Поисково-спасательный отряд «Ангел» действует в Беларуси более 12 лет. Как находят потерявшихся, что делать для предотвращения трагедии, и кто находится в группе повышенного риска, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал основатель и руководитель организации Сергей Ковган.
— Сегодня ваш отряд хорош известен в Беларуси и даже за ее пределами. Однако многим интересно, как зародилась у вас эта замечательная идея.
— Было это в 2012 году. Увидел в прямом эфире на госканале сюжет, как женщина ищет пропавшего отца. К сожалению, спустя неделю его нашли погибшим. Меня тогда это очень тронуло — так и зародилась идея создания сообщества по добровольному поиску людей. Начиналось все с паблика в одной из соцсетей, а спустя три года, в 2015-ом, мы официально зарегистрировали частное учреждение «Поисково-спасательный отряд «Ангел».
— Расскажите об основных направлениях вашей деятельности.
— У нас их три: обычная поисковая группа, кинологи и водолазы. Последняя, наверное, занимается самой тяжелой работой — поиском утонувших. Такие люди до обнаружения тела официально считаются без вести пропавшими. В свою очередь, пропавшие могут быть как в городской среде, так и в природной зоне. В летнее время, когда в разгаре ягодно-грибной сезон, количество потерявшихся в лесу заметно растет.
— Это ваша основная деятельность, или успеваете работать где-то еще?
— По специальности я экономист-менеджер. Вначале пытался совмещать с работой на заводе, но понял, что это невозможно — поисково-спасательная деятельность занимает слишком много времени. Оставил работу и решил полностью посвятить себя труду в «Ангеле». Кроме меня и моей любимой супруги Юлии, которая поддерживает во всем, в штате еще несколько человек: бухгалтер, водитель и пару сотрудников с ограниченными возможностями здоровья, которые занимаются поиском финансирования. Остальные — а это тысячи людей — добровольцы. Наши сообщества в социальных сетях насчитывают в общей сложности около 400 тысяч человек, и все они в той или иной мере нам помогают.
— Вы ищете людей самостоятельно или совместно с госорганами?
— Мы успешно и плодотворно сотрудничаем с правоохранительными органами и МЧС, проводим совместные учения и мероприятия, координируем наши действия. В нашем отряде есть четкое правило — начинаем поиски только после подачи заявления в милицию.
Однако консультацию можем дать и без этого. К слову, вовсе не обязательно ждать три дня, чтобы обратиться в органы правопорядка, — заявление примут у вас сразу. Не стоит терять драгоценное время. Возможно, своевременное обращение поможет предотвратить беду.
— Кто же находится в группе риска?
— Прежде всего пожилые люди, особенно с деменцией, болезнью Альцгеймера и др. Подобные сообщения о пропаже поступают к нам не только от близких, но и из медицинских учреждений. Также маленькие дети, в том числе с синдромом Дауна, аутизмом и т. д.
— Вы действуете не только в Беларуси, но занимаетесь и случаями за границей. Расскажите об этом подробнее.
— Конечно, помогаем и за рубежом. В этом плане контактируем с подобными поисковыми отрядами в других странах. В частности, не так давно обнаружили мальчика, который пропал в Беларуси 4 года назад. Оказалось, что отец, лишенный родительских прав, тайно вывез его в Крым, где он жил в обычном доме. Мы, получив данные, передали их в правоохранительные органы. Мама смогла вернуть сына обратно, она была очень благодарна. Это лишь один случай, а их сотни. Ежедневно мы получаем несколько обращений. Это кажется «текучкой», но за каждым таким случаем — человеческие жизни и судьбы.
— Что может в принципе произойти с потерявшимся человеком?
— Да все что угодно. Может неожиданно стать плохо в лесу, например от сердечного приступа, или же рядом не оказалось укола инсулина. Кто-то повяз в болоте и не может выбраться, кого-то укусила змея. Иногда человек получает травму и не может полноценно двигаться. Важную роль играет время. Летом человек может получить обезвоживание, зимой — замерзнуть. Поэтому важно реагировать быстро и к каждому сообщению относиться со всей серьезностью.
Хотя иногда бывает, что человек уходит из дома и не хочет возвращаться сознательно. В таком случае, если речь не идет о несовершеннолетнем или недееспособном, он пишет объяснительную в милиции, и поиск заканчивается.
— Как можно уменьшить риск, обезопасить близких?
— Если речь идет о пожилых людях, которые страдают заболеваниями, связанными с потерей памяти и деятельностью мозга, а также о детях, обязательно нужно прикрепить GPS-трекер. Это недорогая вещь, но она позволяет избежать многих проблем. По трекеру почти всегда можно точно определить местоположение человека. Также оставьте в брюках или куртке записку с адресом и номером телефона.
Что касается похода в лес, возьмите полностью заряженный телефон и желательно дополнительное зарядное устройство, достаточное количество еды и воды, медицинскую аптечку и необходимые лекарства. Надевайте яркую одежду. Будьте бдительны, держитесь рядом друг к другу.
В зимнее время нужно быть очень внимательным у водоемов. Каждый сезон происходит немало случаев, когда лед проваливается и люди погибают.
— Расскажите о взаимоотношениях между добровольцами.
— Считаю, что мы больше, чем просто волонтерская организация. Многие люди подружились, некоторые создали семьи. Мы собираемся вместе не только на учения и тренинги, но и чтобы хорошо провести время в дружной компании. Как, например, сегодня, в замечательный праздник — день добровольца. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто нам помогает, за нелегкий труд. Все делается не зря. Благодаря вам спасены тысячи человеческих жизней. Мудрость гласит: кто спасает одну душу, спасает целый мир.
Присоединиться к добровольному отряду «Ангел» и/или помочь, можно здесь.
Справочно
Ежегодно 5 декабря отмечается Международный день добровольца, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.
Фото автора и из архива ПСО «Ангел»