Как Гагарин спас песню Колмановского, а «Шоссе в ад» вывело АC/DC к успеху. Этот день в истории: 27 июля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 27 июля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1784 год. Родился Денис Давыдов, герой войны 1812 года, военный писатель и поэт, прославлявший в своих стихах Отечество, солдатскую удаль и любовь
За тебя на черта рад,
Наша матушка-Россия!
Пусть французишки гнилые
К нам пожалуют назад!
Такие стихи сочинял поэт-партизан и гнал врага прочь с родной земли. Что о нем известно? Бесстрашный вояка, пылкий влюбленный, забияка и дебошир, преданный друг.
Под его руководством было создано и набрало силу партизанское движение. Идея бороться против врага, нападая на него с тыла в тот момент, когда он меньше всего ожидает удара, принадлежала Д. Давыдову и была одобрена и поддержана самим Михаилом Кутузовым. Поэт разработал стратегию и тактику партизанского движения, проявив себя как практик, на деле реализующий свои безумные затеи. После того как его чуть не убили земляки-крестьяне, приняв форму Ахтырского гусарского полка за одеяние супостатов-иноземцев, Д. Давыдов принял решение (довольно смелое для тогдашнего щеголя) сменить великолепный наряд, от которого красотки чуть ли не лишались чувств, на простую крестьянскую одежду. Эта мера не только устраняла опасность быть случайно убитым непросвещенными соотечественниками, но и позволяла свободно перемещаться, не привлекая внимания врага.
Кстати, о красотках. Д. Давыдов был любимцем женщин: редкая дама могла устоять перед обаянием этого невысокого роста человека, что послужило причиной множества дуэлей. Он всегда выходил победителем — и в воинских, и в любовных сражениях.
Д. Давыдов был новатором не только в искусстве ведения боя. Одним из первых в поэзии он стал писать стихи простым языком, за что неоднократно подвергался критике: мол, общаясь с простолюдинами, сам опустился до их уровня. Но даже великий Александр Пушкин признавался, что простоте слога он учился у Д. Давыдова.
1794 год. Во Франции происходит переворот 9 термидора, который низверг якобинскую диктатуру и фактически положил конец революции
Термидор — название месяца французского революционного календаря, в который началась расправа над основными фигурантами Великой французской революции, — давно уже стало нарицательным понятием. Переворот возглавили Жозеф Фуше, Жан Тальен и Поль Баррас.
Когда в Конвенте объявили о решении арестовать главу якобинцев Максимилиана Робеспьера, он воскликнул: «Республика погибла, настало царство разбойников!»
Вечером 28 июля М. Робеспьера и 21 его сподвижника казнили без суда и следствия. Когда их везли из тюрьмы к эшафоту, женщины плясали за тележкой и оскорбляли М. Робеспьера. По дороге он увидел, как ребенок мажет кровью двери дома Дюпле, в котором он жил, и отвернулся.
Парижане восприняли случившееся с воодушевлением: М. Робеспьер был одним из инициаторов кампании террора и массовых казней, чьими жертвами оказались не только монархисты, но и многие вчерашние сподвижники якобинцев.
Вскоре Революционный трибунал был лишен своих чрезвычайных полномочий, Коммуна заменена административной комиссией Конвента, Якобинский клуб закрыт, а в июне 1795 г. и само слово «революционер», ставшее символом всего якобинского периода, запрещено.
1924 год. В Париже торжественно закрывают VIII Олимпийские игры
В соревнованиях, проходивших с 5 по 27 июля, приняли участие 3 089 спортсменов из 44 стран. Было разыграно 126 комплектов медалей в 17 видах спорта.
В медальном зачете первое место заняла сборная США — 99 наград (45 золотых, 27 серебряных, 27 бронзовых). На втором месте сборная Финляндии — 37 (14 — 13 — 10). Замкнула первую тройку Франция — 38 (13 — 15 — 10).
Париж стал первым городом, которому дважды доверили организацию Олимпийских игр (первый раз они прошли там в 1900 г.).
Игры-1924 побили все рекорды посещаемости. В общей сложности соревнования посмотрел 625 821 человек, а сумма кассовых сборов превысила 5,5 млн франков. Из них почти 2 млн франков принес футбол, в котором участвовало 22 команды. Впервые на Олимпиаде выступили заокеанские футболисты — уругвайцы. И как выступили! Новички в блестящем стиле разгромили с внушительным счетом — 7:0 — сильную команду Королевства сербов, хорватов и словенцев. До финала турнира они дошли с поразительными показателями — 17 забитых и лишь 2 пропущенных мяча. А в финале южноамериканцы уверенно победили сборную Швейцарии со счетом 3:0 и взяли олимпийское золото.
1979 год. Выходит альбом австралийской группы АC/DC Highway To Hell, один из лучших в тяжелом роке
Накануне записи своего шестого альбома музыканты АC/DC оказались на перепутье. Несмотря на триумфальный прием на родине и достаточно уверенный взлет в Европе, в Америке группа никак не могла добиться успеха. Дошло до того, что альбом Dirty Deeds Done Dirt Cheap там вообще решили не выпускать. Провалился в Штатах и их концертный альбом If You Want Blood You’ve Got It, который, как надеялись в фирме грамзаписи Atlantic, составит конкуренцию триумфальному альбому Alive группы KISS. Главная проблема была в том, что песни АC/DC никак не хотели крутить диджеи FM-радиостанций.
В январе 1979 г. в нью-йоркском офисе Atlantic состоялся серьезный разговор боссов фирмы с тогдашним менеджером АC/DC Майклом Браунингом. Большие люди шоу-бизнеса пытались убедить его в необходимости замены вокалиста Бона Скотта на фронтмена с более подходящим для радиотрансляций вокалом. Но голос Б. Скотта был «фирменным звучанием» группы, ее изюминкой, и пойти на его замену означало потерять свое лицо. Значит, нужно найти продюсера, понимающего толк в коммерческом звуке, заявили на фирме — и это был уже ультиматум.
Проблема была в том, что проект АC/DC был по сути семейным бизнесом братьев Янг, которые его и создали. Ангус играл на соло-гитаре, Малькольм — на ритм-гитаре, а старший брат Джордж — авторитет не только для своих младших родственников, но и для других участников коллектива — был как раз тем продюсером, которого нужно было заменить. Выбор был тяжелым, но в итоге Джорджу пришлось отойти в сторону.
Первоначально для работы над альбомом пригласили Эдди Крамера, сотрудничавшего с самим Джимми Хендриксом. Однако прямо посреди процесса записи он был уволен. «Крамер был немного придурком, — позже объяснил в интервью журналу Guitar Legends Малкольм Янг. — Он посмотрел на Бона и сказал нам: «Ваш парень умеет петь?» Возможно, он и сидел за пультом у Хендрикса, но он определенно не Хендрикс».
Э. Крамера заменил Роберт Джон «Матт» Ланг — и это было попадание в яблочко. Союз с ним оказался настолько продуктивным, что Р. Лангу доверили потом продюсировать и следующие альбомы группы Back in Black и For Those About to Rock (We Salute You). Ланж, сам опытный певец, научил Б. Скотта, как правильно дышать, чтобы технически лучше исполнять такие песни, как Touch Too Much, и при этом сам присоединился в качестве бэк-вокалиста. Продюсер никогда не заявлял музыкантам, что они что-то делают неправильно, но удивительным образом умел улучшить то, что они предлагали, и сам делал важные подсказки.
Highway To Hell стал самым популярным альбомом группы на момент выхода и, по мнению многих фанатов, лучшим в дискографии коллектива. Впрочем, большинство все же сходится в том, что он чуть уступает следующей работе — Back in Black.
«Шоссе в ад» — так переводится название альбома — стало дорогой к успеху, которая вывела-таки группу на американский рынок. Альбом Highway To Hell достиг семикратного платинового статуса и обрел статус культового. Он занял 20-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времен» по версии журнала Classic Rock и вошел в список «500 величайших альбомов всех времен», составленном журналом Rolling Stone.
1994 год. Уходит из жизни один из самых ярких композиторов советской эпохи, народный артист СССР Эдуард Колмановский
Его прославили песни, которые знала и любила вся страна: «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша», «Хотят ли русские войны», «Люди в белых халатах», «Диалог у новогодней елки», «За окошком света мало», «Меня зовут рабочий класс», «Песенка без конца»…
Он родился в Могилёве в еврейской семье. В квартире Колмановских был рояль, оставшийся от прежних жильцов. Инструмент стоял для мебели, играть никто не умел. Как только научился ходить, Эдик стал проявлять к нему неподдельный интерес. Сочинять музыку начал в раннем детстве. Первые музыкальные зарисовки получались наивными и неказистыми, но он быстро учился. Когда мальчик подрос, его отдали учиться в музыкальную школу к известному педагогу Ольге Гнесиной. Потом он получил образование в Гнесинском училище и Московской консерватории.
Первое время после консерватории Э. Колмановский находился в творческом поиске. В 1947 г. был принят на работу ответственным редактором музыкального вещания. Позже стал писать музыку для радиоспектаклей и только после этого всерьез обратился к песенному жанру.
Музыка Э. Колмановского звучит в мультфильмах «Гадкий утенок» (1956), «Али-Баба и 40 разбойников» (1959), «Муравьишка-хвастунишка» (1961), в картинах «Весна на Одере» (1967), «Вас вызывает Таймыр» (1970), телефильме «Денискины рассказы» (1970) и многих других.
Мы выбираем, нас выбирают,
как это часто не совпадает,
часто простое кажется сложным,
черное белым, белое черным.
Эти строки пела в фильме «Большая перемена» от лица своей героини молодая актриса Светлана Крючкова песню Э. Колмановского на стихи Михаила Танича.
Специально для фильма «Три дня в Москве» композитором в сотрудничестве с поэтом Игорем Шафераном была написана песня «Ты говоришь мне о любви». В фильме звучит вокал Нины Бродской, но потом кто только не пел эту песню, которую в народе стали называть «Одна снежинка» по запоминающемуся припеву:
Одна снежинка — еще не снег, еще не снег,
Одна дождинка — еще не дождь.
Даже военные песни, песни с высоким патриотическим содержанием у Э. Колмановского получались искренними и простыми, без ложного пафоса, поэтому немедленно вызывали отклик в сердцах людей. Но именно поэтому не всегда понимались и принимались чиновниками от культуры и идеологами. Так в опалу неожиданно угодила песня «Я люблю тебя, жизнь». Причем покритиковали ее не где-нибудь, а в самой «Правде», что в те времена было равносильно приговору.
Создание этой песни далось композитору нелегко. Марк Бернес, прочитав стихи Константина Ваншенкина, сразу загорелся их исполнить. Нужна была музыка, но композиторы, к которым обращался М. Бернес, сочиняли не то, что он чувствовал. Э. Колмановский был третьим, к кому он обратился. Его музыка тоже не была принята безоговорочно. Композитора это даже несколько уязвило, но он не стал перечить, а доработал с учетом пожеланий М. Бернеса и потом вынужден был признать: так действительно лучше. Публика приняла песню на ура, она стала шлягером. И тут — статья в «Правде». Из-за нее Э. Колмановского, уже собравшегося в заграничную командировку с билетом на руках, в последний момент вычеркнули из списков.
Также неожиданно и вмиг песня была реабилитирована. Случилось это в тот момент, когда Юрий Гагарин, даже не знавший имени композитора, вдруг запел ее в космосе. Песне тут же был дан зеленый свет, и ее стали исполнять буквально повсеместно.
Творческие преграды, конечно, портили кровь композитору, но были вполне обычным делом. По-настоящему большую трагедию Э. Колмановский пережил, когда потерял любимую жену, мать своих двоих сыновей. Они с Тамарой любили друг друга с детства и пронесли это чувство через всю жизнь. Еще в школе, будучи одноклассниками, пообещали хранить друг другу верность. Поженились, когда обоим исполнилось 20 лет, в военном 1943-м. Незадолго до серебряной свадьбы жизнь 44-летней Тамары Наумовны оборвала автокатастрофа. Больше композитор не женился, отведенные ему еще 26 лет жизни оставался вдовцом.
«Он был совершенно замечательным отцом и редким человеком, — рассказывал об Э. Колмановском сын Александр. — Очень ответственно и участливо подходил к моему воспитанию. При его статусе небожителя он проводил со мной очень много времени. Ходил на мои родительские собрания, водил по врачам, брал с собой на курорты — и 15-, и 20-летнего. Он сам выбирал мне одежду. Много что привозил мне из-за границы. И, несмотря на свою некоторую отреченность от быта, всегда угадывал с вещами. Он мог привезти мне какую-нибудь замечательную шапку или костюм, которые потом носились годами».
Как-то Э. Колмановский признался сыну, что его любимая песня — «Я улыбаюсь тебе», которую считал совершенной. Правда, в чем ее совершенство, сын не переспросил, о чем жалеет до сих пор.