1200 90

Как минчане наводили чистоту в домах в начале века, и чем отличалась предновогодняя уборка

К 1913 году состоятельные минчане жили в квартирах, примерно соответствующих по «начинке» современным, разве что бытовой техники не было. И пресса того времени, а также специальные книги по домоводству содержат множество полезных советов о том, как правильно навести чистоту в своем доме накануне Рождества и Нового года. 

2

Ищите женщину

Если в современной уборке участвуют, как правило, все члены семьи, то в начале ХХ столетия взгляды на нее были совершенно иными: наведение порядка единогласно признавалось делом абсолютно не мужским и уж тем более не детским. И будь вы даже нищим студентом, снимающим угол, чистоту в комнате все равно поддерживала бы прислуга женского пола. В отдельных квартирах этим занималась (каждый день!) горничная под чутким руководством хозяйки. Отголоски таких нравов встречались в зажиточных жилищах и в 1950-е — именно так ведет себя заносчивая дама с домработницей в фильме «Девушка без адреса».

Но гораздо большее распространение имел другой вариант: прислуга «на все». Она должна была и продуктов купить на рынке, и приготовить обед, и навести порядок в квартире. Что касается мужчины, пусть даже самого передового и демократичного по убеждениям, или подростка, то в те времена со шваброй или тряпкой в руках его не могли представить даже самые смелые фантасты.

Ежедневная уборка в квартире, как правило, включала в себя проветривание, влажную обработку мебели, подоконников, рам и мытье полов (вениками их не подметали — считалось, что это бессмысленно, так как пыль поднимается вверх и оседает на поверхностях). Однако предрождественская, она же предновогодняя уборка, например, в 1910-х была намного масштабнее обычной и требовала гораздо больше усилий, поэтому на помощь горничной обязательно привлекалась сила со стороны. Для основного объема работ минчане нанимали поденщиц — крестьянок, приехавших в город на заработки. Неизменным помощником был дворник, точнее младший дворник, который, к примеру, носил воду или передвигал мебель в комнатах (старший дворник являлся слишком важным и ответственным лицом для таких целей). В самом конце приглашали полотеров, которые доводили полы до зеркального блеска. За все эти услуги хозяева платили, и конкуренция за такие временные рабочие места всегда была немалой.

Чистит все

Для каждого предмета быта начала ХХ века выработали свой рецепт, чтобы знать, что и как именно следует убирать. Делали это не торопясь, поэтому и результат сохранялся надолго. Праздник в такой квартире встречали с удовольствием, не отвлекаясь на мысли о залежавшейся по углам пыли.

Во время генеральной уборки всегда начинали с потолков и стен. С первых обметали пыль веником. Крашеные стены мыли, а заклеенные обоями сначала тоже чистили веником, а потом тщательно терли жесткой шерстяной тряпкой, на которую клали немного овсяной крупы. Протирали их и мякишем свежего белого хлеба.

После того как потолок и стены начинали выглядеть свежими, переходили к окнам. Если они были запотевшими, их протирали тряпкой, смоченной раствором из одной части глицерина и двадцати частей спирта. Впоследствии окна не становились влажными от осевших паров не меньше месяца! Для блеска стекла смазывали мелким толченым мелом, а когда он высыхал, очищали бумагой. Был и другой вариант: смочить тряпку льняным маслом и протереть, а потом пройтись шерстяной ветошью. После этого окно долгое время выглядело как новое и сияло на зимнем солнце.

muzhikov s kubami lda kopiya

Особенно аккуратного подхода требовала мебель, и здесь на подмогу уборщикам приходил целый арсенал средств, различавшихся в зависимости от ее материала и обивки. Так, полированную мебель и пианино протирали спитым чаем. Кожаную чистили фланелью, которую смачивали взбитым яичным белком. После такой обработки кожаные кресла и диваны становились как новые. Если же мебель была плюшевой, то ее драили смоченной в теплой воде губкой, а особо въевшиеся пятна оттирали очень модным в то время химикатом — бензином (в начале ХХ века он продавался в аптеках именно как чистящее средство).

Обязательным атрибутом жилища тех лет оставались свечи. Их держали даже в домах, где было электричество, и как бороться с пятнами от восковых свечей, знали даже маленькие дети. Воск аккуратно снимали и убирали загрязнение смоченной в подсолнечном масле пробкой. Главное — сделать это как можно быстрее.

К искусству с уважением

На стенах каждого уважающего себя минского жилища 1910-х в изобилии висели застекленные фотографии или (реже) картины. С ними хлопот было относительно немного. По фотоснимкам проходились влажной тряпкой. Картины, написанные маслом, покрывали смоченной влажной тканью на три часа, после чего протирали или тряпкой, пропитанной льняным маслом, или… молоком. Пыль с рам убирали сухой кистью для малярных работ, а затем чистили только что разрезанной луковицей. Бронзовые статуэтки избавляли от грязи теплой мыльной водой, в которую добавляли несколько капель нашатырного спирта, а затем полировали замшей.

Необходимой составляющей дома была, конечно, личная библиотека. Обрезы книг чистили смоченной в спирту тряпкой (история умалчивает, сколько изданий пострадало из-за проникающего внутрь горючего). Если на переплете имелось жирное пятно, на помощь приходил опять-таки бензин, после использования которого, надо думать, библиотека еще долго «благоухала» автомобильным топливом.

Мелочей не бывает

С коврами разбирались точно так же, как иногда поступаем сегодня и мы. Их выносили наружу, расстилали на земле и протирали снегом, а затем хорошо вытряхивали. Но если современная хозяйка на этом, скорее всего, и останавливается, то минчанка, жившая 110 лет назад, обязательно посыпала бы ковер мелкой столовой солью или сухими опилками, смочила бы веник в мыльной горячей воде и тщательно прошлась бы по ворсу, периодически заменяя соль и опилки свежими. Лишь после этой процедуры ковер считался вычищенным.

Металлические дверные ручки сначала обмывали огуречным рассолом или скисшим молоком, а потом до блеска натирали пастой из нашатыря и мела.

Поскольку генеральная уборка затрагивала все уголки квартиры, то не оставались в стороне ватерклозет (так называли туалеты), ванная комната и кухня. Унитазы чистили с помощью раствора соляной кислоты (100 г на литр воды): окунали туда палку с намотанной тряпкой. Ванны начинали блестеть после использования смеси пемзы и мыльного раствора, а раковины в этих комнатах, а также в кухнях оттирали обычной крупной солью.

Так как ни о каких холодильниках в тот период не мечтали даже самые состоятельные жители столицы (он стал обыденным атрибутом квартиры лишь в конце 1950-х), продукты держали в небольших ледниках или холодных комнатах — крохотных чуланах без отопления. Припасы в них лежали на кусках льда, покрытых соломой. Со временем она начинала плесневеть, и такая плесень могла переходить на стены и потолок ледника. Поэтому помещение дезинфицировали радикальным способом: убирали из него все металлические предметы, деревянные закрывали, а хранившиеся овощи засыпали песком. В центре ставили фаянсовую посуду с солью, которую заливали литром серной кислоты. Затем нужно было немедленно выйти и как можно плотнее закрыть дверь. Через пять часов ледник открывали, тщательно проветривали, чистили пол и стены. После такой обработки плесень не беспокоила хозяев минимум несколько месяцев.

3

Час за часом, день за днем

Уже из вышеперечисленного становится понятно, что финальная уборка года по масштабам больше напоминала сложный производственный процесс. От руководившей ею хозяйки квартиры она требовала множества практических знаний и навыков, смекалки и умения обращаться с помощниками, среди которых могли быть и вполне квалифицированные уборщики, и те, кто впервые в жизни увидел золоченую раму.

Некоторые процессы и вовсе растягивались на дни. Например, если в доме имелись модные китайские безделушки из слоновой кости и на них выступила желтизна, то борьба с ней превращалась в настоящее приключение. В литре воды растворяли 50 г кальцинированной соды и мыли вещицу, а затем обмазывали хлорной известью и оставляли на 10 часов. Лишь после этого раствор удаляли тряпкой. На сутки могла затянуться и борьба с грязными дощатыми полами, к примеру, в кухне. Их сначала скоблили, а особо неподатливые пятна замазывали намоченной в горячей воде белой глиной. И лишь через 24 часа мыли смесью из песка и гашеной извести.

О скором завершении предпраздничной уборки всегда извещало появление в квартире профессиональных полотеров. Они, как правило, работали артелями, и нанимали их через газеты либо дворника. Блеск на паркет наводили с помощью расплавленного в скипидаре воска. Для этого жидкость разогревали в жестяной банке, которую ставили в кастрюлю с водой. Но и здесь нужно было оставаться начеку: часто во время таких «готовок» возникали пожары, так как скипидар имеет свойство легко загораться.

Средства новые, цель старая

Впрочем, все вышеперечисленное касалось небольшой части населения Минска — той, которая могла себе позволить и прислугу, и отдельное жилье, и картины на стенах. Для большинства горожан начала ХХ столетия мечтой была не протертая до блеска к празднику статуэтка на полке и даже не чисто вымытый пол, а элементарная вода в достаточном количестве. Водопровод в городе пусть и существовал с 1874-го, однако действовал он далеко не везде. Многие жители пользовались услугами водовоза, а горячая вода считалась чуть ли не роскошью (чтобы ее получить, требовалось топить печь, а значит, дополнительно тратить дрова). Да и в целом понятия о гигиене, о необходимости навести в доме порядок даже к большим праздникам признавали далеко не все. Например, медицинские журналы сколько угодно могли убеждать людей проветривать помещения для пользы здоровья — большинство минчан упорно считало, что выпускать тепло из помещений зимой незачем, потому что опять-таки дрова дорого стоят. И даже отнюдь не бедные горожане чистоту поддерживали зачастую относительную. «Часто, входя в переднюю хорошего дома, вы находите ее грязною, безобразною, в беспорядке, и здесь уже запах ламп, кухни неприятно поражает ваше обоняние, — писала пресса. — Вы удивитесь, видя, напротив того, в приемных отличный порядок, приятную чистоту, лоск, свежесть всех предметов. В другом доме вы тотчас заметите, что прекрасный обед сервирован на чрезвычайно дурной посуде или обратно; в другом — при роскоши всех принадлежностей вам бросится в глаза худо одетая, неисправная, хотя многочисленная прислуга».

Но все-таки прошлое на то и прошлое, чтобы не повторять его ошибок и уметь видеть в нем хорошее. Несмотря на то что за 110 лет радикально изменились методы и средства, неизменным остается одно — обязательное приведение своего жилища в порядок перед праздниками.

Подготовил Вячеслав Бондаренко

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Какие изменения внесут в Кодекс об образовании, чем удивит юбилейный «Лiстапад» — читайте в «Вечёрке»

В четверг, 31 октября, вышел очередной номер «Вечернего Минска».

459999

Читайте в свежем выпуске:

  • Выборы-2025. ЦИК утвержден календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Беларуси и опубликован путеводитель по избирательной кампании. Приведем вкратце его основные моменты на стр. 6-7.
  • Обсуждению подлежит. В Кодекс об образовании планируют внести корректировки. Что изменится для школьников, абитуриентов и их родителей? Стр. 10.
  • Не стать должником. Не позднее 15 ноября белорусам необходимо уплатить имущественные налоги. В Инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Минску напомнили, как и где это можно сделать, назвали категории льготников и рассказали, что ждет в случае неуплаты. Стр. 11.

Также газета «Вечерний Минск» расскажет о том, какими новинками порадует и чем запомнится XXX Минский международный кинофестиваль «Лiстапад». Стр. 19.

Газета распространяется бесплатно и по подписке.

Генконсульства Беларуси откроют в нескольких городах России в 2025 г.

Генеральные консульства Беларуси откроют в Нижнем Новгороде, Калининграде и Владивостоке в 2025 г., сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Национальный правовой интернет-портал.

prazdniki den gerba i flaga mozolevskij 09 kopiya 1

Решение предусмотрено постановлением Совета Министров № 799 от 29 октября, которое вступает в силу с момента официального опубликования 31 октября. Документом определены сроки открытия консульств. В Нижнем Новгороде — до 1 марта следующего года, в Калининграде — до 1 июня, во Владивостоке — до 1 сентября.

Кроме того, до открытия новых генконсульств отделения посольств республики в этих российских городах будут закрыты.

Также правительство дало поручение Минфину обеспечить финансирование расходов на открытие и содержание генеральных консульств в рамках средств, выделенных МИД на эти цели. Расходы на закрытие отделений посольства в Нижнем Новгороде, Калининграде и Владивостоке покроют за счет ранее предусмотренных бюджетных средств.