Как индиец продвигает йогу в Минске и вместе с женой создает атмосферу родины в белорусской деревне
Каждый хотя бы раз видел занятия по йоге или даже пробовал на себе эту практику. Если некоторым она кажется замысловатой гимнастикой, то для большинства жителей Индии это стиль жизни. Каково индийцу преподавать йогу в Минске и почему он вместе с женой решил воссоздать атмосферу родины в белорусской деревне, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Кулдип Кумар и Татьяна — интернациональная пара. Познакомились на родине мужчины, в Индии, во время одной из командировок Татьяны. До этого она увлекалась философией и декоративно-прикладным искусством этой страны, работала в индийской галерее в Москве.
Минчанка год жила с возлюбленным в Дели. Но признается, после нескольких лет в российском мегаполисе жить в таком же бешеном темпе в Индии не хотелось. У пары возникала мысль поехать в родную деревню Кулдипа, но там, как тогда решила Татьяна, ей будет слишком скучно. Поэтому выбор пал на родной для нее город — Минск. Вместе здесь они живут уже около 10 лет, каждый день из которых включает духовные практики.
— Йогой Кулдип начал увлекаться благодаря дяде, аюрведическому врачу, который показывал азы практик. В 17 лет Кулдип уехал работать в Дели и там в государственном институте йоги прошел обучение, после этого стал практиковать направление каждый день, — рассказывает Татьяна. — Когда задумывались над переездом и стали прикидывать, чем ему было бы интересно заниматься в Минске, поняли, что это будет йога. Это достаточно аутентично: он из Индии, а йога вызывает ассоциации именно с этой страной. К тому же полученными знаниями хотелось делиться.
На первых занятиях сопровождала жена
Чтобы без проблем устроиться в студию, индиец получил международный сертификат преподавания йоги. Вспоминает, что начинать работать было сложно из-за языкового барьера — на занятиях его сопровождала жена. Сейчас появилась база разговорного русского, но подбирать слова бывает сложно. Поэтому о начале работы в белорусской столице рассказывает Татьяна:
— Десять лет назад школы йоги в Минске только начинали открываться, поэтому выбора, куда идти работать, особо не было. Устроиться сейчас было бы проще. Впервые он стал преподавать именно здесь, в студии «Намасте». Помогли найти это место знакомые. До сих пор Кулдип ведет здесь хатха-йогу.
По мнению Кулдипа, для большинства клиентов нагрузки на таких занятиях достаточно. Он дает усредненную практику, которая не требует подготовки и почти не имеет противопоказаний. Для групповых тренировок это оптимально, так как группы не делятся по уровню подготовленности и возрасту.
В индивидуальных тренировках, которые он также проводит, практики подбираются исходя из способностей человека. Группы йог берет несколько раз в неделю: не хочет работать на поток, ведь каждой тренировке нужно отдавать много энергии.
— Еще один нюанс — он никогда не ест за два часа до занятия. Когда бы он делал это, поставив три тренировки подряд? И так принимает пищу 1–2 раза в день. Очень экономичный муж, — смеется Татьяна.
Она отмечает и то, что из-за пандемии спрос на групповые занятия упал. Если раньше приходило по 14–15 человек, то сейчас набирается 5–7.
— Так как наша дочь Камлини часто ходит на йогу с папой, нас еще заинтересовал формат, когда дети занимались бы со своими родителями. Такое мы проводили несколько раз. Но, к сожалению, группы набирались слабо. Возможно, дело в недостаточном пиаре. Попытки прекратили: после пандемии трудно предугадать, как дальше будут жить различные студии и фитнес-залы.
Требуются максимальное расслабление и внимание в моменте, а многие этого не могут
Тренер подчеркивает, что большинство людей приходят на йогу за спокойствием и расслаблением, хотя есть и такие, кто воспринимает йогу исключительно как фитнес или зрелищную практику для красивых фото в Instagram. Но те, кто ходит регулярно, к тренировкам относятся осознанно.
— Поскольку Кулдип дает именно классическую практику, многие отсеиваются на первом же занятии, — делится собеседница. — Он отмечает, что белорусам не хватает расслабления. У нас темп жизни быстрее, чем у индийцев. Парадокс в том, что некоторые, придя сюда, говорят, что им скучно. Все потому, что от них требуются максимальное расслабление и внимание в моменте, а они этого не могут. Но им это нужно больше всего.
Огромную роль здесь играет менталитет. Когда йога попала на Запад, она сильно трансформировалась. Появилось много новых направлений, например йога под музыку, с животными.
Как отмечает Кулдип, ум западных людей более беспокойный. Поэтому людям сложно принять что-то таким, какое оно есть, они хотят преобразовать все под себя.
— Например, Кулдип мог бы создать что-то свое: в различной последовательности поставить асаны, добавить элементов и назвать это «Кулдип-йога». Сказал бы, что эти знания может дать только он, запустил рекламу. Именно так работает ум западного человека, — рассуждает Татьяна. — Но люди Востока в этом плане спокойнее. Ведь гораздо сложнее просто преподавать традицию такой, какая она есть.
Если говорить о разнице в той йоге, которую преподают в Беларуси, и традиционной индийской, то она значительна.
— Классический урок йоги в Индии — это простота и максимальное погружение в себя. Люди обязательно будут в просторных одеждах из натуральной ткани, никаких модников там не найдете. На занятиях никто не смотрит, у кого какой коврик и цвет костюма, — подчеркивает Татьяна. — Однажды Кулдипа пригласили на ежегодное празднование Международного дня йоги в Минске. Когда он попал туда первый раз, был в шоке. Девочки в топиках, облегающих легинсах… Йога в Индии больше про духовный аспект, а не про внешнюю красоту.
В семье не едят мясо и рыбу, а дочь — вегетарианка с рождения
Сама Татьяна начала увлекаться йогой после знакомства с будущим мужем. Она рассказала, что практика помогла избавиться от проблем со здоровьем. Несмотря на хорошую базу и пройденные в Индии курсы, желания преподавать у минчанки нет. Все знания она использует для поддержания нормального самочувствия.
Вечером по плану медитация и дыхательные практики по 20–30 минут. С утра — хатха-йога, чтобы проснуться. В этом иногда участвует и дочь Камлини, а вот семейная йога из-за несовпадения графиков редкость. В основном провести время в совместной медитации получается летом.
Кроме любви к йоге семью объединяет и приверженность вегетарианству.
— Я стала вегетарианкой до знакомства с мужем. Всегда экспериментировала с питанием, чтобы решить проблемы со здоровьем. Но я, например, ем яйца, а Кулдип и Камлини — нет. Я предлагала дочке попробовать такую еду, но она сама отказывалась. Хотя никаких бесед муж или я с ней не проводили. Возможно, передалось от папы. Она чистая вегетарианка с рождения и на таком питании отлично себя чувствует. Собирали справки для школы, проверялись — первая группа здоровья, и все анализы в норме.
Интересно, что сам Кулдип вырос в семье, где мясо почти не едят. Только мужчины могут позволить себе курицу, но дома ее никогда готовить не будут. Поэтому с самого детства он вегетарианец.
Жители деревни приходили смотреть, как йог заворачивается в асаны
Татьяна рассказывает, что, возвращаясь в Беларусь из Индии, сомневалась, правильный ли выбор они сделали. Немного подумав, поняла, что все индийское можно «привезти» и в Минск.
— Мы всегда хотели жить за городом, поэтому выкупили землю и построили дом. У нас появилась возможность проводить йога-ретриты (времяпрепровождение, посвященное духовным практикам. — Прим. авт.), йога-выходные, кулинарные мастер-классы по индийской кухне и различные семинары, например, по массажу. Люди, которым небезразлична эта культура, приезжают к нам и попадают в мини-Индию.
Мероприятия в своем загородном доме семья проводит второй год. На каждую программу в гости приезжает в среднем от 6 до 12 человек. Это люди не только из Минска, но и из других городов Беларуси. Для удобства приезжих семья сдает комнаты в гостевом доме.
До пандемии супруги с дочерью активно путешествовали. Организовывали даже йога-туры в Крым и в Индию, куда приглашали всех, кто хочет попробовать различные духовные практики.
Несмотря на то что семья по 2–3 месяца не находилась в Беларуси, очень счастлива, что их дом находится за городом. Местные сначала с удивлением относились к новому соседу, но сейчас уже нашли общий язык с индийцем.
— Для деревенских жителей первое время он был в диковинку — они приходили смотреть, как он заворачивается в асаны. Удивлялись еще, как зимой может выйти с голым торсом, пройтись босиком по снегу. Все-таки человек из страны с теплым климатом.
Но за 10 лет Беларусь стала настоящим домом, который, как отмечает сам тренер по йоге, чем-то похож на родную Индию.
— Сначала он грустил, потому что полгода почти не работал, учил русский. Сейчас говорит, что белорус, хотя и наполовину. Когда в один год на поле взошли озимые, он сказал, что это очень похоже на пейзажи в месте его рождения.
Фото Павла Русака