Как Алексей Герман добился снятия запрета со своего фильма «Мой друг Иван Лапшин»
Кинокартина «Мой друг Иван Лапшин» была готова к показу в 1982 году. Но фильм режиссера Алексея Германа положили на полку. Почему, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Для Германа это было не впервой. Постановщик понимал, что запрет может длиться десятилетиями. Ведь никто не предполагал, что СССР вскоре прекратит свое существование. То ли от отчаяния, то ли от веры в грядущие перемены он пошел на крайние меры.
О чем кино
Середина 1930-х. Угрозыск городка Унчанска занимается поимкой банды Соловьева. Все оперативники полны оптимизма, верят, что жизнь в стране будет становиться все лучше и лучше. Их начальник Иван Лапшин влюблен в местную актрису Наташу Адашову, которая симпатизирует журналисту Ханину. Он тяжело переживает недавнюю смерть своей супруги и даже пытается застрелиться из пистолета Лапшина. Узнав об этом, Иван предлагает ему встряхнуться и принять участие в задержании банды.
В положении Господа Бога

Юрий Герман
Сценарий фильма по повести «Лапшин» Юрия Германа (отец режиссера Алексея Германа) был написан Эдуардом Володарским в 1969 году. Ему дали рабочее название «Начальник опергруппы». К работе над фильмом удалось приступить лишь спустя десять лет. К этому времени на полке уже лежала картина Алексея Германа «Проверка на дорогах», да и его следующая лента «Двадцать дней без войны» увидела свет только благодаря влиянию писателя Константина Симонова, по произведению которого сняли кино.
Как руководство «Ленфильма» после всех перипетий вновь решилось позволить Герману снимать — загадка. Очевидно, повлияло общественное мнение о том, что каждый его фильм— тектонический сдвиг в советском кино, абсолютная художественная самобытность. Но в новом сценарии были факторы, вызывавшие настороженность у чиновников.
Дело в том, что Юрий Герман писал свою идеалистическую повесть в 1935–1936 гг. о реальных оперативниках уголовного розыска с Васильевского острова Ленинграда. У каждого героя были реальные прототипы. Они, как и сам писатель, верили в светлое будущее, не сомневались, что «взращивают сад, по которому и сами успеют погулять». А потом оказалось, что в 1938 г. все прообразы были расстреляны как враги народа. Выжил только прототип главного героя Иван Бодунов, потому что находился в командировке на Кавказе, где ловил бандитов. И вот теперь постановщик, с его слов, оказался в положении Господа Бога, так как знал, что всему тому, о чем герои мечтают, сбыться не суждено.

Алексей Герман
Поскольку в сценарии существовала детективная интрига (реальное дело уголовников Тюрина и Соловьева), Герману под видом понятого разрешили побывать в следственном изоляторе «Кресты», присутствовать на разных допросах, чтоб почерпнуть впечатления.
Имелась в материале еще одна опорная точка — любовная интрига. Но приключенческая история и лирическая его интересовали меньше, чем сама атмосфера времени, быт 1930-х. Он хотел, чтобы зрители почувствовали свое присутствие в той эпохе, и пришли к субъективному восприятию происходящего на экране.
Изначально задумано, что камера будет хаотично (но лишь на первый взгляд) перемещаться в пространстве, выхватывая предметы и детали довоенной эпохи, с чем прекрасно справился оператор-постановщик Валерий Федосов (ФОТО).
Пунктирное построение детективной линии и любовной истории, перемежающиеся с множеством миниатюр из жизни той эпохи, тоже не случайность, как и чередование черно-белых и цветных сцен. Сложно не согласиться с тем, что Герман каждым своим фильмом обновлял язык кино и старался всех погрузить в созданную им атмосферу.
В роли бандита – бандит
На роль Лапшина режиссер планировал пригласить Алексея Петренко, если тот похудеет на 20 килограммов! Актер не только не похудел, а поправился! Но сыграть хотел и предложил режиссеру удалить из сценария сцену, где главный герой лезет на второй этаж по водосточной трубе. На этом разговор был окончен. Постановщик отправил помощника в провинциальные театры на поиск подходящих типажей. Андрей Болтнев был найден в Новосибирске. Как рассказывал Герман, на пробах он был раскрепощен, так как не верил, что его утвердят. А когда начались съемки, «зажался», и с ним пришлось повозиться.
Параллельно на роль Лапшина пригласили еще одного актера – Юрия Кузнецова из Омска. Но когда постановщик понял, что главная роль ему не достанется, предложил сыграть начальника райотдела милиции.
Для обоих исполнителей фильм стал судьбоносным. Московские и ленинградские режиссеры начали их часто снимать, сделав известными.
На роль журналиста Ханина Герман изначально хотел пригласить Андрея Миронова, чтоб раскрыть его драматический потенциал, преодолев комическое амплуа. Самой сложной для него стала сцена попытки самоубийства, которую он репетировал каждую свободную минуту, несмотря на то, что режиссер советовал просто засунуть дуло пистолета поглубже в рот, вызвав рвотные позывы, а остальное сделает кинокамера.
В ролях второго плана снялись уже тогда узнаваемые актеры Нина Русланова, Семен Фарада, Алексей Жарков. Александр Филипенко признавался, что к периоду работы в ленте он отдавал предпочтение эстраде, где за счет концертов можно было зарабатывать хорошие деньги. Но участие в картине Германа привело к осознанию: нужно возвращаться к профессии драматического актера.
Любопытно, образ бандита Соловьева доверили человеку, действительно отсидевшему 12 лет в тюрьмах за тяжелые преступления, вот такая тяга у режиссера к реалистичности.
Все спорно
Часть ленты снимали под Ленинградом. Но основные сцены – в Астрахани, где на момент работы над картиной (с осени 1981 г. до весны 1982-го), архитектурно ничего в городе не менялось, начиная с 1930-х, а то и ранее. Старые скульптуры гипсовых пионеров, арки, бараки, где продолжали жить горожане, были вполне аутентичны и соответствовали представлениям о довоенном времени.
Единственное, что напоминало о современности — трамваи. Поэтому пару старинных трамвайных вагонов по железной дороге доставили из Ленинграда.
Так случилось, что начальник Управления МВД Астрахани был преданным поклонником Миронова и постоянно пытался его пригласить на застолья с коньяком и черной икрой. Андрею Александровичу приходилось соглашаться, так как взамен в городе все вопросы для киногруппы решались оперативно, от перекрытия улиц до предоставления зданий для съемок.
А еще Миронов два раза был вынужден буквально окунуться в грязь лицом. Когда по сюжету его персонажа ранил Соловьев, он должен был упасть в самое месиво. После первого дубля оказалось, что камера выдала брак. На следующий день пришлось все повторить.
По окончании работы в Госкино СССР вынесли вердикт, что картина дегероизирует работников правоохранительных органов. Лжет об их быте в 1930-е годы, мол, не жили тогда 4–5 взрослых людей в одной комнате коммуналки.
Фильм запретили. Было немало утверждавших, будто прокат разрешили только после начала перестройки. Это не так. После смерти Брежнева и прихода к власти Андропова Герман написал ему лично письмо, в котором критиковал руководство советского кинематографа. Как ни странно, перед самой своей кончиной, в феврале 1984 г., Юрий Владимирович снял запрет на показ, состоялась премьера. Говорили, что любивший читать Андропов был поклонником отца режиссера, писателя Юрия Германа.
В 1986 г. режиссера и исполнителей ряда ролей удостоили Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Фильм получал призы на кинофестивалях в Локарно и Роттердаме и стал еще одним признанным киношедевром Германа, о котором продолжают периодически спорить и сегодня.
Еще материалы рубрики:
Когда 31-летний Николай Рыбников пришел сниматься в «Девчатах», все увидели огромный живот и лысину
Классика советского кино. Как снимали фильм «Пять вечеров» с Гурченко и Любшиным в главных ролях
На первом просмотре Шолохов вышел из зала и уехал из студии. Как снимали фильм «Судьба человека»
Почему режиссер Григорий Чухрай заменил исполнителей главных ролей. Как снимали «Балладу о солдате»
В машине, где сидел Булдаков, отказали тормоза. Как снимали фильм «Ради нескольких строчек»