1200 90

К школе готов? Разбираемся с логопедом, пора ли ребенку за парту или лучше подождать еще год

У родителей шестилеток остаются считанные недели, чтобы решить: отдать детей в школу с 1 сентября или оставить еще на год в детском саду. Как определить готовность ребенка к учебе, корреспонденту агентства «Минск-Новости» помогла разобраться практикующий логопед-дефектолог, блогер и автор пособий по речевому и когнитивному развитию Елена Кравчун.

logoped e k pozhoga 21 obr kopiya

Больше всего сомнений у родителей «зимних» и «весенних» детей, которым к началу учебного года будет около шести с половиной лет. Взрослые переживают, что их чадам будет скучно оставаться на еще один год в саду, поэтому стараются отправить их пораньше в первый класс. Согласно новой редакции Кодекса об образовании, зачислить ребенка в школу можно уже с 5 лет при условии, что 6 ему исполнится до конца календарного года. Но стоит ли так торопиться?

— Тут надо учитывать много сопутствующих факторов, и один из них — возраст большинства учеников в классе. Если почти всем им по 6 лет, а одному или двум — 7,5, то последние могут заскучать в школе: они будут усваивать материал быстрее и легче остальных. В учебной программе старших групп детских садов есть основы грамоты, на которых дети учатся различать звуки и разбивать слова на слоги, изучают фонематический состав слова и алфавит. Если ребенок посещает старшую группу два года, он хорошо натренирует эти навыки и впоследствии легко начнет читать и писать. В классе, где большинству одноклассников уже исполнилось 7–7,5 лет, шестилетнему ученику будет сложно за ними поспевать, ведь учитель, скорее всего, надолго не задержится на этапе добуквенной подготовки, — поясняет Е. Кравчун.

Узнать возраст детей, которые будут учиться в определенном классе, можно на консультации с директором школы. Ориентироваться необходимо и на учителя, который предпочитает набирать учеников определенного возраста. К слову, в некоторых учебных заведениях сейчас создают отдельные классы для шестилеток и семилеток.

01 09 2023 obrazovanie – torzhestvennaya linejka pozhoga 76

Эмоциональная готовность

Учебой дело не ограничивается: ребенок, который на занятиях схватывает все на лету, может не дорасти до школы социально или психологически. Поэтому при принятии решения о зачислении родителям стоит учитывать и другие аспекты, в том числе и эмоциональную готовность.

— Перед школой дети очень часто преодолевают тот самый кризис, который помогает им перейти на следующую возрастную ступеньку. Как в любой переломный момент, ребенок становится чуть более капризный и требовательный, чуть менее сдержанный. В процессе в нем формируются учебная мотивация и базовое учебное поведение. Ребенок сам хочет идти в школу: для него становится актуальным не просто играть, но и брать на себя роль взрослого, а это проще всего делать через учебную деятельность. Меняется и социальное взаимодействие: если в саду другие дети были важны как часть игры, то в школьном возрасте она отходит на второй план и становится фоном для общения с ровесниками, — рассказывает специалист.

Как можно понять, что ребенок эмоционально готов? Во-первых, детское упрямство сменяется настойчивостью достичь своей цели. Во-вторых, видно, что ребенок прожил этот кризис и более-менее научился контролировать свои эмоции, вернулся к спокойному характеру, но уже с новыми умениями.

— Кризис — это очень сложный момент для поступления в школу, поэтому очень важно, чтобы он не приходился на август — октябрь. Если вы видите, что ребенку вот-вот идти на школьную скамью, а у него начался кризис, то это весомый аргумент отложить поступление еще на год. Но бывает, что такой возможности нет. В этом случае рекомендую родителям максимально облегчить эмоциональный стресс первоклассника: снизить свои ожидания и нагрузку на него, убрать дополнительные кружки и оптимизировать обстановку дома, — уточняет Е. Кравчун.

Эмоциональная готовность проявляется и в оценке своей работы: дошкольник начинает понимать, что у него получается лучше или хуже по сравнению с ровесниками. Готовность принимать свои ошибки тоже формируется к школьному возрасту и хорошо заметна по настольным играм: если раньше малыш сильно расстраивался из-за проигрыша, то теперь может спокойно оценить, что сделал не так.

первоклассники

Познавательная готовность

Познавательная готовность означает наработку математических и речевых навыков, представления об окружающем мире, времени и пространстве. На этой основе после формируются все остальные образовательные области.

— Есть мнение, что к школе ребенок должен уметь читать, считать и писать. На самом деле это не совсем так. На занятиях в детском саду ребята учат звуки и буквы, а также состав числа — там закладывается база. А уже школьная программа включает обучение письму, чтению, цифрам и простейшим навыкам счета, — комментирует специалист.

К познавательной готовности также относится способность развивать комбинаторные навыки, т. е. соединять несколько узких умений в одно общее действие. Таким образом мы осуществляем любую сложную учебную деятельность, начиная с письма и чтения. Любые более сложные предметы включают в себя множество маленьких элементов, взаимосвязанных между собой.

Произвольная усидчивость — это элемент и познавательной, и эмоциональной, и мотивационной готовности. Способность намеренно уделять внимание даже тому, что неинтересно, — это то самое учебное поведение. Ребенок учится рассуждать примерно так: «Мне скучно на уроке, я хочу побегать или в туалет. Но конкретно сейчас я пишу контрольную работу, поэтому мне нужно отодвинуть свои желания на задний план и сделать то, что нужно».

— Вообще кризис школьного возраста еще называют кризисом соподчинения мотивов: ребенок учится ориентироваться в «хочу», «могу» и «надо». Весь дошкольный возраст — это «хочу» и «могу», школьный — «могу» и «надо», — поясняет Е. Кравчун.

первоклассники

Социальная готовность

Это направление связано с коммуникацией. Ребенок общается с другими людьми и в детском саду, и в школе, но между этими учреждениями образования есть принципиальное отличие.

— Детский сад полностью сконцентрирован на ребенке: там всегда есть воспитатель, которого малыш воспринимает как заместителя родителя и к которому обращается с любой проблемой. Школьный учитель — это не присматривающий взрослый, а скорее наставник: он может помочь в каком-то вопросе, но уровень его ответственности значительно меньше. Поэтому к школе ребенку уже нужно уметь общаться, устанавливать и поддерживать контакты, дружить и выражать дружбу, участвовать в совместных играх. Еще важный фактор — умение обратиться за помощью к постороннему человеку, ведь учитель не постоянно находится рядом. Например, если мальчик упал, он должен не только иметь смелость обратиться к кому-то, но и суметь выразить речью, что с ним случилось и какой помощи он ожидает, — отмечает собеседница.

дети школьники

Речевая готовность

Достаточно простой способ понять, можно ли ребенку идти в школу или нет, — это проверка его речевой готовности. Желательно, чтобы к школе были сформированы все звуки, и он произносил их правильно: не путал «с» и «ш», не использовал горловое «р» и т. д.

— Когда первоклассник учится писать, он мысленно проговаривает слова и анализирует свою речь. Если у ребенка есть стойкая замена звуков, например, «р» он всегда заменяет на «в» или «л», то он может и писать так, не видя разницы. Важен и его словарный запас, потому что он обеспечивает способность воспринимать информацию и в принципе учиться. Понимает ли ребенок обобщающие категории (какие ты знаешь фрукты, ягоды, насекомых, лесных животных и т. д.), может ли рассказать о себе и ответить на ваш вопрос развернутым предложением? Если да, то его смело можно отдавать в первый класс, — подытоживает логопед-дефектолог.

Фото Сергея Пожоги и из архива

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Депутат Анатолий Булавко: мы должны помнить не только подвиги своих героев, но и поступки недругов

Депутат Палаты представителей Национального собрания Анатолий Булавко в эфире программы «Вечерний политический канал» рассказал, в чем отличие современных нацистов от тех, которые были 80 лет назад, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

skrinshot 20 11 2024 20.58.50

Депутат рассказал, что в Минске проходит суд по делу Константина Смовского, которого обвиняют в геноциде белорусского народа:

— Мы должны помнить не только подвиги своих героев, но и поступки недругов. Об этом нельзя забывать. То, что спустя 80 лет проходит суд, на котором оглашаются факты геноцида белорусского народа, говорит о том, что страна не забывает те страшные события и поступки, которые совершил этот человек. Память о них нужно передавать из поколения в поколение. Подвиги же ветеранов останутся в нашей истории, но, к сожалению, через несколько лет уже практически не останется людей, которые были свидетелями тех событий.

Также А. Булавко обратил внимание, что нацисты со временем не меняются:

— Между людьми, которые 80 лет назад совершали убийства белорусов, и теми, кто сейчас в Польше и Литве заявляет о смене власти в Беларуси, нет никакой разницы. Если они предпримут какие-то действия в отношении нашей страны, после них останется только выжженная земля и ничего больше. Они прекрасно понимают, что «хлебом и солью» их встречать никто не будет. Это очень опасная ситуация, которую нам нельзя допустить.

Справочно

К. Смовский обвиняется по 26 эпизодам преступной деятельности, в убийстве не менее 433 человек, в том числе не менее 130 детей. Кроме того, расследуется его причастность к уничтожению еще более 40 человек. Он известен тем, что возглавлял 118-й карательный батальон практически с момента его создания, который сжег Хатынь и многие другие деревни.

Программа «Вечерний политический канал» выходит с понедельника по пятницу. В эфире обсуждаются актуальные вопросы внутренней и международной политики. В дискуссии принимают участие политологи, депутаты, общественные деятели, медийные личности.

Минчанин повредил дверь такси на ул. Зыбицкой

Нетрезвый минчанин ударил ногой по автомобилю такси на ул. Зыбицкой. Мужчина был оперативно задержан, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «Милиция Минска».

Минчанин повредил дверь такси на ул. ЗыбицкойМинчанин повредил дверь такси на ул. Зыбицкой

Выяснилось, что незадолго до инцидента минчанин отдыхал в одном из заведений. Позже, во время разговора по телефону, он вышел на улицу. Беседа не ладилась и, заметив припаркованный около бара автомобиль, мужчина несколько раз беспричинно пнул его ногой — повредилась дверь машины.

Против нарушителя возбуждено уголовное дело за хулиганство.

Видео из Telegram-канала «Милиция Минска»