свою экспертность, — добавила специалист.
Перед тем как искать способы произвести благоприятное впечатление на работодателя, крайне важно настроить себя позитивно, но при этом допускать, что вы можете столкнуться с отказом. И это вовсе не всегда связано с личными качествами или умениями человека — вас могут не принять просто из-за того, что компания нашла работника подешевле.
Как быть с отрицательными качествами
Достаточно часто рекрутеры задают кандидату вопрос, касающийся его отрицательных качеств. Как не наговорить лишнего и стоит ли скрывать свои «темные» стороны?
— Человек с идеальным профессиональным прошлым. В такое сложно поверить. Поставьте себя на место специалиста по подбору персонала — положительных с ног до головы людей не бывает, у всех есть определенные слабости, — объяснила Н. Аракелян. — Для формирования доверительной атмосферы лучше рассказать о своих негативных качествах, но оглашать трехтомный список недостатков будет лишним. Тут нужно подумать над подачей информации и чувствовать баланс между плохим и хорошим.
Кстати, и недостатки можно преподнести в выгодном для себя ключе. Например: «Я слишком педантичный». Вроде отрицательный момент, но для собеседника это означает, что для вас важны качество и наилучший результат в работе.
— Кроме этого, в ответе на вопрос о недостатках уместно пошутить, но при этом не пересекать грань. Пример: «Моя основная проблема — чрезмерная любовь к кофе. Мне нужно 10 кружек в день. Зато напиток дает мне энергию и в значительной степени влияет на продуктивность». По сути, недостаток озвучен, но реакция на признание не окажется негативной, — уточнила специалист.
Также можно рассказать рекрутеру, как вам удалось превратить недостатки в достоинства. Постарайтесь вспомнить (или подготовьте заранее) несколько историй, когда вам было сложно справиться с задачей, но переломить ситуацию и выйти из нее победителем все-таки получилось. Расскажите, чему вас научил такой опыт.
— Вот пример удачного ответа менеджера по продажам: «Я понял, что моя слабая сторона — «холодные» продажи. Мог полдня просидеть у телефона, не решаясь набрать номер потенциального клиента, поэтому сходил на тренинг по активным продажам. Используя новые знания, я легко выполнил план по «холодным» звонкам, — рассказала Н. Аракелян.
Спрашивая кандидата о его недостатках, рекрутер пытается понять, насколько адекватно человек себя оценивает, знает ли свои сильные и слабые стороны.
Провокационные вопросы
На некоторых собеседованиях вас могут выбить из колеи неожиданными вопросами: сколько теннисных мячиков можно вместить в автобус или является ли Бэтмен супергероем.
— Так рекрутеры проверяют стрессоустойчивость и тип мышления человека, — объяснила Н. Аракелян. — В других ситуациях может быть и такое, что у директора компании есть своя «фишка». Например, он набирает только тех людей, которые болеют за его любимый футбольный клуб. Тогда, конечно, HR-специалист будет интересоваться вашими предпочтениями в спорте.
Вопросы могут затрагивать личную жизнь кандидата. Например, «Какая ваша любимая поза в сексе?» В таких ситуациях рекрутер анализирует умение человека отстаивать личные границы. Так что подумайте дважды, перед тем как выдать подробности интимной жизни.
— Здесь можно ответить вопросом: «Скажите, пожалуйста, с какой целью интересуетесь? Мне кажется, эта информация личная, и я не хочу обсуждать такое на собеседовании». Альтернативный вариант — перевести все в шутку и плавно сместить фокус диалога. При этом важно проявлять доброжелательность, не уходить в агрессию и помнить, что вы сейчас находитесь в партнерской позиции — не в роли ученика, который должен подчиняться и отвечать на каждый вопрос, — подчеркнула специалист. — Вы точно так же можете интересоваться чем-то у работодателя, в том числе провокационным.
То есть кандидат может спросить, как устроен HR-бренд компании, процесс собеседования.
— Вопросы работодателю можно задавать любые, первостепенно те, которые вас на самом деле волнуют. Кого-то может интересовать гибкость графика или функционал работы. На ступень выше в глазах рекрутера вас поднимет вопрос о стратегии и главной миссии организации, о том, есть ли для вашей работы коэффициент эффективности и т. д., — пояснила психолог.
Еще одна болевая точка собеседований — вопрос о деньгах, которые вы хотели бы получать за свою работу. При ответе специалист рекомендует называть «вилку», где точка А — минимальная сумма, а точка В — дальнейшая.
После озвученного наблюдайте за реакцией специалиста. Если смущение или удивление — сумма для работодателей слишком внушительная. Тогда можно сделать шаг назад и очертить, что вы готовы рассматривать различные предложения: все зависит от объема работы, дополнительных бонусов, наличия в компании перспективы роста и т. д. Для многих продвижение по карьерной лестнице оказывается более ценным, чем лишние 200 рублей к зарплате.