Из автобуса — на нары. К чему может привести агрессивное поведение пассажира в общественном транспорте
Контрольно-ревизорская служба (КРС) в структуре государственного предприятия «Минсктранс» весьма важное звено, от которого во многом зависит эффективность его работы. О специфике ее деятельности корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал руководитель службы Сергей Милашевский.

100 тысяч зайцев
— В минувшем году в наземном общественном транспорте столицы и пригорода контролеры выявили и привлекли к ответственности более 100 тысяч безбилетников, примерно столько же было и годом ранее, — рассказывает С. Милашевский. — Составлено около 1 000 административных протоколов на пассажиров, не предъявивших документы, удостоверяющие личность, либо несогласных с правонарушением. Если у человека отсутствует документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца и др.), контролеры вызывают сотрудников органов внутренних дел, проверяющих достоверность данных пассажира. При несогласии с правонарушением составляется административный протокол, который поступает в КРС для дальнейших разбирательств. Если безбилетник соглашается с привлечением к ответственности, то он может заплатить штраф на месте наличными или в течение месяца с помощью системы ЕРИП.

По щадящему тарифу
— Бесплатный проезд пассажиров на всех видах городского транспорта без наличия документа, подтверждающего право на проезд, влечет наложение штрафа в размере от половины до одной базовой величины. В случае невыплаты штрафа в установленные сроки его размер может быть увеличен на две базовые величины. Поэтому намного дешевле сделать это сразу, — советует руководитель службы.

К слову, даже новый уровень изначального наказания безбилетника в сумме 18,5 рубля остается одним из самых низких на постсоветском пространстве, а тем более в Европе. Так, в разных регионах Союзного государства он варьируется от 2 500 российских рублей до 5 000 при повторном правонарушении. В Польше — от 150 до 250 злотых, что примерно эквивалентно 30 и 50 евро. В Германии — от 60 евро, причем процедура оформления штрафных санкций схожа с белорусской, а злостному неплательщику и вовсе грозит уголовная ответственность. Кстати, неуплаченный, так называемый криминальный штраф в некоторых странах континента может попасть в европейскую базу и послужить основанием для отказа в визе.

Наглость и подлость
— На действия столичных контролеров в прошлом году поступило 296 жалоб, в том числе на горячую линию предприятия, — продолжает С. Милашевский. — Из них 69 были признаны обоснованными, значительная их часть касалась культуры обслуживания. Если после служебной проверки выясняется неправомерность действия сотрудника КРС, он тоже несет соответствующее наказание — депремирование, дисциплинарное взыскание, выговор и т. д. — вплоть до увольнения. Однако в 2022 году оснований для крайней меры у нас не было. Отсутствие записи контролера на его видеорегистраторе при поступлении жалобы всегда трактуется в пользу пассажира как презумпция невиновности.

В случае агрессивного поведения пассажира и применения физической силы по отношению к должностному лицу, каким и является контролер, возбуждается уголовное дело. В минувшем году их было три. Наказание может быть в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, но это уже компетенция судебных органов. Приведу лишь один пример. В конце года на соседней со станцией метро «Каменная Горка» остановке безбилетный пассажир, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, несколько раз ударил по лицу контролера-женщину. Судебное решение по этому делу еще не вынесено. Согласитесь, ударить женщину — это уже не просто наглость, но и подлость. Тем более когда она находится при исполнении служебных обязанностей.

Социальная услуга
— Перевозка пассажиров в общественном транспорте в Беларуси — это, по сути, социальная и дотационная услуга, — напоминает собеседник. — Выросла ли ее окупаемость по результатам прошлого года, информацией пока не владею, точные данные будут чуть позже.
Городские пассажирские перевозки субсидируются Мингорисполкомом более чем на 50 %. Причем нужно учитывать и льготные категории граждан, число которых в 2022-м выросло до 18.

Все средства за оплату проезда в коммунальном транспорте, а также за взимаемые штрафы поступают в бюджет города, из которого затем частично финансируется деятельность «Минсктранса». Они идут на обновление и ремонт пассажирского состава, приобретение запчастей и ГСМ, зарплату работников предприятия и многое другое.
Дело принципа
— В штате КРС сегодня достаточное количество контролеров, позволяющее максимально охватить маршрутную сеть городского общественного транспорта, — считает руководитель службы. — В летний период задействуем и молодежь. По итогам прошлого года наш филиал «Минский автовокзал», в который входит КРС, был признан лучшей в столице организацией, принимающей студотряды. Минувшим летом мы трудоустроили около 150 молодых людей.

Средний возраст сотрудников КРС — 38 лет. Одни из наиболее опытных — Светлана Ажар и Светлана Суша, трудовой стаж которых в службе приближается к 20 годам. Труд лучших контролеров филиала «Минский автовокзал» в конце прошлого года отмечен благодарностями Мингорсовета и Мингорисполкома. В их числе Людмила Метлушко, Любовь Азаренок, Наталья Еремкина, Светлана Русак, Наталья Пузыревская и Ирина Журавская.
Работа контролера очень ответственная, он должен уметь найти выход из любой ситуации, не нарушив своих должностных обязанностей. Поэтому к подбору кадров подходим строго и принципиально. Принимаем кандидатов только с образованием не ниже среднего. Опыт работы не нужен, а среди обязательных требований — стрессоустойчивость, вежливость, тактичность, умение работать сообща с коллегами.

Вначале претенденты проходят собеседование с нашим психологом, выполняют тесты. После ознакомительной теоретической части и изучения нормативных актов предусмотрены занятия с ведущим специалистом, который на основе видеоматериалов и наиболее характерных примеров деятельности контролеров объясняет специфику будущей работы. Затем недельная стажировка на транспорте. И всегда в паре или в группе с опытным сотрудником-наставником, как правило, в ней присутствует мужчина. В салонах и кабинах установлены системы видеонаблюдения, что облегчило деятельность КРС, особенно при рассмотрении административных дел. Нововведением в конце 2022 года стала дополнительная возможность сверять по времени оплату проезда при помощи смартфона у тех пассажиров, которые проводили ее уже при нахождении контролеров в салоне.

Отмечу также, что контролер не только проверяет своевременность и полноту оплаты проезда и провоза пассажирами багажа, он также ведет учет и анализ нарушений, допущенных водителем транспортного средства.
Справочно
Все средства за взимаемые штрафы поступают в городской бюджет, из которого частично финансируется деятельность «Минсктранса».
Фото Сергея Пожоги






























