Как минчане оценивают качество общего среднего образования в Беларуси
В июле — августе 2024 года Институт социологии НАН Беларуси провел республиканское исследование, посвященное изучению мнения населения о школьном обучении. По телефону опросили 900 респондентов в Минске, во всех областных городах, в ряде районных центров и сельских населенных пунктов. О результатах в столице корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал руководитель Центра оперативных исследований Института социологии НАН, кандидат социологических наук Александр Бельский.
Экзамен для школы
— Александр Михайлович, вы провели опрос в канун нового учебного года и сегодня представляете самые свежие данные. Чем вызвана такая оперативность?
— Мы находимся в условиях смены техноукладов и четвертой промышленной революции. Они стремительно меняют по всему миру и технологическую среду, и даже особенности отношений в обществе. Нам, белорусам, важно не отстать в этой гонке. Обеспечить технологический суверенитет страны можно только с помощью высококвалифицированных кадров. Их подготовка начинается со школьной скамьи. Поэтому вопросы качества школьного обучения мы рассматриваем как неотъемлемую часть современного образовательного процесса и уделяем его социологическому изучению пристальное внимание, — объяснил ученый-социолог. — Благодаря опросам населения мы получаем возможность увидеть различные его аспекты в оценках родителей и самих учащихся. Рекомендации, которые мы формулируем на их основе, способствуют выстраиванию гармоничной, отвечающей вызовам времени системы национального просвещения. Ведь школа — его фундамент. Половина участников опроса (49 %) имеют детей или внуков школьного возраста, потому эти вопросы для них жизненно важные и насущные.
По форме и содержанию
— Одним из важных новшеств стала инициатива Министерства образования о введении обязательной школьной формы. Как восприняли ее родители учащихся в столице?
— Судя по данным нашего исследования, с несколько меньшим энтузиазмом, нежели жители республики в целом, — пояснил А. Бельский. — Хорошей идеей это посчитали 51,7 % участников опроса (сумма ответов «да» и «скорее да»). Это на 15,5 % меньше, чем по республике в целом. Отрицательно относятся к обязательной школьной форме 46,9 % респондентов (сумма ответов «нет» и «скорее нет»), что на 16 % больше общереспубликанского значения.
Что касается качества системы школьного образования в Беларуси, то здесь мнения минчан, по данным опроса, распределились так. Большинство жителей столицы (64,8 %) оценивают ее положительно. Еще 25,5 % респондентов заняли нейтральную позицию.
А по мнению 9 % участников опроса, в системе школьного образования преобладают отрицательные моменты. Затруднились с ответом всего 0,8 % респондентов.
Брать ли репетиторов?
— Насколько популярны их услуги у минчан?
— Как показало наше исследование, 54,9 % жителей столицы, имеющих детей или внуков школьного возраста, отметили, что обращались к репетиторам ранее либо пользуются их услугами в настоящее время, — пояснил специалист. — Это на 13,7 % больше, чем по республике целом. Никогда не обращались к репетиторам для своих детей 45,1 % респондентов.
— Для каких целей родители оплачивают детям дополнительные занятия?
— Судя по их ответам, они это делают для того, чтобы подтянуть общую подготовку ребенка и помочь ему более успешно освоить школьную программу, — подчеркнул ученый-социолог. — Так поступают 87,2 % респондентов из числа тех, кто прибегает к услугам репетиторов. Это говорит о том, что большинство родителей стремятся к системному получению знаний детьми — в противовес экстренному натаскиванию к экзаменам. Однако экзаменационная тема в работе с репетиторами также присутствует. Для подготовки к централизованному тестированию занятия с ними выбирают 10,3 % этой категории респондентов. Еще 7,7 % — для подготовки к внутренним вступительным экзаменам в вузе. И всего 2,6 % обращаются к помощи репетиторов перед централизованным экзаменом.
В планах большинства минчан (77,5 %) воспользоваться услугами репетиторов для подготовки к ЦЭ и тестированию. Не намерены прибегать к их услугам для этого 9,9 % респондентов, затруднились дать ответ 12,6 %.
Гордое звание «учитель»
— Об уровне образования можно судить по отношению общества к учителю. Был ли в вашем исследовании такой вопрос и как на него ответили минчане?
— Действительно, социальный статус учителя говорит о многом, и мы рассматривали его в ходе опроса, — отметил А. Бельский. — Жители столицы в целом оценивают его позитивно. Высоким и скорее высоким его назвали 29,6 % респондентов, еще 48,3 % отнесли статус учителя в обществе к среднему.
При этом 20 % участников опроса считают его низким (по сумме ответов «низкий» и «скорее низкий»). Еще 2,1 % затруднились с ответом. Примечательно, что минчане на 11,3 % реже дают высокие оценки и на 9,6 % чаще — низкие. Это говорит, что они более скептичны по сравнению с жителями республики в целом.
Смотрите также: