ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. О чем «Похороны гимназистки» Льва Альперовича
Каким событием, произошедшим в Минске в 1908 году, вдохновился художник Лейба (Лев) Альперович? О живописном полотне «Похороны гимназистки» и жизни белорусского мастера, ученика Ильи Репина, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы Национального художественного музея Республики Беларусь Артём Лапицкий.
В духе времени
Вся довоенная коллекция Государственной картинной галереи БССР (сейчас — Национальный художественный музей Республики Беларусь. — Прим. авт.) во время войны была разграблена, потеряна, и лишь немногие произведения удалось возвратить на белорусские земли. Однако такие авторы, как Л. Альперович, Юдель Пэн и Янкель Кругер вытянули счастливый билет. Весной 1941 г. в Витебске организовывали выставку работ этих авторов. Для этого из Минска вывезли несколько десятков произведений, хранившихся в собрании галереи. Работы, прибывшие в город на Двине, затем эвакуировали в Саратов. Благодаря этой выставке около 50 произведений Альперовича сохранились и в послевоенное время были возвращены.
Что известно о белорусском художнике Л. Альперовиче? Информации сохранилось немного: воспоминания, письма, небольшие газетные статьи… Родился в местечке Куренец Вилейского уезда Виленской губернии (сейчас это агрогородок Куренец Минской области), учился в рисовальной школе академика Ивана Трутнева в Вильно — в одном из главных центров художественной жизни местной интеллигенции, в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств, был учеником Высшего художественного училища при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Посещал мастерскую русского живописца и рисовальщика Ильи Репина. К слову, Л. Альперович — единственный из белорусов, кто учился ремеслу у Репина.
— В 1902 году Лейба Альперович возвращается в Минск. Нам, к сожалению, неизвестны причины приезда. Здесь он обосновывается и удачно женится на дочери местного пивовара, промышленника и пивозаводчика Ицки-Хаима Канторовича. Жил на ул. Александровской, 36 (сейчас — ул. М. Богдановича, 24) в квартире № 1 в двухэтажном доме из красного кирпича. Этот дом знают многие минчане: он знаменит своим окном в стиле модерн. Благодаря хорошему экономическому тылу, материальному достатку мастер долгое время искал свою творческую манеру, много экспериментировал, писал в различных художественных стилях: романтизм, импрессионизм, модерн, символизм. Также Лев Альперович давал частные уроки, выполнял заказы, — рассказал старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы музея А. Лапицкий.
У многих творческих личностей были свои отличительные черты во внешнем образе. Янка Купала, к примеру, любил трости, а Петрусь Бровка после смерти Владимира Маяковского одевался, как этот поэт-футурист. Что можно сказать об Альперовиче?
— Во многом о вкусах и предпочтениях молодого художника, который прожил всего 39 лет, говорит его подпись. Обратите внимание на фирменное L. Alpero. Она в духе своего времени — эпохи модерна и символизма. Есть в ней что-то поэтическое… — объяснил А. Лапицкий.
Вегетарианство было модной тенденцией начала ХХ века. Л. Альперович с супругой даже входил в Минское общество вегетарианцев, представители которого сообщили о смерти художника — написали некролог в местную газету. Похоронили Л. Альперовича на Золотогорском кладбище.
Кровавый адрес
Одно из самых впечатляющих произведений Л. Альперовича — «Похороны гимназистки». Живописное полотно выполнено в спокойной колористической палитре — в жемчужно-серых, голубых, светло-зеленых оттенках. Несмотря на ощущение невесомости, картина драматична по своему содержанию.
— 19-летняя гимназистка Вера Холмская была влюблена в эсера Ерохова, который сидел в тюрьме. Связь между арестованным и эсеровской организацией осуществлялась через девушку. Вера должна была что-то передать жениху — планировался побег. Но он не удался. В апартаменты гостиницы «Гарни» (находилась на углу ул. Захарьевской и Богадельной, 64/36, сейчас — пр. Независимости, 16. — Прим. авт.), которые арендовала семья гимназистки, пришли с обыском. Вера, не желая ничего рассказывать, выбрасывается из окна четвертого этажа. Дело было очень громким, об этом несчастном случае писали газеты, — поделился А. Лапицкий.
На полотне — череда гимназисток в бело-голубых шляпах со свечами в руках. Они под присмотром классной дамы медленно идут по узкой дороге ул. Сторожевской (сейчас — ул. Киселева) к бывшему Сторожевскому (Переспинскому) кладбищу. Одиночество, грусть, если долго стоять перед картиной, постепенно захватывают посетителя в свои объятия, и кажется, что девушки сливаются воедино — в одно серо-голубое бездушное пятно. Виднеется церковь святой равноапостольной Марии Магдалины.
Свечи скоро догорят, а молочно-розовые облака расплылись кокетливым румянцем по небосклону. Какая же хрупкая жизнь…
Возможно, Л. Альперович слышал из рассказов своих современников об этой истории, которая вдохновила его на создание произведения. Мог ли он видеть похоронную процессию своими глазами? Нам неизвестно. Это останется тайной навсегда.
Справочно
Выставка «Лейба Альперович. К 150-летию», на которой представлены живопись, графика белорусского художника, а также фотографии начала XX в. из коллекции Национального исторического музея Республики Беларусь продлится по 23 февраля.
Фото Сергея Пожоги
Читайте также:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как случайный снимок сподвиг Л. Щемелёва написать «Маргариту»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как Май Данциг создал настоящее признание в любви родному Минску
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как жил и творил художник, написавший «Партизанскую мадонну»