Известный финский преподаватель: забудьте о проверках и дайте учителям работать
Повысить учителям зарплату и вернуть этой профессии престиж — именно то, что позволит улучшить систему образования. Такое мнение высказал на пресс-конференции 18 января финский эксперт Кари Лоухивуори, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Один из самых известных учителей мира, директор с 32-летним стажем, приехал в Минск , чтобы провести мастер-класс для белорусских коллег, а также оценить проект будущей — и совершенно уникальной, как обещает застройщик «А-100 Девелопмент» — школы.
К слову, здание как таковое иностранный эксперт считает далеко не самым важным.
— Главный постулат успешной системы образования – учитель, а делиться знаниями можно в любом здании, — утверждает К.Лоухивуори. — К сожалению, многие страны сегодня об этом забывают. Профессия учителя считается непрестижной и плохо оплачивается.
При этом в финансы упирается далеко не все. Кари приводит в пример стремительный скачок образовательной системы в Эстонии.
— В рейтинге PISA (Programme for International Student Assessment — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) Эстония на второй строчке. И достигли такого результата благодаря учителям старой школы, которые патриотично выполняют свою работу, невзирая на мизерные зарплаты.
Многие сейчас возмутятся: «Предлагаете, чтобы все учителя мира работали за копейки, на голом энтузиазме?!». Отнюдь. Достойная оплата труда — значимая, но не единственная составляющая.
— Качественно обучать самих преподавателей, создавать национальные программы обучения, предоставлять максимальную автономию в деятельности, — перечисляет важные аспекты Кари Лоухивуори. — Забыть о тестировании и проверках. Пусть учителя работают, не мешайте им!
Равенство, индивидуальность, добровольность, самостоятельность, практичность — одни из главных постулатов в основе того самого «финского чуда». Отправная точка – комфортная среда. Учебные программы переформатируются таким образом, чтобы детям самим захотелось узнать больше. Нет привычного нам дробления на уроки, нет фиксированных временных рамок. Отсутствуют ежегодные экзамены, тесты.
— Школа должна быть удовольствием и развлечением, чтобы хотелось туда идти, встречаться с одноклассниками, — отмечает Кари Лоухивуори.
Звучит здорово. Да и результаты у финской образовательной системы впечатляют, хоть Кари скромно отмечает, мол, показатель PISA в последние годы падает.
Смущает то, что ученикам предоставляют полную свободу выбора. «Готовим к жизни, не к экзаменам», — как говорят сами финны. Но в реалиях часто приходится делать то, что необходимо, а не только то, что по душе. Как толерантная финская система образования готовит своих учеников к такому?
— Есть базовые предметы, необходимые для изучения, а есть опциональные — на выбор, — объясняет Кари Лоухивуори. — И во многих привычных школах подход такой: сначала даем базу, а «развлечения» — искусство, спорт и прочее — можно усвоить в рамках внешкольного образования, в кружках и секциях. В Финляндии — до первого теста PISA — профсоюзы решили, что рисование, физкультуру следует убрать из школьной программы. Сконцентрироваться на точных науках. Но результаты оценки их очень удивили: ученики, которые и точные науки постигали, и творчеством занимались в рамках школы, показали исключительно высокий уровень.
Кари достает мобильный телефон, наглядно показывая, что устройство хоть и техническое, но в его создании важную роль сыграло и искусство. Например, разработка дизайна.
Эксперт подчеркивает: финская образовательная система придерживается принципа «Все для всех». Примерно половина финских школьников поступает в высшие учебные заведения. Другая — выбирает профессионально-техническое образование.
— А к разочарованиям дети сейчас, действительно, не готовы, — Кари добирается до спорного момента «подготовки к жизни, а не к экзаменам». — Что там дети! Взрослым подавай все и сразу: я самый важный, про остальных можно забыть. Считаю, именно школа должна готовить к тому, что в реальности есть не только радости, но и разочарования.
P.S. Новая столичная школа копировать подчистую финскую систему образования не собирается.
— Каждая школа — это часть системы образования, — подчеркивает директор группы компаний «А-100 Девелопмент» Светлана Шевлик. — Существует строгая нормативная база, в том числе по части строительства и проектировки зданий, которой необходимо придерживаться. При этом на многие нестандартные решения нет запрета. Другое дело, что раньше их никто не предлагал. Мы решили несколько шире взглянуть на пространство. Финская система признана одной из лучших в мире, так почему бы не почерпнуть эффективный опыт?
Напомним, уже в 2019 году в столичном районе Новая Боровая обещают открыть новую школу. Она станет частью большого комплекса, который объединит два учебных заведения (всего в районе возведут 4 новых школы) и физкультурно-оздоровительный комплекс, который сдадут в эксплуатацию одновременно с первой школой. В ФОКе оборудуют гимнастический и тренажерный залы, а также полноценный 25-метровый бассейн. Все три здания будут соединены изящными стеклянными галереями.
Фото Павла Русака