ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. О чем «Ностальгия» Л. Щемелёва, и кто автор изображенного на картине бюста
Народного художника Беларуси Леонида Дмитриевича Щемелёва не стало четыре года назад, 14 января 2021 года. Ушел из жизни талантливый мастер, ученик Виталия Цвирко, а вместе с ним и истории создания некоторых произведений. Скульптура какого автора изображена на полотне «Ностальгия»? По каким признакам определили авторство бюста, который также находится в галерее? Подробности этой истории корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала заведующая филиалом ГУ «Музей истории города Минска» Галерея искусств Леонида Щемелёва Анна Ясюк.
Один из выставочных залов посвящен натюрмортам. На картинах изображены пышные букеты, скульптуры и другие личные вещи мастера. Колорит живописных полотен насыщенный, сочный. Думаю, на натюрморты Л. Щемелёва стоит смотреть еще и для того, чтобы зарядиться энергией. Терапия цветом! Однажды у него спросили, почему на картинах столько ярких цветов. Он ответил: «А зачем показывать грусть, разочарование, боль?.. Этого так много в жизни! Я хочу показывать людям радость».
Среди всех работ выделяется «Ностальгия», написанная в серо-голубых и темно-синих оттенках. На ней изображен бюст девушки и медная ваза с тремя белыми розами. Возле картины — та самая скульптура, которую в середине 1990-х написал художник.
— Понятие «натюрморт» у Леонида Щемелёва немного отличается от привычного — «мертвая природа». Как писал искусствовед и близкий друг художника Борис Крепак: «Щемелёву гораздо ближе подход голландских художников XVII века, которые именовали жанр натюрморта stilleven — «застывшая жизнь». Леонид Дмитриевич на своих полотнах показывал мир предметов, живущих своей тихой жизнью. Он зачастую применял в работах этого жанра застывшие образы человеческой жизни — скульптура, фотография или элемент одежды. Так или иначе, натюрморты мастера — это размышления о вечности и зыбкости времени, — говорит А. Ясюк, рассматривая работу художника.
Известно, что Л. Щемелёв многое собирал в своей мастерской: фотографии, открытки, вырезки из газет… А сколько цветов и подарков ему дарили! И многое он запечатлевал, давая этим предметам вторую жизнь.
— После ухода из жизни Леонида Щемелёва, которому сегодня исполнилось бы 102 года, огромную мастерскую площадью 100 кв. м нужно было освободить. Полотен было много: на стенах, стеллажах. Вдове художника Светлане Щемелёвой даже пришлось выделить в квартире комнату. Самые большие картины были переданы на длительное временное хранение, а многие личные вещи пополнили фонды нашего музея. Я запомнила тот день, когда мужчины разгружали фуру, а залы галереи постепенно заполнялись «свидетелями времени». Мне и моим коллегам предстояла масштабная работа. Все прибывшее наследие нужно было постепенно распределить, сфотографировать, атрибутировать. И когда все вещи выгрузили, я еще раз осмотрела зал, и мой взгляд упал на бюст. Промелькнула мысль: «Что-то очень знакомое… Где-то я его видела». Сравнили с изображением на картине «Ностальгия». Один в один. Как оказалось, мастер написал эту скульптуру, — вспоминает заведующая галереей.
Затем возникли следующие закономерные вопросы: кто ее автор, и кто она, эта красивая девушка? Или это собирательный образ? Подсказка одна: инициалы «БАВ» с обратной стороны бюста.
— Была проведена большая научно-исследовательская работа. Собирали консилиумы, общались со скульпторами и представителями Белорусского союза художников. По инициалам, авторскому почерку пришли к выводу, что автор скульптуры — Александр Владимирович Ботвинёнок. Бюст назвали «Портрет девушки». Однако узнать, чей это прекрасный образ, нам, к сожалению, так и не удалось, — поделилась А. Ясюк.
«Ностальгия» — напоминание о том, что жизнь быстротечна. Молодость проходит, а приятные моменты, воспоминания постепенно покрываются патиной или вовсе исчезают из памяти. И мастера сумели передать мимолетное — красоту. Повелители времени! Разве не хочется любоваться гармоничными чертами лица «Портрета девушки», рассматривать ее гладкую кожу?.. А белыми розами? Бутоны свежие, пышные — в них жизненная сила. Но уже совсем скоро лепестки станут тоньше, мягче, а их цвет поблекнет. И в этом тоже есть красота, но она — другая.
Справочно
А. Ботвинёнок (1957–2018 гг.) родился в Браславе. В 1983 г. окончил Белорусский театрально-художественный институт (сейчас — Белорусская государственная академия искусств. — Прим. авт.), стажировался в творческих мастерских Академии художеств СССР, учился у Анатолия Аникейчика, Анатолия Артимовича и Заира Азгура.
Скульптор работал в классическом жанре с различными материалами: дерево, бронза, мрамор. Его творения находятся в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь, в Гродненском государственном историко-археологическом музее, а также в России, Турции и Германии.
Фото Сергея Мицевича
Читайте также:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. О чем «Похороны гимназистки» Льва Альперовича
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как случайный снимок сподвиг Л. Щемелёва написать «Маргариту»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как Май Данциг создал настоящее признание в любви родному Минску
Читайте также:
- Как Бразилия ушла от Португалии, и первое олимпийское золото белорусов. Этот день в истории: 29 августа
- Местный Дали и скульптор, который хотел уйти в монастырь. Все, что вы не знали о богемном Минске
- Почему Глазунов не остался с Лоллобриджидой и как Пеле оказался в «Космосе». Этот день в истории: 10 июня