Избил Станислав Любшин, а муж едва не сжег в танке. Судьба и роли Любови Румянцевой
Звезда лент «Альпийская баллада» и ряда других белорусская актриса Любовь Румянцева не раз на съемках попадала в ситуации, которые иначе чем киношоком не назовешь. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Кадр из фильма «Альпийская баллада»
Энергичная и смешливая
Заслуженная артистка Белорусской ССР Любовь Румянцева наиболее известна ролью Джулии Новелли в ленте «Альпийская баллада» (1965) по одноименной повести Василя Быкова. Партнером по кадру стал Станислав Любшин в образе Ивана.
Родилась будущая актриса в апреле 1943-го в Пятигорске Ставропольского края. Мать работала медсестрой в госпитале. Будущий отец попал туда с ранением. Закрутился фронтовой роман, они поженились. Так что появление Любы — подтверждение того, что и в годы войны бывали счастливые минуты, а жизнь шла своим чередом.
Детство девочки прошло в Молдавии. Там несколько раз она становилась чемпионкой республики среди юниоров по настольному теннису.
В актрисы идти не думала. Но когда училась в 8-м классе, в Кишинёве прямо на улице к ней подошла ассистент режиссера Михаила Калика. На «Молдова-фильме» он снимал картину «Колыбельная». Юная Люба сыграла девочку-подростка, спасшую детей от фашистов ценой собственной жизни.
Роль удалась. После окончания школы, девушка отправилась в Москву и поступила в ГИТИС с первой попытки. А получив диплом, была принята в труппу Театра на Малой Бронной.
Тем временем в Минске режиссер Борис Степанов готовился к съемкам «Альпийской баллады». Утвердил С. Любшина на роль Ивана. Джулию должна была сыграть итальянская актриса Илария Оккини. Ее участие подтвердили в Госкино СССР. Но пытались сбросить сумму запрошенного ею гонорара. Ведь бюджет картины всего 350 тыс. советских рублей. А потом и вовсе выяснилось, что ее отец, писатель Барна Оккини, в 1930-е поддерживал фашистский режим Муссолини. Чиновники велели искать советскую актрису.

Кадр из фильма «Альпийская баллада»
По просьбе постановщика, Любшин ходил на спектакли в Москве в поисках кандидатки. Румянцева в одной из постановок играла бойкую пионерку. Увидев ее на сцене, Станислав понял: Джулия должна быть энергичной и смешливой. Предложил девушке приехать в Минск на кинопробы, что она и сделала. Как позже выяснилось, Любовь приглянулась ему не только как актриса.
На роль Румянцеву утвердил сам В. Быков. Но она не подозревала, что ее ждет впереди. Съемки проходили в Калининграде. Что-то запечатлели в минских павильонах. А сцены в горах — в Карачаево-Черкесии на Домбае. Группа высадилась в закрытом ущелье. Несколько эпизодов зафиксировали на леднике. Там жили в палатках, выползали из них утром с заледенелыми волосами.
Шок под водопадом
Станислав Любшин оказывал знаки внимания Любови, но она не реагировала. Оператор-постановщик ленты Анатолий Заболоцкий вспоминал:
— Любшин хорошо работал в кадре, когда его обожали. Если не видел влюбленных глаз, сникал. Румянцева по роли и, как он думал, вне роли, должна в него влюбиться. А она не влюблялась. И это его страшно бесило! А когда он узнал, что у нее роман со вторым оператором Николаевым, Станислав пришел в ярость!
Во время очередной съемки, в сцене побега из лагеря, по роли он должен был бить девушку по щекам, чтоб остудить ее истерику. После команды «Мотор! Начали!» Любшин вдруг принялся наотмашь и всерьез лупить актрису по лицу. А во время сцены поцелуя прокусил губу до крови. Но девушка даже глазом не моргнула, и это взбесило его еще больше.
Как рассказывал директор группы Гарольд Вольский, актер требовал устроить ему с актрисой сомнительные ночные репетиции. Дошло до того, что встал вопрос о замене его на Урбанского в связи с недостойным поведением. Только после этого он угомонился.
Психологическим испытанием для актрисы стала и сцена купания под водопадом. Она думала, будет стоять под струей воды в арестантской робе. Но режиссер потребовал раздеться. Любовь плакала, умоляла, но подчинилась. Ведь Быков считал этот эпизод поворотным моментом в отношениях героев. Всех, кроме оператора, режиссер удалил с площадки. Сняли деликатно. Видны лишь спина и голые плечи за потоком воды. Но для середины 1960-х это откровенные кадры.

Съемки фильма «Альпийская баллада»
Любовь получала 14 рублей за съемочный день. В месяц выходило около 260. Работа шла много месяцев. В театре она как начинающая актриса имела всего 70 рублей в месяц. В кино заработала. Шубку себе купила. Помогла маме материально. Получила всесоюзную известность, приз на фестивале «Прибалтийская весна» в 1966 г. «За лучшее исполнение женской роли».
Картина принесла ей и личное счастье. Вышла замуж за второго оператора ленты В. Николаева. В семье родился сын. Только спустя 15 лет узнала, что в 1968 г. была удостоена приза за лучшую женскую роль в «Альпийской балладе» на МКФ в Дели. Но ни приза, ни прилагаемого к нему конверта женщина не увидела. На зарубежные фестивали тогда ездили чиновники и маститые кинематографисты. А призы в валюте Госкино СССР оставляло в своем распоряжении.
С такой — хоть в разведку
Актриса переехала в Минск и начала работать в Русском драматическом театре им. М. Горького, а позже — в белорусском Театре-студии киноактера.
После волны всеобщего обожания казалось, что нет разницы между Москвой и Минском. Но надо признать: московских знаменитостей в главных ролях белорусские кинематографисты снимали чаще.
На сценах минских театров Любовь Григорьевна получала любопытные роли. Сыграла Гертруду в «Гамлете», сваху в «Женитьбе Бальзаминова», Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках», мадам Менар в «Похищении Елены», Миссис Хиггинс в «Пигмалионе».

Съемки фильма «Годен к нестроевой»
Снялась более чем в 60 лентах. В картине «Годен к нестроевой» (1968) исполняла роль разведчицы в годы войны.
— Я чуть не пострадала во время съемок сцены, где выпрыгиваю из горящего танка. Они не подумали, что танк греется по принципу кастрюли, — вспоминала Любовь Григорьевна. — Сижу в нем. Слышу, оператор кричит ассистентам: «Мне нужен полыхающий танк! Больше пакли, больше солярки!» Я чувствую, все раскалилось, а из моих валенок дым идет. Стала задыхаться. Открыла люк, спрыгнула. Ползла и снег кусала. А танк действительно полыхал. Режиссер подбегает: «Почему ты без команды выпрыгнула? А что у тебя с лицом?»
Остается добавить, что оператором, требовавшим больше огня, был тот самый Николаев, супруг, с которым она вскоре развелась.
Кстати, как рассказывала актриса, во время работы над картиной «Годен к нестроевой» произошла трагедия с печальным финалом. Радикально белые объекты с отблеском сильно контрастируют на черно-белой пленке. Приняли решение с помощью специальной краски для шкур сделать белого с отливом коня по кличке Фёдор матовым. Администратор нашел парикмахера в Гродно, готового сделать это за 20 рублей. Но режиссер Роговой привез из соседнего Друскининкая специалиста за 10 рублей. Хотел сэкономить. Дешевый краситель (урзол) проник в поры, кожа перестала дышать. В первые сутки лошадь из Московского спортивного клуба ЦСКА просто лежала. На вторые умерла у всех на глазах. Многие плакали, включая Румянцеву. «Беларусьфильм» заплатил огромную сумму за погибшее животное. А потом об этом вышел фельетон в журнале «Крокодил», опозорив белорусскую студию на всю страну.
Любовь Григорьевна ушла из жизни в ноябре 2020-го в возрасте 77 лет.
Нынешней весной ей исполнилось бы 82 года.
Читайте также:
Как в Советском Союзе появились сезонные работники, и почему их называли рвачами
Его спас Минск: как Георгий Жжёнов вернулся в советский кинематограф после ссылки
Ностальгия по прошлому. Вспоминаем самые популярные минские магазины советских времен
Стахановцам устраивали «темные». Почему рабочее движение ставили под сомнение
Всему научат. Как ДОСААФ стало кузницей кадров в СССР
Смотрите также:

