«Иваново детство». Как снимался фильм, который и сегодня входит в программу обучения многих киношкол мира
О том, как дебютант Андрей Тарковский превратил во всемирно известный шедевр отчасти снятый до него и признанный неудачным фильм, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Семью подростка Ивана уничтожили фашисты. Одержимый желанием отомстить, он присоединяется к партизанскому отряду, служит разведчиком и только во сне возвращается в беззаботное довоенное детство.
Гонорары не получили
Повесть «Иван» Владимира Богомолова была написана в 1957 году и стала первым известным произведением вчерашнего разведчика, которое перевели на десятки языков мира. Естественно, автор ревностно относился к своему детищу. Впрочем, так было и позже. Самый знаменитый роман Богомолова «Момент истины» в 1970-е экранизировали не единожды, но всякий раз литератору удавалось закрывать производство. А к снятой в конце 1990-х Михаилом Пташуком ленте «В августе 44-го…» писатель предъявил массу претензий и потребовал убрать свою фамилию из титров. Причина в том, что до конца жизни в своем стремлении к правде Богомолов не хотел понимать простой истины: кинематограф и литература — разные виды искусства. Например, колонна машин во время войны, чтобы не быть обнаруженной вражескими самолетами, ночью передвигалась с выключенными фарами. Это можно отразить в книге, но не в кино. Черные машины без фар на фоне черного неба — это пустота на экране.
В 1959 году кинодраматург Михаил Папава написал по произведению «Иван» сценарий с оптимистичным финалом: главный герой остается в живых. Богомолов заявил, что это противоречит духу сюжета, и потребовал привести все в соответствие с оригиналом, где персонаж погибает. К середине 1960-го режиссер Эдуард Абалов по этому сценарию фактически снял половину картины. Но художественный совет «Мосфильма», где присутствовал писатель, принял решение прекратить работу над лентой, а отснятый материал признать неудовлетворительным. Главной причиной стала чрезмерная реалистичность подачи событий. В сюжете отсутствовала художественная огранка подвига — 14-летнего юношу деловито и обыденно посылают на смерть, как будто это в порядке вещей.
Закрытие картины, половину бюджета которой уже потратили, могло привести к тому, что «Мосфильм» не выполнит годовой план. Пять тысяч работников не получат премии. Кто-то предложил найти непритязательного дебютанта, который за оставшийся бюджет сделает с материалом что-то удобоваримое, чему можно присвоить низшую категорию, но все же отчитаться о сделанном кино. Оператор Вадим Юсов посоветовал обратиться к неизвестному в ту пору Андрею Тарковскому, с которым он делал его дипломный короткометражный фильм «Каток и скрипка».
Молодой человек прочел повесть, дал согласие и выдвинул условие: он будет делать кино не о боях с массовкой и перестрелками, а о внутреннем мире ребенка, которого война лишила детства. По сути, Тарковский предложил снять пацифистскую картину. Поскольку ситуацию нужно было спасать, дирекция «Мосфильма» и даже Богомолов дали согласие.
Тарковкий вместе с другом Андреем Кончаловским за две недели полностью переписали сценарий. Главными в нем стали сны Ивана. По замыслу Тарковского, «во снах должно быть обыкновенное счастливое детство», которого Иван лишен, а «в жизни — та страшная нелепость, которая происходит, когда ребенок вынужден воевать». Кстати, Тарковский и Кончаловский за сценарий не получили ни копейки, так как сценарные гонорары уже были выплачены. А в титрах сценаристами значатся Богомолов и Папава!
Случайные встречи
В короткометражном фильме Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь», сделанном в учебной студии ВГИКа, снялся 14-летний Николай Бурляев, с которым режиссер случайно познакомился на улице. Мальчишку решили использовать и в новой картине, поручив ему главную роль после шести кинопроб с разным гримом и партнерами по площадке. Например, капитана Зубкова, куратора Ивана, сначала должен был сыграть Владимир Высоцкий. Он прошел пробы, но его не утвердили.
Маму Ивана, являющуюся к нему во снах, сыграла супруга Тарковского Ирма Рауш.
Так как часть бюджета ленты была потрачена, стояла задача подобрать начинающих актеров. Евгений Жариков, исполнивший роль лейтенанта Гальцева, на тот момент был студентом ВГИКа. Валентина Малявина, перевоплотившаяся на экране в медсестру Машу, оканчивала театральный институт имени Бориса Щукина. По сюжету у нее с Зубковым роман. Было много споров, нужна ли вообще тема любви в этой картине. Но на персонажа Малявиной была возложена еще одна задача. В актрисе присутствовала какая-то детскость, наивность. Постановщику казалось, что она, вчерашний подросток, тоже имеет отношение к теме детей на войне. Кстати, Валентина попала в актерскую обойму фильма случайно. Приходила на кинопробы к Сергею Бондарчуку, мечтая сыграть Наташу Ростову в «Войне и мире». В коридорах студии ее заметили ассистенты Тарковского и, как говорится, взяли в оборот.
На фоне юного коллектива 40-летний Николай Гринько в роли подполковника Грязнова выглядел ветераном.
Всемирная известность
Кино начали снимать осенью 1961-го рядом с Каневом (УССР). Там на берегу Днепра в годы войны шли бои. Художник Евгений Черняев создал выжженное пространство, благодаря которому усиливался акцент на разрушенный внутренний мир героя. Случайно найденный художниками затопленный мертвый лес стал в кадре линией фронта. Осень выдалась холодной. За камерой все надевали полушубки из овчины. А юный Коля Бурляев в одной гимнастерке много часов проводил в ледяном болоте, но не заболел, в отличие от других актеров.
Метод субъективного повествования стал подспорьем для изобразительного решения фильма. Мы видим войну глазами Ивана. Камера то взмывает ввысь, то опускается в окоп или движется вверх вдоль ствола березы. А ведь тогда не было дронов и прочей вспомогательной операторской техники. Вадим Юсов изобретал собственные инженерные конструкции, чтобы каждый кадр становился художественным произведением. Можно останавливать ленту в любом месте – и на экране появится не просто стоп-кадр, а постер!
Премьера фильма состоялась 9 мая 1962-го. В том же году лента удостоилась главного приза («Золотой лев») на кинофестивале в Венеции и приза «Золотые ворота» на Международном кинофестивале в Сан-Франциско, а также многих других международных наград. Так уж вышло, что Тарковский после первой же ленты стал всемирно известным советским режиссером, а кино «Иваново детство» и сегодня входит в программу обучения многих киношкол мира.
Еще материалы рубрики:
Главную роль в фильме «Успех» должен быть сыграть Гостюхин, но победил Филатов
«Гори, гори моя звезда». Как Олег Табаков спас фильм, который запретили к показу
«Вас ожидает гражданка Никанорова». На съемках этого фильма едва не погиб режиссер
«Интервенция». Как снимали легендарный фильм
«Балтийское небо». Как создавали первую советскую киноленту о трагедии блокадного Ленинграда