Как добавить Минску столичного лоска и будет ли кольцевая линия метро — Сивак о планах развития города
О планах по развитию Минска и городов-спутников, о скоростном трамвае и о внедрении современных технологий в городскую среду. Председатель Мингорисполкома Анатолий Сивак дал большое интервью генеральному директору информационного агентства «Минск-Новости» Юрию Козиятко.
— Анатолий Александрович, около ратуши уже установили торт ко Дню рождения Минска. Но праздник — повод не только кушать что-то вкусное, петь, танцевать, но и продемонстрировать успехи и возможности столицы. Какие из последних достижений Минска Вы могли бы назвать прежде всего?
— Я бы выделил два масштабных события, которые в нынешнем году имели для города большое значение. Это II Европейские игры и состоявшийся на этой неделе легкоатлетический матч Европа — США. К ним столица готовилась не один месяц. Это значимые мероприятия для страны в целом. Опыт, который мы приобрели, неоценим и даст возможность более уверенно заниматься всеми организационными вопросами, когда в очередной раз мы будем принимать соревнования международного уровня.
— Вы очень активный мэр, регулярно объезжаете город, смотрите, где и что можно улучшить, как идет ремонт, строительство… Приходится ли беседовать с горожанами, чтобы сверить планы городских властей с мнением людей? Что они говорят и как учитываются пожелания минчан при развитии города?
— Развитие города как раз-таки и основано на мнении горожан. Глобальных вопросов люди не задают. Недавно на улице Бурдейного подошли минчанки, сказали, что их двору требуется ремонт. И подобные проблемы беспокоят многих горожан — то, что находится рядом, по месту их жительства. Злободневные проблемы, которые мы должны решать достаточно быстро. Есть и большие, сложные вопросы, но о них речь идет, как правило, во время личных приемов. Люди активно приходят на такие встречи. С одной стороны, это тревожный звонок — человек вынужден обращаться по второму кругу. А с другой — есть и положительный момент: горожане надеются, что в ситуации все-таки разберутся. И понимают, что она сложная, требует определенного времени, так как нужно принимать решения по корректировкам, в том числе и генплана.
— Вы сказали, что город развивается в соответствии с пожеланиями людей. Но у меня, например, никто не спрашивал, нужно ли строить Каменную Горку или какой-нибудь бизнес-центр…
— Вы просто не замечаете. Законодательством предусмотрено общественное обсуждение градостроительной документации — и генпланов, и проектов детального планирования. И это происходит. Да, не 100 % граждан приходят на такие собрания, но есть активные горожане, которые болеют не только за конкретный двор, но и выступают, например, за сохранение зеленых зон в целом по городу. И их позиция, безусловно, учитывается. Другого механизма нет.
— Кто хочет, тот участвует?
— Абсолютно. И мнение учитывается. Но происходит это не в таком виде: передвиньте дом вот сюда и всё! Разбираемся, что нужно сделать, чтобы достичь определенных параметров градостроительной документации, улучшая экологию, увеличивая количество бассейнов, школ, детских садов, объектов, предназначенных для активного отдыха. И конечно, такие проблемные моменты, как большие очереди в медицинских учреждениях или переполненные классы, потом выливаются в определенные расчеты и принятие соответствующих решений при строительстве того или иного объекта. Второго сентября открывали 93-ю школу, и там люди задали вопрос о поликлинике. Сейчас ведем ее проектирование.
— Вы сказали о переполненности классов, давайте поговорим о переполненности города. Минск растет в том числе за счет притока иногородних. Есть опасность перенаселенности. Надо ли с этим бороться, сдерживать эту тенденцию?
— Слово «борьба» в данном контексте, наверное, неправильное слово. Здесь не может быть борьбы за то, чтобы сдерживать численность населения искусственным образом или какими-то директивами. Ранее было так: нет прописки — не брали на работу. Или не поставят на очередь, если ты 10 лет не прожил в Минске. Но сегодня люди практически без очереди приобретают квартиры, строят коммерческое жилье. И такой способ обзавестись собственными квадратными метрами более эффективен, чем ожидание в общей очереди. И здесь ограничения неприемлемы. Есть города, где работающих больше, чем постоянно проживающих. Главное — обеспечить транспортную доступность.
Знаю людей из Молодечно, которые никогда не трудились в родном городе. Женщины, воспитывающие детей, всю жизнь ездили на работу в Минск. Это был их выбор: жить в спокойном районном центре, а зарплату получать в столице. И сделать его позволила возможность быстро добираться до Минска, хорошая логистика. К этому надо стремиться. Мы хотели бы, чтобы появлялись поезда, которые будут доставлять пассажиров со скоростью 250 км/час. Да, они стоят дороже. Но процесс идет. Те же дороги, которые строятся вокруг Минска в направлении областных центров, позволяют людям быстрее добираться на работу в столицу. Это один из моментов.
И второй нюанс, который, возможно, не сразу все понимают и принимают. Минчанин — это не только тот, кто живет на территории города, но и тот, кто приехал в столицу работать. Никаких ограничений ни по медицинскому обслуживанию, ни по получению образования для иногородних не должно быть.
Необходимо обеспечить доступность всех услуг, которые Минск может предоставить любому гражданину. И тогда вопрос, где жить — в столице или в соседнем райцентре, не будет стоять так остро.
А на счет перенаселенности Минска, это относительное понятие. Минск в определенной мере уже не обычный город, таких городов не так-то много… Когда мы с любой стороны к столице подъезжаем, видим зеленую зону — поле, лес. И только потом — многоэтажки. Ведь зеленая зона находится в шаговой доступности, в течение 30 минут можно оказаться за городом, на природе.
— Актуальным становится строительство городов-спутников. Какими «калачами» выманить людей за пределы «кольцевой»?
— А почему нужно их выманивать?
— Разве города-спутники не для того, чтобы избежать все-таки давки в столице?
— Лично мне хватает пространства в Минске, а если ощущается недостаток воздуха, можно рассматривать вариант переселения в город-спутник. Мы не выманивать должны, а предоставить человеку выбор. Если удобнее там построить квартиру, он построит, заплатив меньше за квадратный метр. В Минске цена, так или иначе, не будет меньше — тяжелее инфраструктура, сложнее со свободными площадками.
Минск участвует в финансировании городов-спутников, хотя Смолевичи находятся на территории области, под ее юрисдикцией. Но это не только стремление кого-то туда переселить, это, в первую очередь, способ получать ресурс. Ведь местный бюджет пополняется не только там, где человек работает, но и там, где проживает. Как правило, по месту жительства он оплачивает коммунальные услуги, тратит деньги в магазинах, в зонах отдыха. Если этот подход понимают мои коллеги из области, это очень хорошо. А если мы поставим задачу кого-то туда выпихнуть, это не верно.
— Любой градоначальник, хотел бы он этого или нет, ассоциируется с какими-то переменами в городе. Вам, в прошлом министру транспорта, эта тема, наверное, ближе всего? Какие изменения планируются? Получит ли приоритетное развитие электротранспорт? Очевидно, что строительство атомной станции к этому подталкивает. И Президент Лукашенко как будто намекает, высказывая личные симпатии к электромобилю, электромотоциклу…
— Мы уже приняли решение по развитию инфраструктуры электротранспорта. В первую очередь — зарядные станции, которые позволят увеличить количество частных легковых электромобилей на улицах города. Для меня это понятные вещи, потому что мировая тенденция, за которой мы должны успевать — рост доли электротранспорта, является решенным вопросом. И мы прошли уже границу принятия решения. Электротранспорт будет только развиваться. Что еще важно? Я считаю, что ранее недостаточно внимания уделяли трамваю. Он сам по себе не очень-то, может, отличается от автобуса или троллейбуса. Но есть определенные проблемы с перекрытием движения. Например, произошло ДТП на трамвайных путях и останавливается целая линия. Чего нет в метро, на железной дороге. Нужно создавать опорную сеть рельсового транспорта, включающую и метро, чтобы перевозить большое количество людей от пересадочного узла к пересадочному узлу.
Планируется выделить линии, которые никак не пересекаются с автомобильными транспортными потоками, с пешеходными зонами, всё будет находиться на разных уровнях. 25 существующих километров — это трамвай, который фактически работает в условиях городского автобуса. В генплане — 69 новых километров. Одна очень важная для нас линия, фактически дублирующая кольцевую дорогу, соединит станции метро и все районы вдоль МКАД. Над скоростным трамваем мы уже работаем.
Что касается развития метро в Минске, то оно не будет останавливаться. Но его наружным аналогом будет скоростной трамвай, который не будет уступать подземке по длине состава, количеству перевезенных человек, по возможности следовать жестко по расписанию, с небольшими интервалами в часы пик. Здесь, конечно, свою роль играет цена — стоимость прокладки метро под землей более высокая.
— В газете «Вечерний Минск» 50-летней давности читатель спрашивал: когда же пойдет трамвай по улице Харьковской? Ему ответили: по плану развития города — в 2015 году. Но до сих пор трамвая там нет. Не вспомнят ли через полвека и о скоростном трамвае из Сухарево, как о несбывшемся проекте?
— Не думаю. Так как реализация проекта начнется именно с этого участка.
— Он должен все-таки дойти до Кальварийской или до вокзала?
— Есть различные мнения. И в Мингорисполкоме это было предметом обсуждения. Сегодня для нас и для пассажиров важнее кольцо, которое необходимо замкнуть. А потребность отвезти граждан из Сухарево или откуда-то еще на вокзал весьма спорная. На определенном этапе приняли почему-то решение, что в центре города необходим один крупный пересадочный узел. И из этого строили свою стратегию и тактику.
Сейчас мнение такое: должна быть система пересадочных транспортных пунктов, потому что нелогично всех пассажиров свозить в центр города, а потом развозить по окраинам. Сегодня полным ходом идут строительные работы на автомобильных кольцах, чтобы замкнуть их: улицу Толстого соединить с новым участком — улицей Домашевского. Есть в генплане идея закольцевать линии метро.
Эту функцию должен как раз-таки выполнить трамвай. В идеале переустройство всей транспортной схемы должно быть подчинено принципу сухих ног. Человеку должно быть удобно, выходя из дома, он не должен думать: надевать ли ботинки на толстой подошве, чтобы месить соленый снег, или перепрыгивать через лужи? Но за один день это не делается. Главное, что есть движение.
— С каждым днем в нашу столицу прибывает все больше туристов. Люди из десятков стран мира могут въехать в страну без визы через минский аэропорт. Приземлившись, хочется побыстрее добраться до города. Как говорится, есть проблема… Появится аэроэкспресс?
— Строительство железнодорожной ветки после введения в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы приобрело большую актуальность. Сейчас идут предпроектные проработки. Заказчиком выступит наверняка Белорусская железная дорога. Город также возьмет на себя определенную финансовую нагрузку в поддержке этого сообщения. Хоть это и республиканская структура, но речь идет о соединении двух территорий Минска, потому что аэропорт относится к столице, мы заканчиваем внесение нормативного акта по передаче нам земель в районе Национального аэропорта. Нашу инициативу поддержал Президент, поэтому будем развивать и транспортную инфраструктуру. Но для начала необходимо четко и быстро отработать вопросы градостроительной документации. Распланировать, где что будет находиться, куда будет подходить аэроэкспресс.
— От большого транспорта к маленькому, к новшествам, которые появились в Минске. Желтенькие самокаты и велосипеды напрокат — повсюду! На тротуарах, газонах, только у входа в горисполком их не увидел. Может, подчищаете территорию?
— Если бы сотрудники горисполкома ездили на таких велосипедах, они бы оставляли их у крыльца (улыбается). Вы нас скорее переоцениваете. Хотя вполне возможно, что это бойкое место и велосипеды здесь востребованы, поэтому вы их не увидели.
— На одном из совещаний вы заметили, что необходимо посмотреть, насколько портят облик города брошенные где попало велосипеды и самокаты. Надо ли это поправить? И приживется ли в столице такая услуга?
— Мы рассматриваем различные подходы, в том числе необходимость менять Правила дорожного движения, появились и налоговые вопросы. Есть города, которые первыми внедрили подобные сервисы, у них сложился определенный опыт. Не думаю, что мы должны открыть что-то новое, тем более учиться на собственных ошибках достаточно накладно для городского бюджета.
Опять же не могу назвать это удобным способом добираться на работу. Если вы готовы приехать в офис на велосипеде, то как минимум вам нужен после этой поездки душ…
— На электросамокате не нужен. И, наверное, в первую очередь для туристов важен такой способ мобильности.
— В города, которые называют велосипедными столицами Европы, мы отправляем специалистов для изучения опыта. Велодвижение действительно востребовано многими людьми и приносит свои плюсы: формирует здоровый и активный образ жизни, позволяет мобильно перемещаться. Однако прежде всего велосипедная инфраструктура нужна для минимизации конфликтов с пешеходами, автомобилями. И, безусловно, она будет развиваться. Но это не значит, что мы сейчас бросим все ресурсы на развитие велосипедного движения и перестанем развивать автомобильную инфраструктуру, рельсовый транспорт. Конечно, здесь будет учитываться соотношение всех эффектов для города.
— На одной из пресс-конференций Президент Лукашенко заметил, что Минску не хватает лоска. Он пояснил, что речь идет о завершенном облике микрорайонов, о том, чтобы каждый уголок столицы имел свой смысл… Как решается эта задача?
— Мы плохо эксплуатируем то, что у нас есть. Все жалобы минчан на разрушенные лестницы, неэксплуатируемые годами бассейны, немотивированные раскопки по городу — всё это низкое качество как строительных, так и ремонтных работ и отсутствие жесткого контроля за их выполнением.
Мы строим новое, но у нас не ремонтируется существующее. Нам необходимо привести в порядок Слепянскую водную систему, набережную Свислочи в районе парка Горького. В настоящее время есть несколько предложений и они уже учтены при планировании бюджета следующего года. Процесс идет, и здесь будем наводить порядок!
— А что значит сделать Минск умным городом?
— А сегодня он неумный? (Смеется.)
— Не настолько, чтобы называться умным в современном смысле… Информации, коммуникации, Интернет — весь комплекс, чтобы облегчить управление городом и жизнь горожан. Как Вы это представляете, что должно произойти — компьютеры стоять на каждом углу или чтобы человек, не выходя из дома, при помощи гаджетов свои потребности осуществлял и контакты с властью мог поддерживать?
— У вас лично есть эти потребности? Вот у меня, честно признаюсь, таких потребностей нет. Я условно, конечно, говорю. У каждого человека свои взгляды на эти процессы.
Что в моем понятии «умный город»? Я бы так сформулировал: умный город — это возможность всех субъектов, предприятий, госорганов, горожан понять, принять и внедрить лучшие достижения науки, лучшие технологии, лучшие производства.
Понять, что именно это нам необходимо, затем принять соответствующие решения. К примеру, перейти, допустим, на оплату проездного билета с помощью смартфона или другой технологии. А дальше всё это внедрить, чтобы работало. Но опять же вопрос: а у всех ли горожан есть возможность приобрести нужный смартфон, чтобы оплатить проезд? И стоит ли отказываться от возможности покупки билета в кассе?
— Когда говорят «Эйфелева башня», мы знаем, что это Париж, при слове «карнавал» на память приходит Рио-де-Жанейро, «Октоберфест» — это Мюнхен, Бавария… Что должно появиться в Минске — какие визитные карточки или события, чтобы город был узнаваемым в мире?
— Вы это сводите к туризму. Но у нас не будет Колизея, потому что его нет. Наверное, и футбольный клуб, как «Бавария», не скоро появится и «Октоберфест» мы сюда не перетянем с вами. Но с чего-то надо начинать, и международные соревнования, о которых я говорил, дают неплохой эффект, в том числе и экономический. Некоторые эксперты, к примеру, пишут, что в Минске улучшились цена-качество блюд в кафе и ресторанах. И действительно, проведение различных городских мероприятий, к которым я отношу и спортивные, дает возможность столичной сфере обслуживания выйти на новый уровень.
В настоящее время идет поиск, нащупывание своей какой-то темы, а оценка может быть только внешняя. Гости города оценят лучшее и определятся, что им нравится. Тусовочный туризм — недавно услышал такое определение. Этому способствует безвизовый режим. Краткий визит: посмотрели — уехали, потому что сделать длительную экскурсию по столице или организовать ее по всей республике пока сложно. Мы пройдем этот этап, и у нас точно появится своя визитная карточка.
Главное — не упустить момент и подхватить то, что востребовано, и бизнес должен подключиться.
У Минска есть свое лицо. Город имеет достаточно большие показатели по плотности и в то же время большие зеленые зоны. Хорошая доступность к окружающей природе. Водная система, которая пересекает город и придает столице свою неповторимую особенность.
И во многом нам помогает решение Президента — не пускать город дальше. Я знаю позицию Главы государства, он очень требовательно относится к застройке зеленого пояса между второй и первой кольцевой дорогой. Сейчас совместно с Минской областью готовится градостроительная документация. Ни в коем случае нельзя заполнить пространство многоэтажками. Мы больше потеряем. Надо ценить возможность фактически перейти кольцевую дорогу и попасть в лесной массив.
— Анатолий Александрович, планы, о которых Вы говорите, пронизаны заботой о минчанах, дай Бог, чтобы так и было. А что Вы хотите пожелать жителям столицы накануне Дня города?
— Просыпаться утром с хорошим настроением! Всё, что мы видим вокруг, зависит от того, как мы смотрим на мир, от наших мыслей. Если настроение хорошее, значит, и взгляд на свою жизнь и город будет на том же уровне.