ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как случайный снимок сподвиг Л. Щемелёва написать «Маргариту»
Чем вдохновился народный художник Леонид Щемелёв перед тем, как написать портрет «Маргарита», корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала заведующая филиалом ГУ «Музей истории города Минска» «Городская художественная галерея произведений Л. Д. Щемелёва» Анна Ясюк.
В 2003 году Л. Щемелёв подарил столице 60 живописных полотен, которые были созданы в период с 1970-х до начала 2000-х годов. Долгое время они выставлялись в Городской художественной галерее произведений Л. Д. Щемелёва, открывшейся в то же время в Серебрянке. В 2015 году новая экспозиция разместилась в здании — памятнике архитектуры конца ХVІІІ — начала ХІХ века, расположенном на ул. Революционной, 10. С тех пор фонды галереи постоянно пополняются не только живописью и графикой, но и документами, фотоматериалами, а также личными вещами знаменитого ученика пейзажиста Виталия Цвирко.
Один из подаренных, но еще не выставленных предметов архивного фонда — оригинальная фотография, на которой изображена старшая дочь мастера Маргарита Щемелёва — художник текстиля, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма Белорусской государственной академии искусств. Автор снимка — фотохудожник Маргарита Тренина. Именно с него началась история живописного портрета «Маргарита», написанного в 1991 году.
— Фотография сделана в 1980-е годы известным белорусским мастером Маргаритой Трениной, соседкой Маргариты Леонидовны. Однажды фотохудожница позвала ее на съемку, а та с удовольствием согласилась. Образ героини получился неординарным: фотограф предложила заменить блузку юбкой, тем самым добавив еще большей индивидуальности и изысканности облику. Дополнила наряд белая шляпка, также представленная в экспозиции. Ее связала родоначальница современного соломоплетения Вера Гаврилюк, возродившая древние приемы изготовления соломенных фигурок. К слову, кружевной головной убор еще долгое время пользовался спросом у всех подруг дочери художника. В нашей галерее он также представлен, — рассказала А. Ясюк.
По словам заведующей филиалом, М. Тренина продолжила эксперименты: она наложила на снимок дополнительные эффекты, тем самым создав авторскую технику. Разнообразие художественных приемов, в основе которых лежит ручная раскраска по черно-белой фотографии, чувство цвета и женская эмоциональность создают особый авторский мир, открытый для зрителя и радующий его своей гармонией и красотой. Этот снимок спустя несколько лет случайно обнаружил Л. Щемелёв в одной из столичных газет. Как истинный эстет, художник сразу же взялся за кисти и перенес портрет с фотографии на холст, но уже сквозь призму собственного видения.
А чем привлекателен портрет? Юная Маргарита изображена в три четверти на желтом фоне. Ее глаза закрыты, а мягкий свет нежно прикасается к чувственным губам и волосам пшеничного оттенка. Образ, излучающий тепло, загадочный и задумчивый. Л. Щемелёв показывает девушку мягкой, поэтичной натурой, сосредоточенной на своем внутреннем состоянии.
В начале 2025 года картину и шляпу, представленные в постоянной экспозиции «Леонид Щемелёв — ЗЕРКАЛО ЭПОХИ», дополнит черно-белая фотография авторства М. Трениной. История «Маргариты» продолжается.
Фото Алексея Столярова
Читайте также:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как Май Данциг создал настоящее признание в любви родному Минску
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как жил и творил художник, написавший «Партизанскую мадонну»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Его называли русским Сезанном. Рассказываем про художника Илью Машкова
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Чем вдохновлялся и как писал свои шедевры лучший ученик Репина