Как фотожурналист Юрий Иванов сделал Минск известным на весь мир
Юрий Иванов ведет фототеку с 1965 года, был удостоен награды World Press Photo, а его снимки печатались в известных зарубежных журналах. Как белорусский фотожурналист сделал Минск известным на весь мир — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В команде 100
Руководители и специалисты разных научных организаций здания на ул. Сурганова, 1, корпус 2, знают, чей кабинет находится за железной дверью на 2-м этаже. Здесь работает самый знаменитый белорусский фотожурналист Ю. Иванов. В свои 85 лет он сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН. Все пространство кабинета уставлено шкафами с фотоальбомами и фотографиями. На столах и у окна — коробки с аппаратурой. Мастер наливает мне чай и начинает рассказ:
— У каждого человека в жизни был свой звездный час. Для меня это международный фотопроект «Один день из жизни Советского Союза». Он был шестым в серии, которую придумали молодые американцы Рикс Молон и Дэвид Коэн. К середине 1980-х издательство Collins Publishers уже выпустило альбомы об одном дне из жизни США, Японии, Канады, Австралии, Гавайев.
Для проекта об СССР отобрали 100 фотографов: 42 советских, 8 — из соцстран, а также 50 американцев и европейцев. Накануне дня съемки их собрали в Москве и выдали каждому пленки «Кодак», выпущенные специально для этого проекта. И фотографы разъехались по всему Союзу. 15 мая 1987 года в течение суток эта команда вела съемку на территории от Дальнего Востока и Камчатки до Ленинграда и Прибалтики.
— Снимать в БССР назначили одного меня, — отмечает Ю. Иванов, доставая увесистый альбом формата А3. — В результате в проект попали мои фото трехкратного олимпийского чемпиона Александра Медведя в мастерской скульптора Ивана Миско, зарядки возле школы на улице Могилёвской и летучки на Минском тонкосуконном комбинате.
Особо важное партийное задание
За две недели до съемок Ю. Иванову сообщили, что его отобрали в группу 100 лучших фотографов мира. Ему требовалось подготовить сюжеты о Минске. Как позже выяснилось — резолюцию на съемки по Союзу команды американского проекта написал сам генсек ЦК КПСС Михаил Горбачёв. Поэтому организационная поддержка на местах была на высшем уровне.
— Меня пригласили к первому секретарю ЦК Компартии БССР Ефрему Евсеевичу Соколову, и передо мной для съемок открылись все двери, — вспоминает мастер. — Соколов, сам брестчанин, хотел дать мне самолет — слетать на съемку в Брестскую крепость. Но дорога отняла бы много времени, и я решил снимать в Минске. Ефрем Евсеевич согласился.
К пропаганде своих достижений и тем более к их демонстрации на мировой арене в Союзе относились всерьез. В столичном горкоме партии прошло собрание по проведению фотопроекта с участием директоров предприятий. И Соколов сказал: «Слушайте Иванова». А сам выделил фотокору для оперативности машину с телефоном, что в те годы было большой редкостью.
— Мне требовалось продумать интересные кадры и все для них организовать, — поясняет Ю. Иванов. — График расписал по минутам. Технику БЕЛАЗа, МАЗа и Могилёвского автозавода решил снимать возле Кургана Славы, ее должны были в нужное время туда доставить. А в Ратомке рядом с сотней лошадей запланировал сфотографировать трактор МТЗ-100 с мотором мощностью 100 лошадиных сил. Его крышу пришлось покрасить в желтый цвет, чтобы она выделялась на снимке.
Организаторы-американцы потом сказали Иванову, что это реклама, и за ее размещение в альбоме об СССР надо платить. Потому фото с белорусской техникой жюри исключило из конкурса сразу.
Самый же знаменитый снимок Иванова — «Летучка» — сделан на Минском тонкосуконном комбинате.
— Я пришел туда и увидел, что в ткацком цехе работницы ходят в косынках, — вспоминает Ю. Иванов. — Попросил, чтобы всех их одели в одинаковые красные косынки. И сказал: «Здесь проведем летучку». Мне принесли стремянку, чтобы снимать с верхней точки. Под потолком заменили несколько перегоревших ламп дневного света.
А затем Иванов попросил секретаря парткома комбината найти ему одного лысого мужчину для кадра! Секретарь сперва удивился, а потом сказал: «Для съемки будут двое лысых: директор и главный инженер».
— Все прошло успешно, и уже 16 мая я был с отснятыми пленками в Москве, — рассказывает мастер. — Их проявляли в Испании, а затем отвезли в США. Отбирали фото не по фамилиям авторов, а по художественной ценности, времени суток и местам съемки. Работы далеко не всех участников проекта попали на страницы альбома. А я единственный, у кого вышли три снимка. И все они напечатаны на развороте. После каждому фотографу американцы вернули пленки в виде слайдов. Эти коробочки у меня хранятся до сих пор. Альбом «Один день из жизни Советского Союза» отпечатали в Японии на английском, французском, немецком и японском языках. Предлагали выпустить и на русском, но в Москве сказали: «Нам это не надо».
Приз для «ленивого»
За фотографию «Летучка» он был удостоен награды самого престижного в мире конкурса для фоторепортеров — World Press Photo. Его ежегодно проводят в столице Нидерландов Амстердаме.
— Приезжаю в 1988-м в Агентство печати «Новости» в Москве и слышу: «Юра, поздравляем тебя с победой!» — вспоминает собеседник. — Я ленивый человек, никогда работы на конкурсы не отправлял. Поэтому ответил: «Не может быть!» А потом увидел этот снимок в журнале «Огонек». Оказывается, американцы сами послали мою «Летучку» на конкурс десятилетия World Press Photo. В конце 1980-х в Советском Союзе произошла перестройка. Возможно, жюри искало снимок с ее символом.
А позже это фото попало в число 118 знаковых снимков десятилетия, которые отбирает по всему миру американский журнал Time Life. Для понимания серьезности конкуренции отметим: в 1988 году только в США было опубликовано 15,46 млрд снимков. И единственным фото из СССР за 1980–1990-е стала «Летучка» Юрия Иванова. Time Life напечатал ее у себя на развороте с подписью «Диктатура пролетариата». Якобы перестройка началась с того, что рабочие собрались на летучке и сказали директору и главному инженеру: «Давайте менять жизнь!»
По словам Ю. Иванова, знаменитый кадр отпечатали размером 2 × 3 м и экспонировали в Национальном художественном музее в Минске. На это мероприятие фотограф пригласил некоторых героев снимка. Одна из ткачих сказала в интервью телевидению, что ей пришло письмо из Австралии от миллионера с предложением выйти за него замуж. Он увидел ее на фото и влюбился. Она тогда отказалась, а теперь жалеет. А «Летучку» в суперформате 2 × 3 м Ю. Иванов подарил музею Минска, она хранится там в запасниках.
Минская эпопея
Ю. Иванов родился 17 июня 1939 года в Симферополе. Его мама из Брянской области, а папа — из Горловки, самого сердца Донбасса. Как родители оказались в Крыму, Юрий не знает, был тогда маленьким. Его отец работал в Феодосии начальником одного из цехов на военном заводе. С началом Великой Отечественной предприятие эвакуировали в город Уральск в западном Казахстане. И вся семья вместе с Юрием и его старшей сестрой переехала туда.
А в 1956-м, когда он окончил 10 классов, отцу предложили переезд в Минск, Киев или Одессу. Выбрали столицу БССР, потому что там сразу давали квартиру.
— Так наша семья оказалась здесь, — поясняет Ю. Иванов. — В этом городе я и состоялся. Начинал в 1962-м в газете «Знамя юности». А с 15 апреля 1965 года работал собственным фотокорреспондентом по БССР от всесоюзного Агентства печати «Новости». В 1965-м АПН издавало 64 журнала о Советском Союзе, которые выходили в разных странах мира. Мы показывали в них жизнь СССР. Одним из ведущих жанров для нас был фотоочерк. Я веду свою фототеку с 1965 года.
С этими словами Ю. Иванов открыл на компьютере папки со снимками почти 60-летней давности. Вот фото старой Немиги, сделанное в 1965-м. Узкая улочка с домами довоенной постройки. Теперь там почти все снесено. А Дом правительства со старыми зданиями напротив заснят к 900-летию Минска. Парковая магистраль возле Дворца спорта — ныне пр. Победителей — в 1967 году была с деревьями и зеленой зоной внутри автотрассы. Запечатлел Иванов и круглую площадь Победы — сейчас она овальная.
— А это выход первого номера «Вечернего Минска» 1 ноября 1967-го, — открывает файл автор. — На фото — главный редактор Георгий Лысов, Аркадий Бржозовский в типографии. Первый тираж газеты отправили под нож из-за пропущенной в слове буквы. Потом отпечатали заново уже без ошибки. А вот фото 1966 года с сестрами близнецами, которые в один день родили сыновей. Я послал его в Москву, и снимок обошел все газеты мира. Его даже напечатала на первой странице британская Daily Mirror с текстом: «В Минске (недалеко от границы с Польшей) произошел забавный случай». С этого момента началось мое повествование о столице БССР. Благодаря АПН о ней узнали во всем мире.
Мастер начал листать снимки на экране компьютера. Вот «Песняры» у памятника Купале, вот старый музей истории Великой Отечественной войны, вот Пётр Миронович Машеров с партизанами, чернобыльская съемка. Ю. Иванов также запечатлел на фото исторический момент подписания Беловежских соглашений в Вискулях, прекративших существование СССР. 7 и 8 декабря 1991-го в Брестской области стояли 25-градусные морозы, будто сама природа оцепенела от такого события.
Своей самой значимой работой современности Ю. Иванов считает съемку галереи портретов академиков и членов-корреспондентов НАН. Очень этим гордится. За нее он в 2019 году награжден Почетной грамотой НАН Беларуси.
Фото Юрия Иванова и автора
Читайте также:
- Секретный счет СС, подлодка «Акула», как в США душили «красную угрозу». Этот день в истории: 23 сентября
- Можно ли воссоздать облик по черепу, и как Луис Корвалан оказался в Минске. Этот день в истории: 21 июля
- Фильм «Директор», программа «500 дней», родились Анофриев и Тухманов. Этот день в истории: 20 июля